Cемейные школы в вопросах без ответов

Пока систематизирую информацию о семейных школах, возникает много мыслей и ощущений, которыми хочется поделиться.

Помните, когда вышел новый закон об образовании, отношения между родителями детей, обучающихся вне школы и администрации школ вдруг оказались нерегламентированы. Завуч нашей школы, которая по долгу службы занималась такими как мы, была растеряна.  Как это – без правил? Вот мы на заочной форме —  и что с нами делать? Ей приходилось идти на поводу многих наших «странных» желаний, потому что отныне ДОгМ (Департамент образования г. Москвы) больше не регламентировал наши отношения. Аттестации раз в год, исключение заданий по транскрипции из заданий по английскому языку и прочие удобные вещи были разрешены в виде исключения, пока не придут соответствующие указивки. А они так и не пришли. Школа поневоле стала меньше нас контролировать и мы сейчас получаем удовольствие от того, что все так замечательно решилось и ДОгМу от школы и от нас ничего больше не надо. Что до завуча, то ей, как мне кажется, расслабиться так и не удалось. Что и неудивительно, учитывая глубоко своеобразные управленческие, профессиональные и человеческие особенности главы упомянутого ДОгМ г-на Калины.

Но вот люди задумали создать семейную школу. Неадекватного начальника у них нет. И вообще никакого нет. Но им все-равно кажется, что есть кто-то, кто знает лучше, чем они сами. Они спрашивают: «Какие предметы в начальной школе лучше преподавать?  Что по часовой нагрузке — наверняка есть масса нюансов и фишек, которые хорошо бы знать». (Вопрос, между прочим, стащила у Чапковского — правда, с разрешения его авторов).

Да, фишек и нюансов масса. Потому что дети у всех учебных родительских групп разные.  И даже в рамках одной группы бывает нелегко решить, а какие предметы преподавать?  Например, часть родителей стремится дать детям программу в полном объеме, они хотят, чтобы их дети сдали аттестацию как можно лучше. Другая часть, к которой отношусь и я, старается дать как можно меньше информации  из школьной программы (за исключением разве что математики). Понятно, что какую-то ерунду все-равно приходится запоминать для аттестаций, но это происходит само, а учебное время лично я со своим конкретным ребенком предпочитаю тратить на творчество, на телесноориентированную психологию, на разную психологию вообще, на второй и третий языки, на театр, на лингвистику, на музыку, на спорт, на гаджеты (я извиняюсь) и на много чего еще.

Зная особенности своего ребенка, я понимаю, что нам  не нужен русский язык Канакиной и Горецкого, не особенно нужна литература, и тем более, не нужен такой бессмысленный предмет совершенно ни о чем, как окружалка, особенно в исполнении г-на Плешакова; и вообще я не хочу занимать дочь учебой с утра и пять дней в неделю. И я могу объяснить, почему я стремлюсь к одному и не нуждаюсь в другом. Но у нас сообщество, и другие родители в нем могут также конкретно объяснить что и зачем нужно их детям.

Поэтому ответа на вопрос, какие предметы в начальной школе лучше преподавать именно авторам вопроса, у меня нет. По моему мнению, его нет вообще. Этот ответ им придется найти самим, в ходе совместной работы. И скорее всего, это будет компромисс между интересами разных родителей.

И еще о нюансах. Когда вы будете набирать детей, вы обязательно столкнетесь с ситуацией, что к вам приходят не только единомышленники. Как правило, к вам придут и люди, чьи дети не смогли вписаться в школьные рамки. Таких людей обычно вполне устраивают порядки в госшколах, им не нужно никакое сообщество, они просто хотят переложить ответственность за обучение своих детей на кого-то хотя бы за деньги, раз бесплатно не получилось.   И хотя вы много раз объясните им, что вы не учите детей, как в школе, они вас все равно не услышат или неправильно поймут. У них будет к вам масса претензий и в лучшем случае они все-равно от вас уйдут, крайне недовольные. Поэтому гораздо экологичнее будет сразу им отказать. Детей, конечно жаль. Но, поверьте, вы им все-равно не поможете. Причины их гиперактивного (например) поведения связаны с поведением их родителей, которые вовсе не хотят в себе разбираться.

Еще к вам приведут детей с диагнозами. У них могут быть замечательные родители, но этим детям для обучения необходим индивидуальный формат и разные дорогостоящие специалисты, которых вы, скорее всего, не сможете себе позволить из-за ограниченного бюджета. Как правило, именно им будет принадлежать основное внимание педагогов, в ущерб остальным, неособенным детям, ради которых все изначально и затевалось.  Поэтому лучше заранее взвесить свои силы, чтобы не надорваться в начале пути и не навредить детям, для которых любое расставание очень болезненно.

Вот такая тема для размышления.

В общем, пока суть да дело, давайте уже наконец, начнем разговор о семейных школах. У меня, знаете, прямо мания величия, что именно мы с вами сейчас создаем историю альтернативного образования в России. И от нас с вами, а вовсе не от ДОгМ,  зависит, каким оно будет.

 

 

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика