57 комментариев

  1. Добрый день! Живем на юге Москвы. В 2015 дочка идет в первый класс, ребенок очень общительный и творческий, ищем педагогов и творческой среды для ее обучения.

  2. А где именно на юге? Приходите познакомиться в ближайшую к вам семейную школу для начала. Они все разные. Ожидания у родителей тоже очень разные. Я уже не говорю о том, какие разные дети. Необходимо знакомиться заранее, согласовывать намерения. Контакты есть в тексте про семейные школы.

  3. Здравствуйте. Живем в подмосковье, Ярославское шоссе. Пока безрезкльтатно пытаюсь найти единомышленников на семейное обучение. Есть ли школы в наших краях, может знаете?

  4. Елена, пока не знаю школ в ваших краях, но оставьте Ваши контакты – почту или телефон. Напишите, готовы ли Вы стать организатором или хотите присоединиться к кому-то более инициативному. Мы разместим информацию о Вас в соответствующих темах – возможно, кто-то откликнется.

  5. Спасибо за ответ. Я рассматриваю любой путь. Некоторое время назад мне позвонила мама, которая тоже рассматривает СО для своей дочки. Мы из Королева.Почта: selenal2011@mail.ru

    1. Елена, а ведь есть же семейная школа в Королёве – у нас на круглом столе были ее организаторы

      8(903)288-50-36 Даша, Рада

  6. Здравствуйте. Да я с ними пообщалась, но там уже дети пошли в первый класс. А мы только в этом сентябре.. Набрать желающих заниматься в таком формате пока не получается.

  7. Добрый день! Моя дочка тоже идет в 1 класс в 2016 году (через год) – уже подыскиваю и обдумываю варианты семейного обучения. Живем в между Красногорским и Истринским районом – знаете ли вы что-то подобное клубам, о которых вы упоминали выше там? Заранее спасибо!

  8. Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какую-либо информацию и контакты о возможности альтернативного обучения для старшеклассников,моей дочери 13 лет. Территориально расположены на западе Москвы (Юго-Западная, Тропарево). Спасибо!

  9. Подскажите школы семейного обучения в ЮЗАО Москвы кроме школы Чапковского.

    1. Центр семейной культуры «Теремок»

      Университетский проспект, дом 5
      В этом году в школе есть 1-й, 4-й, 6-й классы

      Руководитель: Живоченкова Екатерина 89036703185

  10. Добрый день, меня зовут Ольга, я являюсь студентом МПГУ факультета Педагогика и психология семейного образования (44.03.02) – и наше направление абсолютно новое – (в сфере образования) – и нам бы хотелось найти места для практики в этой области . Может Вы можете порекомендовать интересные места ?

    1. Скажите ,пожалуйста,вам интересна группа школьников или 1-2 ребенка домашнее обучение?

    2. Ольга, добрый вечер! Рассматриваем педагогов для небольшой группы детей на СО (первый класс). Если интересно – напишите на svetmar@rambler.ru

  11. Здравствуйте!
    Открываю семейную школу в САО, район Ховрино.
    Идет набор деток в 1 класс.
    Пишите на почту lmnl@yandex.ru.
    Буду рада ответить на все вопросы.

  12. а что из домашне-семейных школ есть в районе м. 1905 года -/+ 1-2 остановки метро?

  13. Есть альтернативная школа в районе метро Пушкинская: http://www.runway-school.ru/ Но я не назвала бы ее семейной, поскольку ее создали не родители, а педагоги и это, как мне кажется, сейчас больше коммерческий проект.
    Я думаю, едва ли мы придем когда-нибудь к тому, что семейные школы в Москве будут у каждой станции метро. 90% процентов родителей вполне довольны ситуацией, когда их дети большую часть времени проводят вне дома и даже дома они вынуждены выполнять школьные задания, то есть, сами родители могут не тратить на детей время и внимание. Еще 7% хоть и недовольны, но не имеют возможности ничего изменить.

