Лучшие школы — для лучших… а какие — для всех?

Хорошие школы — для лучших учеников
Что — для всех остальных?

Летово, Новая школа, Хорошкола… Большинство образовательных проектов начинается в тот момент, когда родители, не найдя хорошей — с их точки зрения — школы для собственных детей, решают ее создать. Новые частные учебные заведения созданные в этом году при участии миллиардеров – не исключение. Видимо, сделать школу для своего ребенка – это веяние времени, и неважно, сколько у тебя денег.

Школы для талантливых и богатых
В финансировании проектов, претендующих на платное, но качественное среднее образование в этом году замечены глава Сбербанка Герман Греф, владелец «Русагро» Вадим Мошкович и Никита Мишин, сделавший состояние на грузоперевозках.
Новая частная школа в Подмосковье называется «Летово». Она начнет работать только со следующего года, но в рекламе она уже — школа мирового уровня. Так считает миллиардер Мошкович, а у него-то уж была возможность посмотреть на лучшие мировые школы. Понятно, что если дети олихархов вдруг будут учиться в России, то уж конечно, среди самых одаренных. Стоимость школы 110 тыс. в месяц, не считая 11 тысяч на питание. Родители талантливых детей смогут платить меньше, но в любом случае — по максимуму, исходя из всех доходов семьи. Финансовый уровень семьи оценит банк. Реклама «Летово» в интернете атакует повсюду. Хочется сказать: ребята, ну хватит, ну 110 тысяч в месяц — это как-то чересчур.
Частной «Хорошколе» три месяца. Это тоже «лучшая школа России». Обучение здесь родителям обойдется в 80 тысяч рублей в месяц. Архитектурный проект действительно шикарный. Вместо классов – «потоки» — вот как эти люди на такое получили аккредитацию?.. Спросила бы я, если бы не знала, что это проект жены Грефа Яны. Идея «потоков» очень привлекательна; кроме того, это факт, который дает ощущение, что подход необычный, а школа – альтернативная. Ведь эпитетами в превосходной степени грешат все описания подобных проектов, а хочется понять, что стоит за ними на самом деле.
На этом фоне проект — «Новая школа» на Мосфильмовской действительно выглядит «некоммерческим». Его финансирует еще один богатейший российский бизнесмен Никита Мишин (учредитель благотворительного фонда содействия образованию “Дар”). Стоимость обучения в школе в 2017-2018 учебном году составляет 40 000 рублей в месяц. Такая стоимость стала возможной только благодаря мишинскому Фонду. Да, благотворительность для богатых – это точно новая тенденция в российском образовании. Здесь, насколько я могу судить, сделали ставку на приглашенных из топовых школ педагогов – и это, без сомнения, сильнейший аргумент в пользу школы. Как мне кажется, она действительно альтернативная в лучшем смысле этого слова, включая инновационные методики и сам подход к обучению.

Не знаю, уместно ли в данном контексте, но все же упомяну еще гимназию для одаренных детей Евгения Примакова. Поскольку тоже открылась в сентябре. Взнос 100 тыс.руб. в год, потом 50 тыс.руб за каждый месяц. Тут вообще все неясно: чьи деньги, как учат.

Как попать в топ школ ДОгМ?
Несмотря даже на озвученные суммы, попасть в эти школы может отнюдь не каждый. Берут только лучших, самых мотивированных и успешных. Желающих полно, проводят вступительные конкурсы.
Тут собственно, велосипеда изобретать не надо, все уже давно и успешно используется в так называемых сильных госшколах, для которых дети — инструмент повышения рейтинга. В топе ДОгМ вообще нет ни одной школы без жесткого конкурсного отбора. Избранные дети показывают отличные результаты, отсюда и первые места в рейтингах.
Нет, в новых школах, конечно, не будет этого, характерного для топовых школ, оценивания и запугивания на тему «вы должны соответствовать, или не должны здесь учиться». Школы действительно достойные, там точно будет интересно учиться и странно было бы им быть другими – при таких-то ресурсах. Здорово, что они есть.

Нешколы для неталантливых и небогатых
Я  отдала бы, конечно, своего ребенка в Новую школу.  Но у меня обычный ребенок, без особых талантов, недостаточно, вобщем, одаренный.  Поэтому моя дочь учится в студии «Вместе», и из названия уже ясно, что это не школа. Здесь,  мы, родители, вскладчину оплачиваем труд педагогов. У нас, увы, нет благотворительного фонда. Но основную образовательную программу дети осваивают,  есть у нас и шахматы, и робототехника, и программирование, и литературный клуб, и иностранные языки. И даже есть педагоги из тех самых  топовых госшкол, где рейтинги обеспечивает отобранный контингент, как нынче принято выражаться в государственных школах о детях. Да, лучшим педагогам интересны такие неформальные проекты. Почему? Точно не из-за денег! Наверное, из-за атмосферы, где дети – равноправные участники процесса, которые хорошо понимают, зачем и чему они учатся, где ни у кого нет никакого пиетета к ЕГЭ. И еще, видимо, потому, что нет ни над кем тут никаких чиновников с их проверками, никаких начальников с их бесценными указаниями.
Правда, дети, повторюсь, самые обычные. Но, парадокс, многие из них мотивированы к учебе: они пришли сюда из госшкол; им нравится здесь учиться потому что им есть, с чем сравнивать.
Многим почему-то кажется крамольной мысль, что не обязательно быть олигархом, чтобы создать эффективную и вдохновляющую образовательную среду. Хотя именно этим сейчас и занимаются многие родители. К счастью, не количеством бассейнов и размерами рекреаций, не стоимостью мебели и числом кружков измеряется качество обучения. За последние 5 лет появилось много самых разных образовательных проектов для средней школы. Их создают сами родители для собственных детей, объединяясь с целью создания действительно качественной обучающей среды, которую не могут предоставить им государственные общеобразовательные учреждения.
Сейчас в столице около 70 (и примерно 50 в Подмосковье) прекрасных и необычных, маленьких и средних, нелицензированных и неаккредитованных нешкол. Это действительно новое явление в сфере альтернативного образования с хорошими результатами и большими перспективами. Все проекты удивительны, неповторимы и достойны упоминания, каждый по-своему. Их опыт — для всех детей и для всех родителей. Не только для особо богатых и особо одаренных.
Да, они тоже небесплатны, родители здесь вскладчину оплачивают расходы на образовательную среду и у них совсем нет никаких спонсорских вливаний. И перспективы доходов тоже нет – видимо, благотворителям такие варианты неинтересны…
Но ведь очень важно сделать качественное образование еще и доступным. Разве только отобранные дети при богатых родителях имеют право получить нормальные условия обучения?

А представляете, как много детей можно было бы осчастливить даже при минимальном финансировании? Да даже если просто взять и снова начать исполнять действующий закон г. Москвы № 25 «О развитии образования в городе Москве» обеспечивающий выплаты родителям, выбравшим семейное образование!
Но это уже тема для следующего разговора.

 Пока писала, поняла одну важную вещь: не стоит нешколам конкурировать с подобными проектами. Это все равно невозможно. Просто надо признать: преимущество нешкол не в качестве образования (если это понимать как следование за причудами ФГОС). Дети из нешкол образованы не более, чем обычные школьники, зато более здоровы, часто более мотивированы к учебе и более самостоятельны.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика