Государство и альтернативные школы
Законодательно в России альтернативные школы не существуют. У нас есть госшколы, частные школы и есть дети, получающие образование в семейной или заочной форме.
Школы и вообще любые юрлица (даже ИП, если нанимает других педагогов), занимающиеся обучением, должны иметь образовательную лицензию.
Единственное исключение российский закон делает для педагогов (репетиторов), оформивших ИП. Они имеют право обучать группы детей, находящихся на СО или ЗО. Им просто надо заключить договор об оказании образовательных услуг персонально с каждым родителем.
Именно так поступают семейные школы (нешколы), то есть, группы родителей, которые вскладчину нанимают педагогов, имеющих статус ИП, для обучения своих детей. «Ассоциация семейных школ» создана в том числе, для того, чтобы помочь родителям во всем этом разобраться и юридически грамотно оформить.
Подытожу: у нас в стране официально обучать детей без лицензии могут их мама с папой или учитель, имеющий ИП.
Всё.
Никаких «свободных», «авторских», «прогрессивных» «демократических» и даже «семейных» школ в России официально не существует. ОО «Семейные школы» объединяет вовсе не школы, а родителей. Иначе говоря, мы объединяем нешколы.
Те, кто продаёт сегодня свои рассказы, инструкции, «франшизы», пособия, руководства «как создать свою школу» и т.п. вводят народ в заблуждение. Так как призывают заниматься, по сути, незаконным предпринимательством. Понятно, что подобные организаторы альтернативных школ планируют получить лицензию в перспективе. Однако, сделав это, они станут обычными частными школами, которые будут отличаются от госшкол только размером классов и непомерной, несопоставимой с доходами россиян, ценой. А свободолюбивые замыслы их создателей будут немедленно разрушены множественными проверками чиновников. Ничего альтернативного, логичного и разумного стандартам и нормам давно уже не соответствует. Только детские камеры хранения, только хардкор. Замкнутый круг, да.
Но выход есть.
Во-первых, есть группы родителей, которые обучают детей вскладчину. Они развиваются очень успешно и абсолютно легально.
Во-вторых, если взять эти вот образовательные проекты, которые еще не школы, но уже не группы, то многие из них тоже перспективны и популярны. Где-то они не вполне легальны, но в России суровость законов компенсируется необязательностью их исполнения. (Когда-то это звучало как шутка, но уже давно не смешно). Штраф за нелегальную образовательную деятельность совсем невелик, особенно, для физлиц (1 тыс. рублей). А практика показывает, что часто обходятся вообще без него. У чиновников ведь тоже есть дети.
Меня спрашивали: а если нет программы по ФГОС или вообще нет программы – лицензия не нужна, так как это не образовательная деятельность?
Если нет программы по ФГОС, то можно обойтись лицензией на доп. образование, так некоторые и делают. Но тогда нельзя называться школой. А в схемах с ИП никто не скрывает образовательную деятельность.