  14. Здравствуйте! Дочь обучается в православной частной гимназии с очень хорошей проверенной программой. Но школа не лицензирована.поэтому нам пришлось зачислиться в общеобразовательную школу,где нам предложили в формате семейного обучения два варианта : Непосредственно семейное обучение без каких-либо льгот и вмешательств со стороны школы, и так называемый индивидуальный маршрут,который сохраняет все льготы ученика,подразумевает оснащение учебниками и рабочими материалами,но и частыми контрольными срезами. У меня назрел вопрос (не смогла найти информацию) – где конкретно прописаны права и обязанности нас как участников образовательного процесса по индивид.маршруту? Это какая-то федеральная программа или нововведение школы? Обязаны ли мы в этом случае оформлять медицинскую карту,если мы не посещаем класс и занимаемся дома?

    1. Я думаю, школа имела ввиду ИУП. Медицинскую карту, если по закону, сейчас вы оформлять не обязаны, даже если учитесь очно, но на практике школы их все-равно обычно требуют.

  15. Здравствуйте. Моя дочь учится в обычной школе с углублённым английским, 5 класс. Училась замечательно без репетиторов и помощи родителей, НО в этом году получила травму позвоночника. В связи с чем остро dстал вопрос с обучением на дому. То, что нам предложила школа-8 часов в неделю на все предметы-это слёзы, но то, что мы получили на деле-это уже истерический смех. Нет, меня пока хватает интеллектуально обучать её самостоятельно. Вот организовать уже сложно. Остро dстал вопрос о хлебе насущном, т.к. работать мне пока не светит. Скажите, предусмотрены ли какие-либо компенсации на сегодняшний день, и куда с этим обращаться? Из школы я б забрала её совсем с таким «обучением». Ну и советы касаемо обучения прим с благодарностью

    1. Аня, прежде всего я Вам очень сочувствую. Травма ребенка – тяжелое испытание. Вы не пишете, где вы живете. Ситуация с компенсациями за обучение зависит от региона. В Москве, например, сейчас ничего не платят. По сути проблемы. В 5 классе дети вполне способны учиться самостоятельно. Ведь читать, писать и считать они уже неплохо умеют. Вам от школы нужны, на мой взгляд,максимум математика и английский, их трудно осваивать самому. 8 часов в неделю – при индивидуальном подходе вполне достаточно. Другой вопрос, если и их Вы не можете получить от школы. Возможно, стоит обратиться в Департамент или в Управление образования по месту жительства, чтобы они вмешались и помогли вам.
      Предлагаю посмотреть на проблему с другой стороны. Я вот лично, наоборот, стараюсь в школе совсем избавиться от истории, литературы, биологии и некоторых других предметов. Чтобы не засорять голову ненужной информацией. Но, если бы у дочери даже был к ним интерес, то все-равно школьные учебники читать бы она не стала. Там все изложено так, чтобы совсем отбить желание учиться. Поэтому мне удивительно, зачем вообще тратить на это время и силы. Тем более, добровольно. Программа очень простая в пятом класе и даже если весь год вообще не учиться, это ни на чем не отразится. Собственно, такой эксперимент я в прошлом году проводила на своем ребенке. Сейчас она успешно учится в 6 классе в гимназии с углубленным изучением языка.

  16. Да, Светлана, в Москве. Спасибо за сочувствие…Вопрос встал как раз из-за английского. С математикой не вижу вообще никаких проблем. За месяц мы получили АЖ два урока английского. На каникулах в занятиях учитель отказал. При том, что дочь была её любимой ученицей и в больницу угодила за два дня до олимпиады по английскому. Ну и пропустила, канеш, немало. Из 8ми положенных мы получаем меньше 5ти академ. часов. Это сводится к проверке того, что я с ней освоила самостоятельно…Да и отношение к занятиям не у всех учителей адекватное. О нас могут просто забыть и не отвечать на звонки. Видимо, я должна быть счастлива уже от того, что нам понаставляли пятёрок. А реальные знания вообще никого не волнуют. Вот если б была двоечница, -может, нам бы и уделили время. Ну или я была бы счастлива, что оценки хорошие

  17. Уважаемые родители, планирующие обучать детей дома!
    Загляните в новый интерактивный учебник по русскому языку и развитию речи, разработанный совместно с сотрудниками Школы лингвистики Высшей школы экономики (Москва) и Института русского языка РАН vsrussian.com Наши упражнения для начальной школы составлены таким образом, чтобы мотивировать детей письменно выражать свои мысли и чувства. Мы используем яркие отрывки из текстов современной детской литературы, живые иллюстрации и близкие ребенку жанры от научно-популярных статей до смс.
    Будем рады вашим комментариям: мы заинтересованы в сотрудничестве с родителями.

