Демократические школы: что это?

Анна Козлова

В России появляется всё больше демократических школ.

Это такие школы, которые проще всего описать через то, чего у них нет. Нет уроков, нет учителей, нет программы, нет расписания…

Что же тогда у них есть?

Вера в то, что дети имеют право управлять своим образованием сами.

Каждый ребенок от природы невероятно жаден до знаний. Стоит ему только родиться и немного полежать, не успеешь оглянуться – всюду лезет, всё тащит в рот, рвётся в неизведанные пространства и задаёт множество вопросов. Он впитывает, пробует и пропускает через себя всё, что попадается ему под руку. Для него нет ничего интереснее, чем открывать новые миры – вокруг и внутри себя. С мотивацией всё в полном порядке.

Но что происходит, когда он попадает в школу? Не прошло и полугода, а он «не хочет учиться», «ленится», «немотивирован», «безынициативен»… Что изменилось?

Дело в том, что мотивация что-то делать есть только у того, кто сам отвечает за свои действия и их результат. Это как руль автомобиля, который может держать только один человек, иначе вообще никто никуда не уедет. Пока ребенок свободен постигать мир всеми доступными ему способами, он это и делает, потому что руль в его руках.

Но в тот момент, когда он приходит в школу, ему говорят «А теперь мы расскажем тебе, как, чему и в каком объеме ты должен учиться, и распишем твою жизнь по минутам» — и полностью отбирают у него ответственность за образование, и вместе с ней желание учиться.

Потому что какой смысл чем-то заниматься, если ты за это не отвечаешь?

Так вот, демократические школы – это такие пространства, где взрослые приняли решение не забирать у детей ответственность, а дать им возможность максимально раскрыть свой потенциал и тягу к познанию.

В этих школах не царит анархия; там есть однозначные правила по заботе об общем пространстве и взаимодействию между людьми. Но в плане того, как проводить своё время, чему учиться, что создавать, в чём участвовать – каждый человек полностью свободен. А все вопросы, связанные с жизнью школы, обсуждаются на общих собраниях, где голос ребенка равен голосу взрослого.

Таких школ в России около десяти, большинство из них  — в Москве. У них много общего, но каждая уникальна по-своему. Предлагаем вам узнать о том, что в них происходит, из уст их основателей.

 

Частная школа НОС

Один филиал в Истре, другой в Москве, метро Таганская.

Лика Крючкова, сооснователь НОса:

— В НОСе дети и взрослые могут реализовывать свои инициативы, жить полной жизнью, закрывать потребности в важной для себя деятельности, будь то игра, общение, учеба, творчество. Важная особенность НОСа в том, что у взрослых в среде нет целей относительно детей или других участников среды. Все вопросы мы решаем коллегиально. И каждый решает сам за себя, сам ставит себе цели, или не ставит их вовсе.

Это проект важен лично для меня тем, что он дает возможность детям жить так же насыщенно, как это происходит во взрослом мире. В современном обществе детство – это пора ограничений и навязанной ответственности. НОС позволяет детям реализовывать свои права на жизнь и развитие, на свободу мысли, права на личную жизнь, отдых и игру, и, в конце концов, права на образование – свободное от принуждения и чужих целей.

 

Школа самонаправленного образования «Бюллербю» по модели Садбери Вэлли

Москва, метро Нагатинская.

Школа «Бюллербю» — это пространство для образования и развития детей от 4 до 18 лет, в котором ученики сами определяют, чему, как и когда они учатся.

Сотрудник школы Иван Лобанов:

— На данный момент я вижу ее, как вариант наиболее целостного образования, где развитие проистекает из деятельности всей личности, где и дети и сотрудники осознанно включены в важные для них лично виды деятельности. Здесь не торопят, не жмут на тайные кнопки, не запугивают и не соблазняют. У каждого есть время и пространство для того, чтобы понимать себя и делать то, что ему в данный момент интересно и важно. Меня здесь не покидает ощущение чуда от наблюдения того, насколько мудро работает в условиях свободы человеческая психика. Как через игру, через следование собственным интересам, через взаимодействие с другими людьми разных возрастов дети набирают необходимые им навыки. Учатся говорить без помощи логопеда, договариваться друг с другом без чтения нотаций взрослыми, осваивают свое тело без указаний физрука, сами учатся читать и писать, потому что это стало нужно… При этом в каждый момент их деятельность наполнена для них живым смыслом. И траектория движения каждого полна тайн и сюрпризов. Все это очень контрастирует с традиционной школой, где детям в принудительном порядке скармливают нарезку из не запрошенных ими знаний и навыков.

