Объединяться — полезно!

Давно собиралась представить здесь Елену Липгарт, человека, создавшего «Клуб поддержки семейного образования» и маму  четверых детей. Около 4 лет назад Лена вместе с друзьями и единомышленниками начала проводить регулярные встречи родителей, чьи дети обучаются в семье. Сегодня такие встречи в Москве проходят на трех площадках: в Крылатском, в Гольяново и на Академической.  Они бесплатны или условно бесплатны (аренда помещения оплачивается вскладчину при необходимости). Там можно пообщаться с единомышленниками, обменяться опытом, обсудить волнующие вопросы, найти друзей.  А вот подробная и практическая статья о Лене и ее вдохновляющем опыте.

http://mel.fm/2016/02/17/homeschooling

Вот сообщество «Клуб поддержки семейного образования», организованное Леной в ФБ. https://www.facebook.com/groups/946729272021879/permalink/1004249689603170/

Там много  интересного. Вот, например, один из постов Лены,  который способен представить ее куда лучше, чем это могу сделать я. Тем более, хочется сохранить «для истории» этот этап развития альтернативного образования, а Лена пишет о важной тенденции, проявившейся именно в минувшем году.

Елена Липгарт: «Хочу поговорить вот о чем: о институционализации и коммерциализации поля семейного образования. И о том, как соотносится семейное образование и альтернативное образование. Сразу скажу, что я надеюсь, что с помощью  нашей группы находят друг друга люди для самых разных проектов, и им вовсе не обязательно вполне разделять изложенные ниже взгляды. Когда я начинала проводить хоумскулерские встречи, я считала, что один из главных плюсов семейного образования — возможность максимальной индивидуализации образования.

Но

1) есть вещи, которые проще делать в масштабах больших, чем отдельная семья;

2) опыт других семей может быть полезен;

3) разные люди обладают знаниями и умениями в разных областях и могут учить друг друга.

Поэтому полезно объединяться, дружить семьями. Однако мне никогда не хотелось сделать школу, ибо для меня в семейном образовании важны также такие вещи, как участие родителей в жизни детей, и вообще «семейственность», неразделение братьев-сестер и т.п., обучение родителей наравне с детьми;  возможность максимизировать учение по собственной инициативе и минимизировать навязанное учителем (неизбежное при наличии программы).

С тех пор прошло почти 4 года. У меня десятки знакомых семейников. Вокруг возникло много разных форм их объединений. И вот теперь я наблюдаю процесс возникновения разнообразных школ. Причем, интересно, что в создании проектов существуют как бы встречные тенденции. С одной стороны, создаются коммерческие проекты, предполагающие естественное развитие и обучение (игры, прогулки, свободное общение). С другой стороны, те, кто не ходит в государственную школу и мог бы наслаждаться естественным развитием, создают школы, часто в более или менее традиционном формате. (Да, школы бывают разные, и вообще под «школой» понимают порой самые разные вещи, но это отдельная тема). И все это стоит денег.

Т.е. создание неких институтов становится хорошим тоном, отдавать детей в семейные школы или создавать их становится нормой «семейного образования», и такое «семейное образование» для многих финансово недоступно. А «настоящее» семейное образование выглядит как путь тех, кто почему-то не смог создать школу. По крайней мере, так это выглядит в нашем информационном пространстве.

Уже хочется сказать, что образование в семье — это нормально, что объединяться в школы не обязательно. Что субъектом семейного образования является семья, что она принимает решения о том, кто из ее членов, чему, как и у кого будет учиться, что не обязательно воспринимать образование как товар (а когда музыку заказывают те, кто производит товар, неизбежно речь идет о том, что этот товар нужно продать), что можно изучать разные вещи в разных местах, а не пытаться найти и собрать в одном месте преподавателей, каждый из которых подошел бы нескольким очень разным детям альтернативного класса. И напомнить, что объединяться можно по-разному.

При том, что появление разнообразных проектов, в т.ч. коммерческих, в области нешкольного образования естественно, ожидаемо и полезно, мне кажется важным, чтобы под всем этим сохранялось живое сообщество. Отношения между людьми, а не между проектами. Когда-то в книге Гатто «Фабрика марионеток» меня сильно зацепила глава, в которой сопоставляются общины и организации. Если не читали — почитайте, она доступна в сети. По-моему, он говорит очень важные вещи. Мне лично хотелось бы, чтобы существовали общины, хотелось бы способствовать тому, чтобы складывались такие естественные добровольные объединения, в которых люди соприкасаются самыми разными сторонами, и взаимодействие не ограничено чисто учебной деятельностью, в которых взрослые и дети заинтересованы друг в друге и вовлечены в жизнь друг друга. Если мы понимаем образование не только как освоение школьной программы, то существование такой общины представляется мне важным для образования. А также для социализации, для нормального развития в целом. Это, если угодно, «деревня привязанностей», в которой естественным путем развивается то, что иначе придется выращивать целенаправленно. Конечно, в современных условиях это сложно, и такое естественное развитие требует времени. Но я верю, что это возможно.