  18. Светлана, добрый день! Очень заинтересовала тема альтернативного образования, (не)школы Москвы. Хочется с первого класса уже ходить в такую нешколу. Но собрать информацию оказалось крайне трудно, по понятным причинам эти нешколы себя не афишируют, но с другой стороны, те, кто действительно в этом заинтересован также не может найти информацию) Например, на одной из лекции Димы Зицера услышала, что есть интересная методика в нешколе в усадьбе Трубецких. Так ли это?

    1. Диме Зицеру полностью доверяю, но о нешколе в усадьбе Трубецких не слышала. Возможно, эта школа-нешкола недавно появилась?Проблема поиска школ родителями и наоборот (школы родителей тоже ведь ищут, но не хотят брать всех подряд) стоит остро, несмотря на все попытки создать базу и списки (не)школ. Поддерживать эти базы слишком уж затратно… Но большинство нешкол все-таки с нами пересекаются так или иначе, и о них есть информация на форуме.

      http://forum.ddbo.ru/viewforum.php?f=2

      Посмотрите, есть ли там что-то для вас интересное в Вашем округе.

  19. Здравствуйте! Очень интересует тема СО. Старший ребенок сейчас ходит в 3-й класс, младшая будет в сентябре поступать в 1-й. Прочтя большое количество статей на данном сайте и не только, поняла, что не поняла:) одного! Просмотрев кучу различных семейных школ, заметила, что приглашаются дети, максимум до 11 лет. А что дальше? Как же дальнейшее обучение? Что с аттестатом об окончании средней школы и тд и тп?

    1. Дело в том, что семейные школы – это такой стихийный эксперимент. Он начался одномоментно, примерно 3-4 года назад. А потом многие организаторы поняли, что организовать обучение в средней школе намного сложнее и затратнее, им не по силам. У кого-то получилось, но далеко не у всех.
      Поэтому из семейной школы кому-то уже пришлось уйти. Кто-то нашёл подходящую госшколу. Кто-то нашел семейный Клуб и целиком погрузился в СО. Кто-то стал совмещать обучение в госшколе с обучением в разных других местах.
      Я думаю, через пару лет появятся многочисленные варианты обучения и для среднешкольников. А пока мы активно обсуждаем опыт разных семей – он лайн и офф лайн.
      Сложностей с аттестатом никогда не было на СО. Тем более, их нет при совмещении разных форм обучения. Аттестующих школ полно.

  20. Здравствуйте!
    Открываю семейную школу в г. Мытищи
    Идет набор деток в 1 класс на 2017-2018 учебный год
    Пишите на почту shchepetova@hotmai.com.
    Буду рада ответить на все вопросы.

  21. Здравствуйте, Светлана!
    Мы пытаемся найти педагога для образования детей в Солнечногорске. Нас пока две семьи и поиски педагога продолжаются. Подскажите, пожалуйста, где поискать удивительных педагогов, которые готовы создавать и совершенствоваться?

  22. Здравствуйте! А существуют ли инклюзивные семейные школы? Я хочу создать такую и ищу единомышленников, но вдруг есть кто-то, кто поделится опытом? Особенно интересует, есть ли опыт обучения в семейной школе детей с аутизмом.

  23. Здравствуйте! Планирую сына- третьеклассника перевести на заочное обучение и экстерном через полгода сдать аттестацию за 4-й класс.Подскажите, пожалуйста, как в этом случае засчитываются другие предметы- риторика, физкультура, музыка, английский и тд? спасибо!

    1. Смотря где собираетесь сдавать. В некоторых частных школах вообще не нужно сдавать такие предметы, как физкультура и музыка. Но не все школы готовы принять тесты экстерном. Об этом нужно договариваться с администрацией.

  24. Добрый день, уважаемые родители и коллеги!

