Школа “Пенаты”: Обещания и реальность
Внимание: автор не рекомендует школу “Пенаты” для аттестаций в связи с ее неэтичным поведением: школа отказывается от общения с родителями в случае неисполнения посредниками своих обязательств.
После того как в самом начале учебного года платформа «Сотворчество» внезапно поменяла условия прохождения ПА, многие родители пожелали вернуть свои деньги и документы, однако удалось это далеко не всем. Не только ИП. Калмыкова А.М. игнорировало все обращения, но и аттестующая школа «Пенаты», где числись дети из пострадавших семей, со своей стороны также отказалась возвращать документы, выдавать справки, предоставлять информацию о процессе прохождения аттестации и т.п. Родителей не пустили даже на порог школы «Пенаты», предлагая обращаться в ИП. Таким образом, родители, оказались в ловушке уловок оферты ИП, где с одной стороны ИП не обязана им после зачисления ничего, с другой стороны, школа тоже после зачисления не обязана им ничего.
Этот опыт показал, что семьи беззащитны перед уловками оферты и не могут повлиять на поведение школы. Школа пользуется услугами посредника, чтобы получить деньги за прикрепленных к ней детей, но при этом отказывается от общения с родителями в случае неисполнения посредниками своих обязательств.
В ноябре 2024 года я передавала через Александру Булат письмо от родителей, но и в этом случае мы не получили ответа. Радует, что подобная ситуация – скорее, исключение, чем правило: не все школы таковы. Считаю, что данное интервью, взятое осенью 2023 года, наглядно демонстрирует разницу между тем, что официально утверждается и тем, что потом происходит на самом деле.
Руководитель отдела заочного и семейного образования ОАНО СОШ “Пенаты” АЛЕКСАНДРА БУЛАТ:
«Двойки – это не проблема семейного образования, это проблема конкретных обучающихся».
Интервью взяла Светлана Марзеева
– Александра, сколько лет ваша школа занимается семейным и заочным обучением?
– Школе «Пенаты» уже более 25 лет. Основатель, учредитель и бессменный директор нашей школы – Веретильная Елена Анатольевна. Более семи лет назад Елена Анатольевна активно начала создавать в школе условия для семейного и заочного образования. Сейчас в школе большой отдел с квалифицированными специалистами. За эти годы у нас прошли аттестации примерно 70 тысяч обучающихся.
– А сколько детей у вас сейчас учатся?
– Сейчас у нас 1700 заочников и около 13 тыс. обучающихся на семейном образовании. В этом году в школе «Пенаты» получат аттестаты, в том числе с отличием, более 400 выпускников 9 класса и более 200 выпускников 11 класса. Среди них ожидается много медалистов.
– Особенность именно вашей школы – активная работа с посредниками.
– Да, у нас много партнеров, у каждого из них свои условия. Выделять никого не хочется, мы всех ценим и дорожим нашим сотрудничеством.
– Каковы критерии отбора партнеров?
– Основное условие – партнер должен разделять наши взгляды на образование. У партнера к началу сотрудничества с нами должно быть не менее 10 обучающихся. С остальными мы работаем индивидуально.
– То есть, в принципе, мама тоже может прикрепить 10 детей через личный кабинет и стать партнером?
– Да, такое возможно. Условия сотрудничества могут быть разные. Конечно, мы предпочитаем, чтобы с детьми работал знающий специалист, осуществляющий тьюторскую, кураторскую и другую поддержку. Самому родителю сложно отслеживать все аспекты обучения, а их немало, включая юридические. Например, уведомление о переходе на СО. Особенно много тонкостей надо знать, когда ребенок в 9 или в 11 классе: кто-то должен вовремя сообщить ученику, когда нужно регистрироваться на собеседование, на экзамены и т.д.
– Случалось ли вам разрывать отношения с партнерами?
– Со всеми партнерами наше сотрудничество эффективно и взаимовыгодно.
– Но не все партнеры одинаковые. Бывают ли конфликтные ситуации?
– Да, иногда менеджер-продажник партнера не вникает в детали и возникает недопонимание. Я в любой ситуации за то, чтобы помочь ребенку. Не всегда получается найти решение, которое бы утроило все три стороны: школу, родителя и нашего партнера. Надо признать, что с некоторыми родителями бывает сложно работать, но мы понимаем, что учить ребенка самим очень не просто и стараемся идти навстречу. У нас много школьных специалистов, которые помогают разрешать сложные ситуации. Но такое бывает редко, потому что еще до заключения договора школой «Пенаты» проводится большая подготовительная работа с партнерами, которая и позволяет нам работать спокойно и уверенно.
Как вы обычно находите новых партнеров? Или это они находят вас?
– Бывает по-разному. Чаще новые партнеры находят нас. Вот недавно звонили из Таганрога, крупная организация, которая, оказывается, давно искала такого партнера, как мы. Помимо московских партнеров у нас много региональных партнеров, школа активно работает и с зарубежными партнерами. Всем, кстати, очень нравится наш договор: в нем все прописано до мелочей и удобно разложено по полочкам: сразу понятно, где чья зона ответственности, и детали оговариваются заранее. В договоре четко прописан алгоритм взаимодействия. Поэтому всем работать комфортно.
– А какая у вас политика в отношении тестов? Есть мнение, что более сложные тесты стимулируют родителей уделять больше внимания обучению ребенка.