И здорово, когда получается! Когда люди ходят друг к другу в гости, организуют маленькие домашние кружки для своих детей и детей друзей, занимаются вместе самыми разными вещами, просто дружат. Мне недавно пришла в голову мысль, что в США хоумскулинг развивался и развивается так активно, вероятно, отчасти потому, что там нормально жить в частном доме. И легко позвать к себе в гости друзей и сделать свою маленькую домашнюю группу, не превращая это в некий особый институт, в «организацию». В масштабах маленькой квартиры сделать это сложнее. Но возможно.

В общем, желаю вам выращивать свою общину, ходить друг к другу в гости, экспериментировать и искать свой путь. Можно придумывать разные интересные дела, ради которых мы будем иногда собираться и вдохновлять друг друга. Показывать друг другу спектакли, рассказывать о проведенных исследованиях, петь, танцевать и музицировать, плавать, кататься на лыжах, проводить опыты, разыгрывать древнегреческие трагедии или импровизированные английские спектакли, лазать по кустам с определителями растений или решать лингвистические задачки и т.п.  Все это можно делать не только по плану педагога и не только в специально обустроенном для обучения месте. Опыт показывает, что это может происходить естественным путем, в процессе обычной жизни, если создана подходящая атмосфера. Так мы обогащаем друг друга, избегая при этом многих неприятностей целенаправленного педагогического процесса.  Мне кажется, что наряду с созданием разнообразных «центров СО», крупных альтернативно-образовательных площадок, нужно думать над созданием очно-дистанционных форм взаимодействия маленьких групп семейников, которые образуют сеть, а не сливаются в школы. Чтобы можно было участвовать в общих делах, проектах, чтобы сохранялось единство сообщества. Вот такой получился сумбурный и несколько провокационный пост».

Написанное вызвало живое обсуждение. Мнений было очень-очень много, я забрала сюда лишь некоторые, наиболее, на мой взгляд, характерные.

Оксана Татаренко: Большинство готово именно к школе, а не к чисто семейной форме обучения. Семейная форма обучения требует полной отдачи родителя, сокращения рабочих часов, постоянной психологической вовлеченности в процесс. Кроме необходимости одеть, обуть и приласкать свое чадо, родитель добровольно должен еще и перепрофилироваться, став педагогом, а и взять на себя дополнительное бремя ответственности за результат образовательного процесса. Для большинства даже самых любящих и озабоченных будущим своих отпрысков родителей — это просто непосильная ноша.

Светлана Жеребцова: Я с удовольствием бы нашла альтернативу школе, но пока не додумала, как это будет сорганизоваться с работой папы и моей деятельностью. Мне тоже кажется, что это требует большей вовлеченности и отдачи, но хочется и нужно ещё деньги зарабатывать и самой развиваться. Как это все совместить?

Dina Dianova: Лена, у нас в Студии свободного развития «Зеленое Яблоко» есть возможность устраивать разные встречи и проекты для хоумскулеров. У нас их своих (студийных) 7 человек от 6 до 11 лет, ну и группа дошкольников от 2-х лет Театральные, «строительные», английские, походные, исследовательские и пр. проекты. Если интересно, звоните 8- 917 543 43 34. Мы в Немчиновке, в собственном доме на краю леса. В арсенале — гуманистическая педагогика, фасилитация, реджио-подход, домашняя атмосфера и самовар) https://www.facebook.com/greenapple.reggioapproach/

Надежда Рязанская: Меня в моих недолгих пока еще наблюдениях задело желание делать деньги на общем досуге. Заметьте, не на образовании и т.п. Возможно, что это мои «тараканы», т.к. с досугом у нас все ок, а вот помощь в образовании иногда пригодилась бы.

Алексей Ширшов: Школа в переводе с древнегреческого и есть досуг. Образование появлялось там, где есть свободное время, где есть ресурсы. Обучение — другое дело, оно «сермяжно». Совсем необязательно прям вот учить математику, математика — это про образование, поэтому она возможна в свободном формате.

