Школа “Феникс”: для многих родителей ответственность за обучение своих детей – непосильная задача
ИРИНА ЕРОШИНА (Денберг), заместитель директора, руководитель заочного и семейного отделений НОЧУ “СОШ “Феникс”:
“Аттестовать ребенка и выдать ему документ с оценкой может только аккредитованная школа”.
Интервью взяла Светлана Марзеева.
Практически все руководители ведущих частных школ столицы считают, что, согласно действующему законодательству, промежуточные аттестации по закону не обязательны. Но только “Феникс” принимает детей без проверки их знаний за прошлые годы. Сюда можно прикрепиться для сдачи аттестаций без всяких дополнительных условий.
– Сколько детей сейчас учатся у вас заочно?
– Около 4 тысяч.
– Ваши тесты считаются несложными в среде заочников и это очень привлекательная возможность конкретно вашей школы. Там нет двусмысленных вопросов, когда составители специально стараются подловить ребенка, там нет вопросов, не соответствующих программе обучения в данном классе… Но я знаю, что некоторые другие частные школы относятся к этому критически, считая, что таким образом вы упрощаете жизнь родителей за счет качества обучения их детей.
– А зачем вообще делать сложные тесты?
– Чтобы те дети, которые гуглят ответы, не смогли этого сделать и им поневоле пришлось бы перелопатить кучу учебных материалов, чтобы вписать правильный ответ.
-Это не так работает. Если там очень сложные задания, то родители заплатят репетитору, чтобы репетитор нашел нужные ответы.
– Да, у нас в семье так и было. Мало того, что я сама должна была ломать голову, да еще приходилось брать консультацию, чтобы совместно с репетитором в это погружаться. Родители легко обходят сложности, которые им создают тесты. Но вот тем детям, которые действительно учатся САМИ, специально усложненные тесты создают большие проблемы…
– И при этом даже сами репетиторы не всегда способны сдать эти тесты на пять.
– Вот мы с вами затронули сейчас самый спорный вопрос в отношениях: родители-аттестующие школы. Авторы сложных заданий исходят из того, что родителей, которые честно заставляют ребенка учиться, очень мало, чтобы на них ориентироваться. Но есть же родители, которые мягко говоря, не молятся на тесты, но при этом по достижениям их детей видно, что в целом они успешны – и я не про школьные оценки.
– У школ и у государства действительно нет никакой гарантии, что дети учатся. Я точно знаю, что учатся и сдают не все: во всех школах, которые специализируются на СО, много несдавших, это не один и не два ребенка, их сотни… Немало родителей пришли в СО не потому, что они осознали возможность обучать детей иначе, чем в школе, не потому что это была их потребность или необходимость, а потому что это удобно, модно и все подружки так сделали, а еще потому что им наобещали много всего в так называемых онлайн-школах. Но обеспечить нормальный образовательный процесс родители не могут. О чем говорить, если они даже не могут прочитать договор-оферту…
– Да, ведь отсюда все эти скандалы с посредниками, не выдавшими вовремя нужные справки или выдавшие липовые справки…
– Ну так если вы не в состоянии понять содержание оферты, то вы и учебник не прочитаете. Другой вопрос, если родитель не хочет погружаться в образование ребенка, его никто не заставит. В любой школе. В лучшем случае в 9 классе нанимаются репетиторы и быстренько ребенка натаскивают.
У нас что, дети в очных школах сдают экзамены успешнее, чем в заочных? Точно также сдают. Но при этом имеют кучу проблем со здоровьем и психикой. А мы создаем большому количеству родителей такие условия, где их детям будет комфортно учиться.
– А что-то еще делаете, помимо удобной сдачи самих тестов?
– Сейчас у нас выложены видео-уроки в записи, но пока не по всем предметам. Хотелось бы дать такую видео-поддержку по всем предметам без исключения, по каждой теме.
Каждую неделю мы проводим бесплатные занятия по подготовке к ОГЭ, по математике и по русскому. Очно и онлайн. Есть консультации по английскому со 2-го по 8-й класс и по ОГЭ – в старших классах.