 

Пространство самонаправленного образования У.Дача

Поселок Кратово, Московская область

«Что у нас тут происходит? Происходит жизнь! Всегда! Кипит! Мы общаемся, творим, сочиняем, рисуем, гуляем, считаем, готовим, пилим, шьем, режем, пишем, клеим, скучаем, грустим. Еще много-много общаемся, конфликтуем, договариваемся, пытаемся сделать что-то вместе или отдельно, оказаться в центре внимания или уединиться. Мы все сами придумываем, чем и как заниматься. Все возникающие ограничения — органичны, никаких выдуманных “границ”. Это наша учеба!

— Да, иногда люди друг другу мешают, приходится понять настоящие границы друг друга.

— Да, иногда не хватает денег в бюджете или высоты потолков.

И с этим надо что-то делать: договариваться, искать финансы, измерять, считать, узнавать. У.Дачники встречаются на Супер-кругу, вносят предложения, обсуждают, принимают решения. Идеи, рождающиеся в пространстве, умножаются его участниками, растут и крепнут благодаря работе в сообществе. И это опыт важный, настоящий. На английском языке есть специальный термин для такого образования — Self Directed Education (самонаправленное образование). Дети и взрослые cами несут ответственность за свое образование. Дети и взрослые узнают, кто они, что хотят, и с помощью каких ресурсов получить то, что они хотят.

Источник: https://www.facebook.com/groups/1552810448347780/permalink/2085696931725793/

 

Утренняя школа

Москва, метро Таганская

Сооснователь школы Анна Турчанинова:

— В этом году самое главное, что мы делаем: прокачиваем мышцу «я хочу — нахожу ресурсы и команду — планирую — делаю — анализирую и рассказываю». Мне кажется принципиально важным осознать цепочку от «хочу» к «стало». Не учить что-то делать (работать, читать, писать, прыгать, бегать), исходя из внешней задачи («надо, все так делают, мама зочет чтобы ты» и т.д.), в надежде, что у детей выработается привычка, и потом они поймут, что они хотят, и начнут реализовывать это теми же методами, как мы их научили. А начинать прямо с первого, самого важного шага — «я хочу — я хочу это сделать». Я уверена, что энергия желания сметает все преграды, если ты хочешь — ты научишься всему, все поймешь и найдешь силы. Да, сложно понять себя, сложно долго этому следовать, не все люди умеют это даже в самом зрелом возрасте, но именно это в конечном счете залог созидательного подхода и счастья.

Конечно, нам не всегда нравятся детские «хочу». Да что там говорить, и чужие взрослые «хочу» нам тоже не нравятся. Мы одни знаем, кто, что и когда должен делать. Мы считаем, что желания — это блажь, а мир движется необходимостями. Что они хотят какую-то ерунду. Что они никогда не захотят учить математику.

И все же счастье — это именно исполнение желаний. Просто если с детства внушать, что все серьезное, правильное, нужное приходит извне, от умных взрослых, а удел твоих желаний — игрушки и отдых, то да, можно этого добиться. Но сейчас наши дети хотят столько всего умного, нужного, полезного, нового, непонятного, столько всего! Знай поворачивайся.

Источник: https://mrs-truly.livejournal.com/tag/%D0%A3%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8F%D1%8F%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0

 

Пространство самонаправленного обучения «Время и место» по модели Садбери Вэлли

Москва, метро Измайлово

Мы  — клуб для детей на семейной форме обучения. У нас нет уроков, учителей и домашки, но есть много чего другого. Во-первых, есть интересное пространство, наполненное разными материалами: книгами, игрушками, материалами для творчества и рукоделия, настольными играми и др. В пространстве обязательно есть зона для двигательной активности и громких игр, а также тихая зона для индивидуальных занятий и самостоятельной сосредоточенной работы.

В-вторых, есть коллектив из детей разного возраста, которые свободно перемещаются и взаимодействуют друг с другом: общаются, играют, гуляют, придумывают совместные проекты, обогащают и расширяют сферу интересов друг друга.