Насколько я знаю альтернативное образование, его делают не ради заработка. Обычно альтернативные школы начинаются из необходимости делать образование для своих детей. Я знаю не только свои бюджеты, но и бюджеты других образовательных проектов. Выйти в ноль — это большое достижение. А вообще организаторы школ или их супруги вынуждены зарабатывать на стороне, для того, чтоб содержать эти проекты.

Елена Шулякова: Не любой родитель может создать необходимую среду для обучения ребенку только своими силами. Нужно признать, что педагогические способности (в лучшем значении этих слов) есть далеко не у всех. Поэтому и возникают подобия школ. Но это все равно более индивидуально и интересно, чем обычные традиционные методы обучения.

Руфина Ширшова: Могу сказать про проект «Лесная школа». Да, люди платят деньги за организацию прогулок, но пока что эти прогулки не только не самоокупаемые, а убыточные. И мы, родители, идём на это, рассматривая этот проект как пространство образования для детей, своих детей и других, кто хочет присоединиться к нам. Основная задача этой школы — собрать устойчивую группу детей, которые могут реализовывать свои побуждения к познанию и развитию в соответствии своему темпо-ритму. Именно на это тратятся все усилия, на устойчивость отношений, на ту самую деревню привязанностей, в которой родители часто участвуют наравне с организаторами, и дети, окружённые заботливыми взрослыми, поддерживают друг друга. Я уверена, что и другие клубы семейного образования исходят из аналогичных целей. Я не считаю важным индивидуацию образования. В жизни очень важно уметь работать в одиночку и в команде, в постоянном слаженном коллективе и гибко и часто меняющемся, уметь соперничать в сотрудничестве и сотрудничать в соперничестве. Многое важно то, что не может дать только семья. Ребёнку важно попробовать и освоить самые разные способы, формы, темпы деятельности. А деятельность возможна в чёткой и слаженной длительной кооперации. Вот на это направлен, например, наш проект. Это бросок на 10-15 лет, и надеюсь, у нас это получится. И кому интересен деятельностный подход к образованию и развитию, те, может быть, станут с нами сотрудничать

Надежда Рязанская: Мне в этом плане — если говорить о семейной среде, и в частности, семейном образовании, понравился формат семейных лагерей, где дети — с родителями, а каждый родитель включается в том, что может вложить. Кто-то пасет малышей, кто-то проводит мастер-классы, кто-то организует игру в футбол, играет роли в спектаклях, а кто-то настольные игры, и т.д. Важна суть: объединение не детей, а семей, дети  — со своими родителями, каждый дает свой вклад. Тут есть свои нюансы, но тем не менее.

Алексей Семёнычев: Образование дома имеет большие корни — ему уже лет тридцать не меньше. Но в России опять же опыта не так много. Методики преподавания уже начинают переходить из одной семьи в другую, происходит обмен опытом. И много, кстати,  берётся из опыта самых обычных школ или методик неформального, альтернативного образования. Семьям необходима помощь в обучении — это факт. Только в какой форме? Откуда она приходит? От других семей? Если так, то не будет преемственности. Для этого необходимо место , где этот опыт будет накапливаться и где может происходить обмен. Вот это и называется Центром помощи. Но не обучения. Конечно, встречи, общины это всё хорошо, дружно и замечательно. Но они не имеют отношения к процессу сдачи аттестаций. Это тусовка. Тусовка — хорошо. Но не решение проблемы образования. Тусовки интересны только до тех пор, пока дети не начинают сепарироваться от родителей. Поэтому на практике сейчас — это родители и дети начальной школы, а то и дошкольники. Дети-хоумскулеры средней школы и выпускных классов очень мало отличаются по образу жизни от обычных школьников. Их вы уже на тусовски не затащите ( опровергните меня через два-три года). У них своя жизнь. А если учесть, что мы готовим наших детей к самостоятельной жизни раньше, чем в обычных школах, то тусовки по мастер-классам, музеям им станут интересны только, если им это правда интересно. В городских условиях такие добровольные объединения держатся на инициативе мам, возраст детей которых пока совпадает с периодом, когда они водят детей, куда захотят сами. Только их дети вырастут — всё распадётся… Мне ближе то,что сделал Чапковский.Это не семейная школа, это не клуб по интересам. Это репетиционный центр, можно сказать, тьюторский центр, решающий вполне прагматичную задачу — помощь в сдаче аттестаций. Сейчас это самый удачный проект в Москве ( как мне кажется). Да за деньги, но он решает реальную проблему образования.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Яндекс.Метрика