– Наши тексты рассчитаны на базовый уровень, чтобы дети, обучающиеся по разным программам и учебникам, не испытывали сложности при прохождении итоговых тестов. На СО ответственность за образование несут родители и если тесты будут сложными, то нет гарантии, что их выполнит сам ребенок. Мы хотим, чтобы у ребенка не пропало желание сдавать аттестацию при первом же взгляде на задание. Чтобы обучающийся понимал, что наши задания ему по силам и не потерял уверенности в себе, а академически успешные дети с высоким уровнем знаний участвуют в олимпиадах и различных конкурсах. Наша школа всячески им в этом способствует.
– Да, я как мама могу подтвердить, что сложные тесты меня очень раздражали в первую очередь потому, что я вынуждена была сама их делать. Но мне понятны опасения тех школ, которые считают, что не все родители способны брать на себя ответственность за обучение детей. Некоторые взрослые более инфантильны, чем их собственные дети.
– Понятно, что семьи разные и у всех свои обстоятельства. Есть дети, для которых и простые тесты проблематичны. Но такие дети есть и в школах: они ходят на все уроки и получают свои двойки. Если бы СО выбирали безответственные родители, а очную школу – ответственные, тогда было бы просто и понятно, что делать, но это не так. В процентном соотношении число успешных и неуспешных учеников примерно одинаково в школе и вне школы. Двойки – это не проблема семейного образования, это проблема отдельных обучающихся и школа должна помогать таким детям вне зависимости от формы образования.
– Принимаете ли вы детей с ОВЗ?
– Многим детям с ОВЗ нужны специальные условия и квалифицированные в этих вопросах специалисты. Главное, чтобы родители не скрывали от школы информацию и не вредили этим. Ребенок может не получить тех особых условий сдачи экзаменов, которые ему положены в связи с его диагнозом. Школа всегда готова оказать содействие и помощь таким детям.
– Примете ли вы ученика без аттестаций за предыдущие классы?
– На семейной форме принимаем, но рекомендуем всем родителям проходить аттестации без пропусков, за каждый класс.
– Сейчас много споров о том, должны ли аттестации быть ежегодными. Как вы считаете?
– Мы безусловно сторонники сдачи аттестации за каждый класс. Ребенку гораздо легче сдавать аттестации ежегодно, чем сразу выйти на ОГЭ или ЕГЭ без опыта предварительных тестирований. Но бывают разные обстоятельства, требующие индивидуального рассмотрения.
– Можно ли у вас сдать аттестацию только по одному предмету?
– В школе «Пенаты» можно пройти аттестацию по одному или нескольким предметам.
– Если ученик учится в очной школе, то к вам его прикрепить, наверное, нельзя?
– Можно прикрепить обучающегося очной школы для прохождения аттестации по одному или нескольким предметам.
– То есть, ученик пишет в своей школе заявление о переходе на СО по этому предмету и прикрепляется к вам официально строго для сдачи аттестации по этому предмету.
– Родитель такого обучающегося должен уведомить свою школу о том, что аттестацию по отдельным предметам ребенок будет проходить в другом месте. Необходимо согласовать, чтобы результаты такой аттестации были приняты основной школой. Важно, чтобы у аттестующей школы была действующая лицензия и аккредитация.
– В чем главная сложность организации работы заочного и семейного обучения?
– Необходимо объяснить родителям в чем заключается разница между семейным и заочным образованием, чтобы каждый мог выбрать подходящую его ребенку форму образования.
При семейной форма образования ответственность за качество образования ребенка несут родители: обучают сами, приглашают учителей, посещают семейные школы и различные курсы, используют электронные ресурсы и т.д. Обучение проходит вне образовательной организации. К нашей школе обучающиеся прикрепляются только для прохождения промежуточной аттестации или государственной итоговой аттестации.
При заочной форме образования школа вместе с родителями несет ответственность за качество образования. В этом случае обучающиеся посещают онлайн занятия, выполняют проверочные и диагностические работы, получают оценки за каждый аттестационный период учебного года. Учебный год обучающегося заочной формы – с сентября по май. Обучающиеся находятся в контингенте образовательной организации.
Понимаю, что родители могут не обладать этими знаниями. Наша школа работает с родителями в этом плане: любой может позвонить нам на многоканальный телефон, сформулировать свою проблему и ему помогут наши специалисты.
– Когда в регионе есть кто-то, кто занимается просвещением и информированием родителей, то это облегчает жизнь аттестующей школе?
– Да, конечно! Мы всегда рады, когда к нам приходят региональные партнеры. Мы стараемся наладить с ними взаимодействие, оказывать помощь и поддержку, делиться опытом и знаниями. Приглашаем к сотрудничеству!
Важные детали о школе
Уникальность: Это единственная частная школа в Москве, которая работает не только напрямую, но прежде всего через партнеров, в том числе региональных и зарубежных.
Сколько лет активно занимается заочным обучением: 7 лет
Заочная форма: календарно-тематическое планирование со ссылками на видео-ресурсы, электронные справочные материалы, репетиционные работы по подготовке к ГИА в 9, 11 классах.
Диагностические работы для учащихся на заочной форме: очные диагностические работы обязательны для обучающихся в 9 и 11 классе или диагностики МЦКО
Аттестация: дистанционные, без видеонаблюдения, с возможностью для пересдачи.
Вступительное диагностическое тестирование: отсутствует для всех классов, но возможно тестирование за предыдущие классы.
Прием в школу учеников, ранее не сдававших промежуточные аттестации: без ограничений.
Стоимость заочного обучения: при зачислении напрямую в школу от 3 000 р. в месяц для москвичей.
Особые условия для семейных школ: есть.
Поддержка получающих образование в семейной форме (СО): сдача аттестаций от 8 тыс. руб. за курс/ класс.