МШСО (Наши Пенаты) и Олимп плюс: социализация для тех, кто не ходит в школу
МШСО (Наши Пенаты) и Олимп плюс с помощью своих офлайн-мероприятий решают проблему, которой всегда пугают родителей.
“В мире вообще мало стран, где можно не ходить в школу, а у российских детей такая возможность есть”.
На вопросы отвечают заместитель директора по качеству образования МШСО (Наши Пенаты) Виктория Пшеничникова и заместитель руководителя по экономике и хозяйству ЧУ СОШ «Олимп плюс» Сергей Чураков.
Интервью взяла Светлана Марзеева.
– Сколько лет вы занимаетесь заочным обучением?
– МШСО занимается заочным обучением с 2014 года, но бурный рост начался с появлением платформы IBLS в 2017 году.
– А когда к платформе присоединился «Олимп плюс»?
– В 2019 году. Это совпало с решением города уравнять финансирование детей в государственных и в частных школах (раньше частные школы тоже получали субсидии от государства на своих учеников, но примерно в два раза меньше) и мы получили возможность серьезно развивать сервисы, направленные на повышение качества обучения.
– Интересно, понимали ли городские власти, что таким образом стимулировали развитие альтернативных форм образования…
– Во всяком случае, закон «Об образовании в РФ» № 273 написан очень осознанно и предоставляет широкие возможности. В мире вообще мало стран, где можно не ходить в школу, а у российских детей такая возможность есть. В нашей стране достаточно объективных причин для существования разных форм обучения, например, тот факт, что не везде школа находится в шаговой доступности.
– Сколько детей сейчас учатся заочно?
– Примерно 6000 в МШСО и 1700 в «Олимп плюс».
– Что изменилось за эти годы?
– Мы внедрили в практику разработанный нами инструмент дистанционного обучения – школьную электронную образовательную платформу IBLS: с тех пор с каждым годом у нас стало появляться все больше новых возможностей и новых элементов образовательной среды. Добавился разнообразный образовательный контент, а с этого учебного года еще и полноценная онлайн-школа.
Родители выбирают дистанционное обучение по разным причинам, у них разные обстоятельства и совершенно разное видение образования для своего ребенка. Поэтому в своих школах мы выстраиваем образовательную среду с множеством возможностей. Ученик вправе использовать их по желанию: учиться по учебнику или осваивать материал по видео-урокам на платформе, встречаться с учителем онлайн или как-то иначе делать – это его выбор. Но есть важная деталь: если в очной школе родители могут устраниться от обучения, то в заочной обязательно должен быть кто-то взрослый – домашний куратор, тьютор, наставник – кто-то, кто поможет ребенку запустить механизм его самообразования.
Мы не фокусируемся на посещаемости, на том, какие учебники выбирают в семье, как они организуют свой день, каждый идет по своей особенной траектории, наша задача – дать инструменты и ориентиры, реперные точки, которые позволят гарантированно, при следовании нашим рекомендациям, получить аттестат об общем и среднем образовании.
– Одна из возможностей, которые сегодня заочникам предоставляют только ваши школы – это решение проблем с социализацией, которой так пугают родителей.
– Да, это наша фишка, мы проводим много офлайн-мероприятий для детей на заочном обучении. Организуем экскурсии в музеи, в театры, выезды в другие города, туристические походы, под это мы готовим образовательные программы, обеспечиваем сопровождение и безопасность.
Несколько раз в год проходят выездные школы с увлекательной игровой программой и с познавательной составляющей.
Два года все это мы делали совершенно бесплатно, сейчас выездная школа, которая проходит на базе кампуса в «Олимпе» стала платной, но с большой скидкой для наших учащихся (для внешних детей цена выше). Но даже на платные выезды огромный спрос, билеты разбирают за два часа.
Недавно у нас появилась новая площадка на Китай-городе, и мы планируем часть активностей перенести туда, там наши заочники могут пообщаться с преподавателями и со сверстниками, будем проводить там праздники.
Для родителей у нас есть очные коворкинги и много встреч со специалистами, офлайн и онлайн. Прошлой осенью более 500 человек собрал наш Форум и Конференция альтернативного образования, его мы планируем сделать ежегодным. Все это нам позволяет коммуницировать со всем сообществом, получать обратную связь, понимать, какие есть запросы и потребности. Идей много, это направление развивается очень активно.