В-третьих, есть внимательные и доброжелательные взрослые, готовые помочь, подсказать и поддержать, если их об этом просят.

В-четвертых, есть система самоуправления, состоящая из школьного совета и различных комитетов, в которые входят наравне и дети, и взрослые. Вся внутренняя жизнь школы регулируется правилами, которые вырабатываются школьным советом. Таким образом дети активно вовлекаются в управление пространством, берут на себя «взрослые» задачи и принимают важные решения наравне со взрослыми.​

У нас нет разделения на классы. Мы верим, что каждый ребенок учится в своем темпе. И у двух разных детей одного и того же возраста могут быть совершенно разные потребности в обучении. Кроме того, мы убеждены, что дети будут себя оценивать именно так, как оцениваем их мы, взрослые; поэтому мы хотим отойти от разделения учеников по их готовности к обучению.

Разновозрастное сообщество нам видится предпочтительным вариантом организации пространства. В такой модели все дети стремятся к единому «среднему» возрасту. Младшие ученики учатся у старших, наблюдая за ними, и чувствуют себя более уверенно, участвуя в сложных для их возраста играх и занятиях, организовать которые они бы сами не решились и, вероятно, не сумели бы. А старшие, в свою очередь, разыгрываются, начинают вести себя не так «по-взрослому», как это принято в компании сверстников. К тому же старшие дети, обучая чему-то более младших, сами получают более глубокое понимание вопроса.

Источник: https://www.xn--b1agaltbpkok2l.xn--p1ai/faq

 

Школа «Перемена» по модели Школа-парк

Московская область, Истринский район, поселок Ивановское

Ольга Иванова, основатель школы:

— Наша школа работает в концепции Школа-парк, автор этой образовательной системы Милослав Балабан. Ребята разных возрастов учатся в одном пространстве без делений на классы.  В течении учебного дня параллельно работают 4-5 предметные студии. Каждый самостоятельно выбирает и планирует свою работу. Он может успеть посетить все предложенные студии, может остаться на какой-то одной и провести весь день там.  Или выбрать себе любое другое занятие.

Цель учебы в школе-парк – развитие личного знания, накапливание самостоятельного опыта его тренировка и использование.  В начале дня мы собираемся на общий круг чтобы увидеть и поддержать друг друга, задать настроение, обменяться важными новостями, и запланировать учебный день.

Мы принимаем любую цель ребенка, при этом помним, что ребенку именно самому важно её достигнуть. А взрослому посмотреть на эту задачу глазами ребенка и по необходимости ее конкретизировать. Мы много общаемся. Рефлексируем и анализируем то, что сделали или не сделали. Делимся этим друг с другом, выступаем на студиях или заключительном общем круге.

А когда мы конфликтуем, то можем собраться на общий сбор (по желанию сторон) или обращаемся в Совет чести, в который входят ребята, выбранные общим голосованием на определенный срок. Важно, что итогом разрешения конфликта является не наказание, а рефлексия своих действий. Каждый может высказаться про себя и почему у него возникла та или иная реакция.

У нас нет домашних заданий, оценок и обязательных предметов. Но есть правила, которые мы совместно всем сообществом определили, они являются одним из самых важных критериев успешной жизни в школе. При этом правила могут изменяться, каждый член сообщества может любое правило переписать, переубедив всех остальных участников.

Мы не говорим про конкретные результаты, которые достигнет ребенок через какой-либо срок. Мы предоставляем возможности, среду, где каждый чувствует свою свободу, уникальность и индивидуальность, где есть возможность пробовать разное, учиться, развиваться, переучиваться, начинать с начала, ошибаться, слушать себя.  Мы не отгораживаемся от окружающего мира, его особенностей на современном этапе. Напротив, мы используем эти возможности по максимуму. Наша школа — это небольшая часть образовательного пространства, в котором живут дети. Мы верим и принимаем, что каждый ребенок учится постоянно, везде.

Школа Дубравушка по модели Школа-парк

Химки, Куркино, Северо-Западный район Москвы

 

Еще больше интересного о школе и образовании

в «Блоге Ани Козловой «О школе и людях»

 

Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Яндекс.Метрика