    У меня есть вопрос про юридические аспекты организации семейной школы: какую орг-правовую форму лучше сделать? Требуется ли лицензия? Как уменьшить налоговую нагрузку? Пожалуйста, поделитесь опытом! Или если такой вопрос уже разбирался, ткните, пожалуйста, пальцем.

    Заранее благодарю!

    1. Такие вопросы мы разбираем на встречах в нашем Клубе семейных нешкол. Тут нет однозначного ответа, каждая нешкола решает этот вопрос, исходя из того, какие родители и педагоги собираются, какие у них цели, есть ли организаторы или все вопросы решаются коллективно. Кроме того, именно с юрформой много нюансов, которые не стоит выносить на широкое обсуждение.
      Если Вы в Москве, присоединяйтесь к нашим очным встречам. Вчера прошла очередная такая встреча, следующая – в феврале. Если не в Москве, напишите мне о себе, я вас включу в нашу закрытую группу в ФБ, где можно будет это обсудить.

      1. Светлана, спасибо за ответ! Мы в Питере. Буду рада присоединиться к вам на ФБ.
        О себе. Я мама 9-летней дочери. С этого года мы на СО. Вижу, что СО в чистом виде не подходит дочери. Загорелась идеей создать семейную школу. Пока мы находимся на стадии открытия. Наша школа предполагает обучение на английском языке, по индивидуальным учебным маршрутам, с применением игровых методик. Планируется 10 учеников.

      2. Светлана, здравствуйте!
        У меня тоже вопрос по поводу организационно-правовой формы семейной школы, возникающие в связи с открытием таковой. Мы не в Москве. Как и где можно с вами пообщаться? Буду благодарна

  25. Здравствуйте! Мы живем в Астрахани. У сына 11 лет диагноз СДВГ. По мат ке и рус.бесконечные двойки, по остал.гум.предметам 4 и 5. Интеллект в порядке. Хотели бы перейти на частично- индив.план в своем лицее, а нам говорят что либо вообще на индивтдуалку уходите либо полностью в школе. А сын теряется на этих двух предметах, в силу этого Сдвг. Могу ли я как то повлиять на ситуацию и создать в школе прецедент? Они вообще отобьют желание учиться у него. Помогите пжл советом.

    1. Конечно, Вы можете повлиять на ситуацию в школе и это сделать необходимо. Потому что никто, кроме Вас не сделает этого.
      Требования школы в данном случае противоречат закону “Об образовании” и вредят интересам ребенка. Вам следует написать следующее заявление на имя директора школы:

      Прошу перевести моего сына ФИО, учащегося 6 класса, на очно-заочное обучение по индивидуальному учебному плану в соответствии с п.23 ст.2, ч.2 ст.17, п.3 ч.1 ст. 34 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.

      Прошу предоставить возможность:
      1. заочного обучения по предметам: русский язык и математика.
      2. очного обучения по предметам: литература, английский язык, история, география, биология;
      Прошу сообщить мне о форме и содержании проведения аттестации по предметам математика и русский язык, осваиваемых сыном в форме заочного обучения до 1 марта 2018 года.

      (Вы также можете потребовать от школы и включить в заявление следующее:
      В связи с необходимостью дополнительных занятий по предметам математика и русский язык (что подтверждается диагнозом, справка прилагается) прошу предоставить сыну дополнительный выходной день в неделю (указываете день недели).
      Ответственность за изучение школьной программы в этот день беру на себя. Ответственность за жизнь и здоровье ребенка в день непосещения им школы беру на себя.

      Последнего можно не делать, но я очень рекомендую, поскольку дети избыточно и бессмысленно перегружены в школе. Это сэкономит силы и очень укрепит здоровье.

      Я также очень рекомендую русский язык изучать дистанционно в Школе Ольги Соболевой. У детей с таким диагнозом очень подходит именно эта методика, которая кардинально отличается от школьного курса. В этом случае аттестации Ваш сын будет сдавать дистанционно в комфортной обстановке и они будут зачтены Вашей школой и занесены в табель успеваемости за год.

