Форум семейных образовательных инициатив
22 ноября
14.00–17.00 (время московское)
Цели Форума
Знакомство с историей и многообразием семейных образовательных инициатив, обсуждение новых образовательных трендов, выявление проблем выбора альтернативного образования, содействие формированию сообщества родителей, ученых и педагогов, заинтересованных в эффективных практиках образования
Обсуждаемые проблемы
История и многообразие семейных образовательных инициатив и практик альтернативного образования в современной России и мире:
- А-проекты как передовые практики альтернативного образования;
- Компетенции педагогов и лидеров А-проектов, программы по их развитию;
- Взаимодействие с родителями в А-проектах;
- Субъектность и учебная самостоятельность ребенка;
- Методики обучения, которые ориентированы на процесс, а не результат.
Организаторы:
- Форум проводится при поддержке ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
- ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»
- МОО «Ассоциация семейных школ».
К участию в Форуме приглашаются
- преподаватели и студенты педагогических вузов
- представители государственных и частных образовательных организаций, семейных школ (нешкол), классов, онлайн-школ и центров аттестации
- специалисты органов управления образованием
- лидеры родительских сообществ и родители
- исследователи, занимающиеся вопросами инновационного образования и все заинтересованные лица.
Дата и время проведения: 22 ноября 2024 г.
14.00–17.00 (время московское).
Формат
Форум будет проходить в онлайн формате. Ссылки для дистанционного подключения будут направлены участникам за несколько дней до начала форума вместе с итоговой программой Форума.
ПРОГРАММА ФОРУМА
14.00 – 14.10 – открытие форума: приветствие участников и программа форума, Светлана Домрачева, председатель Правления МОО «Ассоциация семейных школ».
14.10 – 14.25 – научный доклад: «История и многообразие семейных образовательных инициатив в современной России», Елена Петряева, к.п.н., руководитель центра аналитических исследований и моделирования в образовании нии урбанистки и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ. В основу доклада положены результаты исследования «Развитие альтернативного образования в крупнейших городах РФ», поддержанного РНФ (проект № 23-28-00159,
Трансляция RUTUBE https://rutube.ru/video/31d6cb736acc892c6a061e99987b66c8
14.25 – 14.30 – перерыв
14.30 – 15.30 – мастерские
№1 «Я – автор. Какие качества должны быть у создателей и ведущих А-проекта?» На примере проекта Детская Игровая Мануфактура (ДИМ), в основе которого концепция вероятностного образования, концептуальная теория управления и практики созидания «Арт-беспредел».
Ведущий: Игорь Донченко, исполнительный директор Союза «Лига образования», организатор образовательных событий.
Мастерская пройдет в формате коллективного мыследействия с помощью 6-ти шляп мышления. Участники мастерской не только освоят этот инструмент, но и с его помощью ответят на основной вопрос, заявленный в теме мастерской.
На мастерской предполагается 3 этапа:
1. Осваиваем методику 6 шляп мышления – 15 мин
2. Мастерская «Какие качества должны быть у создателей и ведущих А-проекта» – 30 мин
3. Ответы на вопросы – 15 мин.
№2 «Развитие учебной самостоятельности ребенка».
RUTUBE-Трансляция https://rutube.ru/video/6ef6db86f7e97813fccb0bb164d45ec5
Ведущий: Павел Шиварёв, один из соорганизаторов сообщества Семейная (не)школа «Искатели» и учредитель частной Монтессори-школы «Марко Поло» в Калининграде, опыт в образовании 30 лет.
Ключевые вопросы:
1. Ученики в А-проекте. Что такое учебная самостоятельность и как с ней работать?
2. Как сделать так чтобы ребенок стал субъектом образования?
3. Что такое учебная самостоятельность и чем она отличается от послушания?
4. Что можно выбирать в образовании. Как поддержать самостоятельность на каждом этапе ее развития?
Мастерская ориентирована на создателей «А-проектов», которым интересна, интеграция практик развития самостоятельности в свои проекты. В ходе мастерской будет представлено только то, что апробировано в собственной практике и доказало свою эффективность.
На мастерской предполагается 4 этапа:
1) Учебная самостоятельность – что это такое – лекция с элементами дискуссии;
2) Сферы ответственности (какие условия для самостоятельности есть в вашей школ, в семье, в вашей собственной учебе) – практикум;
3) Уровни учебной самостоятельности – метод экспресс-диагностики и стратегии работы взрослого на каждом уровне практикум;
4) Ответы на вопросы и сбор обратной связи о практикуме.
RUTUBE–Трансляция https://rutube.ru/video/75148d42e77beab1aeb59cd200f9edc5
№3 «Работа с кадрами. Выращивание педагогов для свободных школ».
Ведущий: Василина Шишкина, руководитель центра альтернативного образования «Познание», эксперт по управленческому консалтингу.
Ключевые вопросы:
1. Как определить, что учитель подходит для свободной школы? Система подбора, которая гарантирует 80% успеха в подготовке кадров.
2. Система обучения и наставничества. Главные критерии для подготовки кадров
3. Система оценки
4. Формирование и поддержание лояльности учителей проекту
RUTUBE–Трансляция https://rutube.ru/video/914b7ad628ac8fb7cdea85eca00d9943/
№4. «Взаимодействие с родителями в А-проектах».
