Я хочу в школу!

За 4 года нашей прекрасной жизни вне школы я для себя разделила всех, кто забирает детей на семейное, заочное и прочее альтернативное обучение, на три группы.

Первая – средняя, не самая большая, но и не маленькая – это те, кто может учить самостоятельно и делает это успешно. А некоторые — так просто гениально!

Вторая – самая малочисленная, но она есть — те, кто учит сам, но лучше бы они этого не делали!  Такие встречаются, они, движимые многочисленными страхами, опасениями, тревогами, устраивают школу на дому… От этого много раз предостерегали И.М. Чапковский и О.Л.Соболева (не знаю, кто из них первый сформулировал мысль о том, что школа на дому еще хуже, чем госшкола).  Такие родители и рады бы так не делать. Но иначе не могут и не видят другого выхода.

И третья группа, самая большая – это такие, как я. Я никогда не учила ребенка дома! Да, я могла позаниматься или поиграть с дочкой по настроению, но  систематическая учеба с собственным ребенком вызывала у меня приступ ужаса.  Пусть в госшколе мы с ней надолго не задержались, но потом-то было много всего! Частные, семейные школы, дистант-занятия, репетиторы, даже помню, были занятия на дому с учебной феей в длинном бальном платье и на высоких каблуках – чего только не было.

И таких родителей, как я, много —  ну что поделаешь, хоумскулинг не про нас. Но я открыла для себя способ решить эту задачу: объединилась с такими же родителями, как я сама.

Вы конечно, обратили внимание, что cемейное образование в последние годы как-то невероятно оживилось.  Причем, это произошло после принятия нового закона об образовании. Я представляю, как были разочарованы московские чиновники, когда лишенные выплат за обучение детей в семье москвичи не отдали детей обратно в школы! А они-то надеялись! Ведь они доказывали, что это только нищие отщепенцы ради 8 тыс. в месяц лишают своих несчастных детей такого великого счастья как госшкола. Оказалось, что нет. Люди не только продолжали забирать детей из школ, но еще и стали объединяться! Они стали знакомиться, обмениваться опытом и даже создавать группы для обучения своих детей, нанимать для этого педагогов.

Я напомню: долгие годы у нас был всего один центр, консультирующий родителей, обучающих детей самостоятельно.  Центр Игоря Чапковского  существует еще с тех времен, когда СО было экзотикой и чуть ли не преступлением. В 1990 году появился еще центр семейного обучения на Россошанке (многие его знают по названию сайта, как «Пассионар»), они себя назвали частной школой, потому аналогов никаких не было, надо было как-то объяснить цель создания такой группы детей и ближайшим по смыслу словом, отражающем суть этого явления, было слово «школа».

За пару-тройку лет до принятия нового закона – рубеж, как ни крути – вдруг расцвели школы Монтессори и Вальфорфские школы – это был единственный на тот момент способ легализовать альтернативное обучение. Это все стремительно началось:  дочку я бы с удовольствием после сада Монтессори отдала бы в такую же школу, но их еще поблизости не было, а буквально через год они уже появились.

Позже всех запутало понятие «семейная школа». Мало кто еще понимает, что такое воообще т.н. семейная школа, почему она возникла и зачем  нужна. Многие думают, что семейная школа – это такая малюсенькая частная школа. И я стала с изумлением читать советы, о том как выбрать семейную школу, на что обращать внимание. Но дело в том, что нельзя выбрать семейную школу: это группа родителей, которая не ведет никакого набора никаких учеников. Это сами организаторы обучения в группе на стартовом этапе отбирают родителей, как правило, по убеждениям, а потом туда обычно можно попасть, только если освободилось место. Это не коммерческий проект. Это, скорее, НЕшкола, анти-школа. Ни уроков, ни оценок, ни дисциплины (это когда надо молчать и сидеть неподвижно). Российские чиновники от образования настолько дискредитировали уже само понятие школа, что от него хочется уйти как можно дальше. По правилам игры, которые  установили ДОГМ и иже с ним, только аккредитованная школа имеет право аттестовывать детей. Аккредитация не просто удесятеряет расходы, она связывает руки и делает обучающее учреждение полностью зависимым от чиновников. Она навязывает методики и учебники.  Если школа имеет аккредитацию — то это уже частная школа, то есть, такая маленькая госшкола. И надо быть Рустамом Курбатовым, чтобы  одновременно аттестовывать и хорошо обучать (в нашем, хоумскулерском смысле). А он такой один в Москве. И еще Дима Зицер в Санкт-Петербурге. Но даже у них стоимость обучения  очень высока, потому что государство не только контролирует аккредитованные образовательные учреждения, но еще и всеми способами отбирает у них деньги: где-то вымогает, где-то забирает в виде налогов.

Но, видите ли,  даже в нашей стране люди имеют право нанять вскладчину педагога, чтобы обучать своих детей — и это законом не запрещено. И никаких налогов, СЭС, Пожарнадзора, методистов и прочей, я извиняюсь,  хрени. Аккредитация не нужна, все дети при госшколах или других аккредитованных школах. Нужно помещение – и все. Иногда и помещение не нужно. Мне рассказывали, как пятеро родителей объединились, каждый взял себе один школьный предмет – это была началка – и каждый день раз в неделю брал детей к себе домой. Так, методом погружения они занимались целый день одним предметом. А были там математика, русский, чтение, окружающий мир и творческие занятия. И каждый родитель был занят всего один день. Они не нанимали педагогов, не брали помещения в аренду. Но они были яркие, самодостаточные, уверенные в своих силах, образованные люди и получилось у них все замечательно.

Потом, когда я уже нашла  единомышленников и познакомилась с разными организаторами групп семейного обучения, то много раз слышала эту фразу: «я нигде не нашел полностью устраивающую меня школу, поэтому мне пришлось ее создать.»

За 5 последних лет таких обучающих групп стало еще больше. Они появляются буквально каждый месяц.

Присоединяйтесь! Люди не просто так создают такие обучающие группы! Это  интересно, это весело, в этом есть такой невероятный драйв, такой позитив и такая  энергетика, что сделав это однажды, вы будете недоумевать, как же вы раньше могли жить без этого. Но главной вашей наградой будет счастье вашего ребенка. И его слова: «Я хочу в школу!»

(Из выступления на Конференции по семейному образованию 24 октября 2015 года. Прошло 4 года, но ничего не изменилось, разве что, семейных (не)школ стало намного больше. С.М.)

3 Comments

  1. Светлана, большой респект Вам за всё сказанное и сделанное. А разговорный стиль изложения — это, по-моему, плюс, а не минус.

  2. Аноним

    Светлана,ольшое вам спасибо за публикацию. А можете подсказать адрес центра Игоря моисевича? Благодарим за ответ.

Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Яндекс.Метрика