  26. Здравствуйте. Семейные классы в Балашихе. Наша школа называется “Большая Экспедиция”. Набираем 1 и 2 классы по методике В.И. Жохова. Группа продленного дня с кружками и студиями. Подготовка к школе. Сопровождение ребят на семейном обучении 3-4 классов. http://www.bigexped.ru, https://vk.com/club165792560.
    Можно ли нам разместить информацию о себе на портале “Альтернативное образование в России”? Спасибо.

  27. Здравствуйте! Я только задумываюсь о заочном-семейном обучении. Ребенку 3 только будет. Хочу собрать как можно больше информации и понять, что именно нам подходит. Какое обучение выбрать заочное с прикреплением к школе или семейное. Какая между ними разница? Возможно ли избежать контроля со стороны школы, при заочном обучении и уж тем более не учится по её программе. Отказаться от некоторых предметов, таких как: окружающий мир, школьная физкультура, так как и без школы её хватает, музыка, особенно если ребенку это ну совсем не интересно, предметы по которым не надо сдавать экзамены.
    Кто контролирует семейное образование? Где сдавать экзамены и аттестации?

    1. Алина, вопросы очень типичные и актуальные для новичков.
      Какое обучение выбрать заочное с прикреплением к школе или семейное?
      Семейное обычно выбирают, если хотят избежать промежуточных аттестаций. Заочное при госшколах предпочитают те, кому важно контролировать уровень знаний, руководствуясь при этом ФГОС. Если федеральные стандарты не являются ориентиром и хочется избежать избыточного контроля школы, то гораздо удобнее сдавать дистанционно, за небольшую плату прикрепив ребенка к частной школе http://ddbo.ru/личный-опыт/attestat/аттестующие-школы.
      Отказаться от некоторых предметов и посещать госшколу частично (два-три раза в неделю и не все предметы) можно, но не со всякой школой получится договориться. Школы имеют право вам отказать, но многие идут навстречу пожеланиям родителей, особенно, если ребенок учится хорошо.
      Кто контролирует семейное образование?
      Сейчас фактически никто. Заявление о переходе на СО носит уведомительный характер. Когда московские власти в 2013 году отказались исполнять действующий закон о выплате компенсаций за СО родителям, они тем самым лишились возможности СО контролировать. И если раньше можно было заставить родителей вернуть ребенка в школу при плохой успеваемости, то сейчас таких случаев практически нет. Формально закон это предусматривает (как, впрочем, и выплаты!) однако, как известно, строгость российских законов с лихвой компенсируется необязательностью их исполнения.

  28. Доброго времени! У меня не совсем типичный вопрос. Я не мама, а педагог начальных классов. 8 лет работала в ГОУ СОШ в Москве, сделала два выпуска, у меня были чудесные детки, прекрасная команда родителей, отучилась на психолога, занималась семейным обучением с первоклашкой, из любопытства сменила московскую школу на сельскую (Тверская область), хотелось увидеть, какие детки “на свободе-на природе”, оказалось, что всё еще печальнее. И беда не в статусе ОУ, а в системе. Сейчас активно зондирую вопрос альтернативных систем, хочу работать в Иной Школе, но информации найти не могу толком ни про условия приема педагогом, ни про какие-то специализированные курсы. Есть ли некая база вакансии Вальдорфских школ? Существуют ли необходимые обязательные курсы? Заранее спасибо за ответ.

  29. Вопрос как раз типичный! Об обучении по специальности вальдорфского педагога можно узнать в Ассоциации вальдорфских школ России, там много всего есть http://waldorf-russia.ru/resources/teaching/

    Законодательно в России альтернативные школы не существуют. Соответственно, нет и никаких правил приема. Частные школы не бывают альтернативными, поскольку они тоже в Системе и их контролируют точно также, как и госшколы. Если не строже. А госстандартам соответствуют, как все мы знаем, только детские камеры хранения.
    Здесь немного подробнее об этом
    http://ddbo.ru/alternate/как-оформлены-нешколы
    Изнутри деятельность нешкол регулируется общественной организацией “Семейные школы”, созданной педагогами и родителями для защиты интересов сообщества тех, кто официально обучает своих детей в семейной форме.