Ведущий: Ольга Цой, основательница одной из первых альтернативных школ в России, создатель клуба-лаборатории «Академия Фонариков», мастер эвристической среды.
Ключевые вопросы:
1. Кто такие родители в А-проекте: заказчики, клиенты, партнеры, единомышленники, вместе взращивающие детей?
2. Как определить созвучных проекту родителей?
3. Как строить многолетние благополучные отношения?
4. Какие есть инструменты для гармоничного решения любых вопросов и задач?
На мастерской предполагается три этапа:
1. О мотивах, подходах и инструментах взаимодействия с родителями – 15 мин
2. Интерактив «Как семье и школе определить свою созвучность» – 30 мин
3. Ответы на вопросы – 15 мин
RUTUBE–Трансляция https://rutube.ru/video/104a26124b06913e6ad31c0a7acaa879
№5. «Как работают школы без предметников?»
Ведущий: Вадим Полюга, руководитель флагманского проекта агентства стратегических инициатив Ай-Куб.
Ключевые вопросы: Почему сочетание цифровой платформы и настольных игр ускоряет академические достижения? Как ученик может получать объективные подтверждения своих успехов и неудач самостоятельно, без участия учителя?
Трансляция https://rutube.ru/video/3e1b9284b0cd20b1c72e2d854026edf7
№6. «Как выглядит и работает иная модель школы. Если нет классов и уроков, то что есть? Парк-школа vs классно-урочная система».
Ведущие: Елизавета Марголина, Елена Лебедева, Светлана Стронова, организаторы Школы-Парк «Лестница», г. Севастополь.
Ключевые вопросы: Кто в детстве не мечтал, чтобы в школе отменили все уроки и не ставили оценок? Но как тогда будет выглядеть школа и школа ли это вообще? Давайте пофантазируем, как это могло бы быть. Что вам кажется важным для развития современного юного человека? Что должно быть в школе, а что уже давно устарело?
А потом мы сопоставим то, что получилось со школой-парк и расскажем, как это работает в реальности.
Приходите, будем моделировать школу вместе!
RUTUBE _Трансляция https://rutube.ru/video/0d01e838f8bb36ea2476a8ee5f6be6c8
15.30 – 15.40 – Перерыв
15.40 – 17.00 – Итоговая дискуссия «Что делает школу А-школой?», модератор Елена Кириченко, к.п.н., доцент кафедры педагогических технологий ФГБОУ ВО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского», руководитель лаборатории семейного образования НЦ РАО ЯГПУ.
RUTUBE–Трансляция https://rutube.ru/video/31d6cb736acc892c6a061e99987b66c8/
ТЕЗАУРУС ФОРУМА
Альтернативное образование
В широком контексте
– это совокупность образовательных практик, отличающихся от общепринятого, официально установленного образования, и как общественное движение, отрицающие формальное школьное образование (Источник: тезаурус ЮНЕСКО).
В узком контексте
– это образование, вызванное социокультурными изменениями и желанием демократизировать образование посредством родительского выбора, и имеющее корни в прогрессивной теории образования, гуманистической психологии. Альтернативное образование в этом подходе фокусируется на целостном развитии, индивидуальном обучении, отсутствием привычной оценки.
Семейные образовательные инициативы – это самостоятельные действия и программы, организованные семьями для обучения и развития детей вне государственной общеобразовательной системы. Основная цель семейной образовательной инициативы – предоставить детям возможность получать знания и навыки в форме, соответствующей их интересам и потребностям, а также укрепить связь между членами семьи через совместное обучение. Внутри семейных образовательных инициатив не ведется образовательная деятельность, они не нуждаются в лицензии. Семейные образовательные инициативы – часть альтернативного образования.
А-проекты (А-школы) – это проекты, которые не ведут образовательную деятельность, не имеют лицензии, основаны на концепциях самонаправленного или вероятностного образования. Родители через реализацию права на обучение и развитие своих детей помогают им достигнуть образовательных результатов. Ориентиром для А-проектов является ГИА, а не ФГОС.
Семейная школа (или нешкола) — это общественное объединение или семейно-психолого-педагогическое сообщество, созданное родителями для образования и воспитания своих детей без образования юридического лица. Деятельность семейных школ не является образовательной деятельностью, так как они не предоставляют услуг третьим лицам, а объединяют семьи и людей, занимающихся самообразованием, не имеют лицензии и аккредитации.
Оргкомитет:
- Петряева Елена Юрьевна, к.п.н., руководитель центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ, petryaevaeyu@mgpu.ru, 8-916-297-22-47.
- Кириченко Елена Борисовна, к.п.н., доцент кафедры педагогических технологий ФГБОУ ВО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского», руководитель лаборатории семейного образования НЦ РАО ЯГПУ, ekirichenko74@mail.ru 8-902-225-44-20
- Домрачева Светлана Николаевна, журналист, председатель Правления МОО «Ассоциация семейных школ», член Правления Союза просветителей и просветительских организаций «Лига образования» marzeeva@mail.ru 8-910-405-80-47