Есть запрос от родителей на тьюторскую поддержку, планируем это организовать со следующего учебного года. И, конечно, многим хочется живых мероприятий для детей-заочников, чтобы они могли общаться на совместных активностях. Как ни странно, на личном опыте, мы увидели, что на такие мероприятия народ плохо собирается. Но запрос есть, то есть, такая потенциальная возможность многим важна. Если говорить о старших классах, то ребятам очень нужна психологическая подготовка к экзаменам, нужно общение, например, дебаты. Малышам тоже нужно что-то совместное и одновременно образовательное, даже просто возможность у доски постоять. Ищем форму, в которой можно это воплотить.
У нас очень качественная и интересная очная школа, а заочную мы только начинаем развивать.
– Можно ли у вас сдать аттестацию по одному предмету?
– Технически это сложно, поэтому мы не видим смысла.
– А вы сами готовы принять документ об аттестации по одному предмету от своих учеников?
– Прецедентов не было, но такое возможно.
– Можно ли поступить к вам в школу, если нет документов об успешной сдаче аттестаций за предыдущие классы?
– Да, конечно.
– А при этом надо что-то сдавать?
– Нет. В законе обязанность ежегодных аттестаций не зафиксирована. Никто сейчас не может принудить семьи проходить промежуточные аттестации. Для этого нужно поменять закон.
– Но вот у нас есть прецедент проигранного суда в Татарстане, где родители не смогли доказать, что аттестации – это право, а не обязанность.
– Аттестации в данном случае – лишь инструмент, доказывающий, что родитель не нарушал прав ребенка на получение образования. Но ведь можно предоставить суду и другие доказательства обучения ребенка. Если родители проиграли этот суд, это говорит лишь о том, что Татарстан просто не хочет жить по российским законам.
Вот например, в Краснодарском крае придумали еще интереснее: там подворовый обход: по домам ходят и проверяют, где именно учатся дети. И мне каждый год оттуда звонят и просят: срочно пришлите справку, что этот ребенок у вас учится.
Я всегда говорю родителям: аттестации – ваше право. Но вы должны понимать, если проверяющие органы к вам придут – а прийти могут по любому поводу – лучше, чтобы у вас они были.
– Вы упомянули, что обеспечить образование ребенка онлайн-школы не могут, потому что они вовсе не школы, у них нет ни аккредитации, ни лицензии на основное образование. Но люди идут к посредникам, тупо по рекламе, и платят им большие суммы, совершенно не понимая, что они покупают…
– Когда вы совершаете первый звонок в компанию Х, вы разговариваете с менеджером, его задача – продать. Он пообещает вам все, что угодно, потому что вы его больше никогда не услышите. И вы покупаете, и менеджер получает свою комиссию. На словах вам обещают, что ребенок сдаст аттестацию, а на деле (и в договоре!) пишут, что обеспечивают только техническую возможность для прохождения этой самой аттестации.
У школы есть аккредитация. У посредника есть в лучшем случае платформа, то есть, это онлайн-репетиторство.
Посредник называет себя школой, потому что он знает: если родители поймут, за что они платят на самом деле, он просто не сможет им ничего продать!
Но родители и сами не хотят понимать разницу между школой и посредником. Как я уже говорила, для многих нести ответственность за обучение своих детей – непосильная задача. Они рассуждают так: я заплатил такой-то онлайн-школе, значит, я обеспечил образование своего ребенка. Я свой долг выполнил.
– В чем разница между посредником и школой?
У школы есть аккредитация, которая ей позволяет принимать итоговые экзамены. У посредника есть в лучшем случае платформа, то есть, это онлайн-репетиторство. Иногда у них есть лицензия на дополнительную образовательную деятельность, но права аттестовывать учащихся она не дает. Также посредник не может выдать аттестационную справку, это не его компетенция.
Аттестовать ребенка и выдать ему документ с оценкой может только аккредитованная школа.
Феникс: важные детали о школе
Уникальность: это единственная частная школа в Москве, куда москвичи могут прикрепиться совершенно бесплатно и без всяких дополнительных условий.
Сколько лет активно занимается заочным обучением: 4 года.
Заочная форма: доступ к образовательным ресурсам школы (занятия/лекции в записи); очные и онлайн-занятия по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, по желанию.
Аттестация: дистанционно, без ограничения времени.
Вступительная диагностика: отсутствует
Стоимость обучения: для москвичей – бесплатно; для иногородних в настоящее время нет приёма.
Прием в школу учеников, ранее не сдававших промежуточные аттестации: без ограничений
Особые условия для семейных школ: есть.
Сдача аттестаций при зачислении в школу на СО: сдача аттестаций – 14 тысяч рублей в год.