  30. Добрый день! С 7 класса мы перешли на семейную форму обучения, т.к. уехали в командировку в другую страну. Еще в 6 классе я предупредила школу об отьезде и обучении ребенка заграницей и в школе сами предложили нам написать заявление о переводе на семейную форму с указанием сроков прохождения промежуточной аттестации, что я и сделала под диктовку представителя. При этом личное дело мне не выдали. Во время каникул 3 раза в год мы приезжали в Москву и ребенок ходил в школу на занятия, писал контрольные))) но так как мы были отключены от ЭД, оценки не ставили. В июне была промежуточная аттестация по результатам которой нас перевели в 8 класс. И снова потребовали написать заявление о переводе на СФ на 2019 -2020 гг, но теперь с аттестацией в МЦКО и в срок не в какой нам удобно, а какие даты будут в МЦКО.
    После этого я стала выяснять все про СО. Как я понимаю, в 7 классе мы учились не на СО, а на заочной форме. В положении школы написано, что аттестация в МЦКО проходит только в 9 и 11 классах. Сотрудник школы, она же ответственная за иные форму образования, вообще не адекватная, говорит когда назначим аттестацию, тогда и приедете. Я понимаю, что школа нарушает закон, но как лучше сейчас действовать? Написать заявление о переводе на заочную форму или остаться на семейной? Мы и документы теперь у них не можем забрать, так как не в России. Стоит ли писать в ДОиН? Правильно я понимаю, что у школы нет оснований требовать от нас аттестацию в МЦКО за 8 класс?

  31. Да, школа нарушает закон, хотя действует в рамках внутренних инструкций, которые школы могут не выполнять, но директор рискует при этом своим рабочим местом. Так все сейчас устроено в ДОгМ.
    Вам нужно написать (и выслать письмом) заявление на заочную форму, не на семейную. Примерно такое.
    Заявление
    о зачислении в школу на заочную форму образования
    с индивидуальным учебным планом

    Прошу зачислить моего ребенка ______ на заочное обучение по индивидуальному учебному плану в 9 класс в соответствии с п.23 ст.2, ч.2 ст.17, п.3 ч.1 ст. 34 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.

    И второе заявление

    Прошу организовать и провести промежуточную аттестацию обучающегося __ класса __________________по предметам, осваиваемым в заочной форме, в соответствии с прилагаемым графиком промежуточных аттестаций.
    В соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 порядок прохождения аттестации образовательной организации определяется с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе, исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала.

    Если вам откажут, что маловероятно, то есть несколько вариантов действий, в зависимости от причин и формулировок отказа.

  32. Здравствуйте, скажите пожалуйста, семейный школы это официальные организации или просто свободные общества без устава, без регистрации?

    1. На первом этапе бывает, что это просто группа родителей, которая арендует помещение и вскладчину оплачивает педагога. Но чаще — это общественные организации, которые имеют устав и руководствуются им. При этом они могут не регистрироваться как ОО, если не ведут коммерческую деятельность. Либо могут вести такую деятельность как ИП. Это также могут быть несколько ИП без ОО или самозанятые+ОО.
      Это также может быть образовательный проект с лицензией на допобразование, в форме досугового клуба или репетиционного центра, решения. Может быть оформлен ООО, АНО и пр. Работает не по ФГОС, с детьми на СО и ЗО, поэтому ее деятельность можно отнести к допобразованию.
      Почему лицензии на основное образование нет? Чтобы не вести образовательную деятельность по ФГОС, что предполагает соблюдение норм и предписаний контролирующих органов, оценки, грифованые учебники, ВПР, МЦКО, КРО и прочее, что напрочь убивает у детей интерес к познанию и мотивацию к обучению.

  33. Добрый день!
    Ребенок, находящийся на СО, может сдавать промежуточные аттестации дистанционно в любой школе, без привязки к месту жительства или регистрации, правильно? Или не сдавать А для сдачи ГИА нужно прикрепиться к школе по месту жительства? Или хотя бы своего региона?

    1. “Для сдачи ГИА нужно прикрепиться к школе по месту жительства? Или хотя бы своего региона?”

      Это кто такое сказал?
      Крепостного права давно уже нет в России.
      ГИА можно сдать в любой школе любого региона. Государственной или частной, неважно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *