Русский язык в школе: достать чернил и плакать!

Перефразируя Пастернака, русский язык в школе: достать чернил и плакать!

Каждый раз, когда я начинаю занятия с нашими семи-восьмиклассниками, я вспоминаю слова Ольги Соболевой о том, что больше всего в учебном процессе надо бояться скуки. У нас не дети изучают русский, заметьте, а подростки. Подростки — это такие удивительные люди, которые хотят, чтобы все было серьезно и по-взрослому, но при этом готовы азартно вспоминать все-все прилагательные с двумя и одним -н, когда им нужно «спасти» нарисованного котенка. Они не будут, хоть их режь, вспоминать разряды наречий, но охотно расселят наречия по их виртуальным домикам. ОГЭ в качестве мотивации им тоже подходит, но «котенок» все-таки работает лучше. Я все время это удивляюсь! И учусь погружаться в игру так же легко, как это делают они.

Поэтому наш русский — это немножко квест. В этом, кстати, мне помогают тесты МЦКО, кишащие, как нелепостями, так и  нестандартными случаями орфографии и пунктуации: «Найдите в тексте слово, количество -н в котором определяется исключением из правила».  Составителям же невдомек, что большинству нормальных детей гораздо проще запомнить верное написание слова, чем очередное зубодробительное правило. Многие школьники пишут правильно без правил. А некоторые — только без правил и могут писать грамотно! В общем, мягко говоря, очень глупое задание, но как квест — вполне. Сложное ребята любят, потому что, как они говорят, «мозги кипят». Они часто задают такие вопросы, что мозги начинают кипеть уже у меня.  И приходится вместе с ними шерстить интернет или просить помощи у более опытных товарищей. Многие правила я стараюсь максимально упростить или даже вообще игнорировать, зато у нас почти всегда присутствуют элементы игры.   Это очень увлекательно придумывать:  у нас, например, есть  лингвистический свинарник и лингвистический крольчатник,  братство русского языка с магистром, адептами и лазутчиками,  мы устраиваем грамматические «затопления» и взрываем синтаксические «бомбы» и я об этом когда-нибудь, когда будет время,  отдельно расскажу. Многие дети нашей студии «Вместе» учатся русскому языку дистанционно в школе Соболевой и там педагог-виртуоз с огромным опытом умудряется сочетать скучные правила с интересной подачей. А  у нас совершенно неправильный русский. Моя дочь посещает оба и это, наверное, оптимально, во всяком случае, для лингвистически одаренных.

А пока немного о грустном. Автор ниже приведенного текста – психолог Сергей Пархоменко, оригинал (полная версия) тут https://newtonew.com/school/russkiy-yazyk-v-shkole-i-kak-ego-normalno-prepodavat

У автора в ЖЖ помечено, что статья большая и спорная. На мой взгляд, спорить тут особо не о чем, если человек способен анализировать информацию и не мыслит стереотипами.  Текст очень важный, искренний и отлично написанный.  Прямо хочется обнять автора за слова про эту так называемую классику: Всю «любовную» мотивацию, терзания и страдания героев школьник может воспринимать примерно с той же степенью сопереживания, как беспокойство утки осенью накануне сезонной миграции. Да, такое у нас нередко: кто-то из экспертов-практиков в очередной раз сообщает: «А король-то голый!», но общество как обычно предпочитает ничего не заметить.

Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Яндекс.Метрика