Аттестации на СО: опыт Удмуртии
С необходимостью организации проверки знаний детей на семейном или заочном образовании рано или поздно сталкивается каждый родитель. Несмотря на то, что право на бесплатные аттестации есть у каждого школьника, реализовать его зачастую совсем непросто.
Впервые в России проблема с бесплатным тестированием решена на уровне республики. Этот опыт возможно применить и в других регионах, считает руководитель Интеллектуального клуба «REBUS» в Ижевске Наталья Дьяконова, благодаря которой и появилась общая аттестационная платформа.
Наталья – журналист, тьютор, магистр педагогики и психологии и мама двоих школьников. Несколько лет она работала в официальной образовательной системе, пока не убедилась, что большинство ее навыков и компетенций там не востребованы. «И тогда, – рассказывает Наталья, – я посмотрела в другую сторону, в сторону альтернативного образования».
Однако реализовать новые идеи на старом месте не получилось, директор и коллектив школы оказались к переменам не готовы. Тогда Наталья вышла из госструктуры и стала искать коллег, которые тоже были бы заинтересованы в новых формах и методах работы и хотели бы развиваться в сфере педагогики. Постепенно образовалось сообщество педагогов, работающих в формате закрытого семейного клуба. Здесь обучали детей иначе, чем в госшколах, опираясь на индивидуальные учебные планы, индивидуальные образовательные маршруты, использовали обучение в разновозрастных группах, метапредметный подход.
Наконец, настал момент, когда, набравшись опыта, Клуб открыл свои двери для всех желающих. И тут оказалось, что большинству родителей совсем не нужны никакие новые формы, новаторские приемы, методики и идеи. Их вполне устраивает та же самая школа, в которую ходили и они сами. Менять привычные способы обучения почти никто не был готов, точно так же, как и в той госшколе, где прежде работала Наталья Дьяконова.
Всем хотелось просто более комфортной атмосферы, более компетентных и понимающих педагогов. Если бы созданное Натальей профессиональное творческое сообщество выбрало этот путь, наверное, одной хорошей частной школой и одним успешным бизнесом в Ижевске стало бы больше…
Так вышло, например, в Москве, где в последнее время одна за другой открылись школы для богатых, очень богатых и очень-очень богатых. «Новая школа», «Хорошкола», «Летово». Никто не назовет эти образовательные учреждения плохими; конечно, они намного лучше государственных школ. Вот только одна загвоздка: а куда податься всем остальным, обычным детям, со средними способностями и средними доходами у родителей, не слишком богатым и не особо одаренным?
Есть ли в России другой путь к качественному образованию, путь, доступный для всех?
Конечно, есть, считает Наталья Дьяконова, и она выбрала именно такой: «Мы выстраиваем образовательную траекторию для каждого ученика, ориентируясь на его потребности и особенности. В этом процессе мы сопровождаем не просто ребенка, а всю семью. Здесь работают не только педагоги, но и тьюторы, психотерапевты, неврологи, логопеды».
Вместе с ростом количества родителей, приходящих за помощью в Клуб, росло и внимание к его работе со стороны Министерства образования, однако, далеко не всегда это внимание было доброжелательным. К примеру, в какой-то момент чиновники пожелали получить списки всех учеников, которые обращались в Клуб, то есть, выбирали другие, нежели привычная очная, формы образования. На что Наталья твердо сказала, что об этом не может быть и речи. «Давайте создадим удобные условия для аттестаций и люди придут к вам сами», – предложила она.
Единая аттестационная площадка была очень необходима Клубу для успешной работы. «Мы исходили из того, что право на бесплатное тестирование есть у каждого ученика и это право должно быть реализовано в регионе». – рассказывает Наталья.
Однако добиться этого удалось далеко не сразу. Даже долгое сотрудничество с Министерством не помогло, если бы не нашелся директор, который не побоялся взять на себя этот груз: аттестации для учеников, выбравших очно-заочную или заочную форму обучения. У Клуба был опыт сотрудничества с Морозовой Ириной Александровной, как руководителем лицея. Опыт оказался благоприятным. Это и позволило приступить к реализации проекта по единой аттестационной площадке в республике. Аттестационную площадку создали на базе БУОШИ УР «Республиканский лицей-интернат» п.Италмас. В 2019 году Лицею выделили 60 мест для апробирования экспериментальной площадки. Уже на начало 2020-2021 учебного года мест предполагается в два раза больше.
Это не значит, что обучающиеся не могут аттестовываться в любых других образовательных организациях республики. Просто появилась прекрасная возможность сотрудничать с педагогами, которые понимают особенности учеников на альтернативных формах обучения, специфику работы по индивидуальным учебным планам, мобильны в принятии решений.
Подробностями Наталья Дьяконова поделилась в небольшом интервью.
– Все ли родители знают о такой возможности?
– Безусловно, сарафанное радио работает быстро. Как мы и предполагали, из укрытия вышли многие «пропавшие ученики». Ничего невероятного. Просто человеческие условия для аттестаций на законных основаниях. Это правильно.
Если говорить про клуб «REBUS», то в России о нас знают больше, чем в родном Ижевске. Мы никогда не занимались собственным продвижением, не участвовали в рекламных кампаниях. Мы много учились, работали на конференциях и семинарах. Всегда с удовольствием делились опытом диагностической работы, метапредметными результатами и многим другим. И наши коллеги из государственных школ стали рекомендовать ученикам «REBUS». И конечно, советы родителей друг другу из уст в уста. Это высшая степень признания для нас.
В Ижевске есть проекты, которые ведут активную рекламную компанию, называя себя частными школами, мы даже направляем туда родителей, которые ищут что-то подобное. И теперь эти чатсные школы тоже имеют возможность аттестовывать детей на базе Лицея. Более того, наш Клуб подойдет далеко не всем родителям, о чем мы честно заранее предупреждаем. Клуб «REBUS» это – не школа, на которую можно перекинуть ответственность, здесь папам и мамам самим придется отвечать за образование ребенка и трудиться над этим, а также и над собой.
– Многим родителям приходится отказывать?
– Мы стараемся не отказывать. Всем даем возможность попробовать. Как правило, люди сами приходят к выводу, что мы – не их вариант. Мы никогда не проводим отбор детей, еще можем отбирать родителей, но детей – нет. В Клуб обращаются сверхуспешные и совсем неуспешные ученики. Диапазон способностей огромный. Но есть одна объединяющая всех особенность – приходят люди думающие, уважающие личность в ребенке. С каждым ведется большая работа, специалисты помогают и детям, и родителям.
– Ваши собственные дети учатся в Клубе?
– Да, и сын, и дочь. Сын в первом-втором классе учился в лицее, сам захотел получить этот опыт. И он легко справлялся с учебой, но я видела, как постепенно потух его взгляд, прошел интерес к учебе и к жизни. Он принял участие в одной из летних программ Клуба «REBUS» и спросил, можно ли так учиться весь год. Мы решили попробовать. Два года учился в Клубе и сдал экзамены на поступление в один из лицеев в профильный класс информационных технологий, вошел в тройку лучших результатов, но оказалось, что там происходит совсем не то, что он себе представлял, и сын снова вернулся на заочную форму обучения.
– Как вы дальше видите развитие своего Клуба?
На сегодняшний день «REBUS» – это тьюторская лаборатория, диагностический центр, юридическая поддержка в сфере образования и сопровождение детей на альтернативных формах обучения. Все эти форматы крайне актуальны и будут развиваться дальше. Мы видим, что можем быть полезны в сфере образования в широком смысле. Готовы к сотрудничеству с государственными школами и центрами дополнительного образования.