– Можно ли у вас сдать аттестацию по одному предмету?
– Пока нельзя, но мы планируем организовать онлайн-занятия по отдельным предметам и тогда, в случае, если ребенок прошёл курс по какому-то предмету, он может получить документ о своих результатах. Мы понимаем, что есть запрос на это от учеников государственных школ, постараемся его реализовать.
– А вы сами готовы принять такой документ от своих учеников?
– Мы принимаем к зачету результаты других образовательных организаций, например, сертификат по освоению иностранного языка.
– Вы принимаете аттестации из других школ, если школа лицензирована?
– Даже из нелицензированной, мы рассматриваем, где и какие получены результаты и применимы ли они к российскому учебному плану.
– Принимаете ли вы детей с ОВЗ?
– Мы, конечно же, работаем с особенными детьми. Например, аллергия или астма требует особых условий для занятий – для нас эти дети тоже особенные. В системе дистанционного обучения для каждого ребенка есть возможность делать что-то особенное: индивидуализация в образовании у нас максимальная. Заочная форма позволяет делать абсолютно разные образовательные треки.
Обычно, родители стараются не распространяться о том, что у их ребенка есть особенности. Многие говорят: нам ничего специального не надо, даже если их детям требуются специальные условия обучения и подготовленные для обучения специалисты. Они боятся, что мы такого ученика не примем. Дело в том, что в заочной форме обучения невозможно создать условия, позволяющие осуществлять коррекционную педагогику в объеме требований адаптированных программ. Школьные педагоги-психологи могут применять свои компетенции настолько, насколько позволяет онлайн-формат. В случаях, определённых психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), прежде всего требуется адаптация особенного ребенка в социуме, взаимодействие и приспособление в окружающем мире. Дистанционно коррекции не добиться. Поэтому в заочной форме нет специальных классов для таких детей. И если родители скрывают информацию о диагнозе и требованиях ПМПК, а мы обучаем этих детей в обычных условиях, то мы нарушаем права ребенка. Таким семьям мы рекомендуем обращаться в школы, специализирующиеся на коррекционной педагогике и обладающих достаточными ресурсами для ее реализации.
Много детей приходит к нам без диагноза ОВЗ, но с особыми образовательными потребностями, и мы максимально идем навстречу, меняя ритм и темп образовательного процесса. Выпускники с заключением медико-психологической выходят на государственную итоговую аттестацию в формате ГВЭ (государственного выпускного экзамена) – по его результатам тоже получают обычный аттестат.
– Можно ли поступить к вам в школу, если нет документов об успешной сдаче аттестаций за предыдущие классы?
– Да, можно, но если у вас не закрыта аттестация за начальную ступень, то вам придется сначала пройти аттестацию за начальную ступень. В основной ступени мы даем контрольные по материалу предыдущего класса. Например, если ученик успешно выполнил работу за 8 класс, то нет необходимости проверять его знания за 7, 6 и так далее классы.
________________________________________________________________________________________
Международная Школа Смешанного обучения («Наши Пенаты») и «Олимп плюс» на платформе IBLS – важные детали о школах
Уникальность: множество очных/офлайн мероприятий для детей на заочном обучении, позволяющих детям знакомиться, общаться и заниматься интересными делами вместе.
Сколько лет занимается заочным обучением: 8 лет.
Заочная форма: дистанционное обучение; занятия/лекции ежедневно онлайн: по желанию, в потоке от 80-ти до 200 человек.
Аттестация: дистанционно, с ограничением времени.
Вступительная диагностика: в форме тестирования (контрольная работа) – математика и русский, обязательны для поступающих в 8, 9 и 10, 11 классы.
Стоимость обучения: для москвичей 3, 5 тысяч рублей в год; для иногородних – 7 тыс. в месяц.
Прием в школу учеников, ранее не сдававших промежуточные аттестации: возможен при условии успешного тестирования по всем предметам за предыдущий класс.
Особые условия для семейных школ: есть.
Поддержка получающих образование в семейной форме (СО): доступ к образовательным ресурсам школы – 16 тысяч рублей за учебный год.