Как попасть в американскую школу?
Год назад моя дочь попала в американскую школу благодаря программе культурного обмена. Узнали мы об этой программе, как это часто бывает с судьбоносной информацией, совершенно случайно…
11 класс, впереди ЕГЭ. Мы знали, что принимать участие в забеге по столичным вузам наша семья не будет. Думали про Голландию, Чехию, Австрию, Финляндию, как было бы здорово ребенку там поучиться. Оказалось, мы в этом желании были совсем не одиноки и после жаркого обсуждения этой темы в фейсбуке (тогда еще не запрещенной и не экстремистской соцсети) участники захотели продолжить…
На онлайн-встречу пришли опытные родители, которые уже имели опыт обучения своих детей за границей. Неожиданно, больше всего рассказов было про Америку. Светлана Овчаренко тогда рассказала про опыт обучения дочерей в обычной государственной американской школе. После которого они с мужем, оценив преимущества и достоинства такого варианта, стали представителями американских программ обмена в России и СНГ.
Но про Америку я тогда сразу подумала, ну какой смысл, если там все уходят на семейное обучение, значит, школы у них – так себе… Ну и опять же: лететь через океан? Жить у чужих людей?
Однако, наша домашняя дочь сказала, а почему бы и нет? Выяснив, что расходы на программу составят примерно 10 тысяч долларов за год, мы поняли, что это сопоставимо с расходами родителей на подростка, который живет дома, ведь в эту сумму включены практически все расходы на учёбу, проживание и питание. И к тому же, никакого американского ребенка, (как я опасалась, ведь это программа ОБМЕНА) принимать у себя не надо. Речь шла о культурном обмене между представителями разных стран…
Целый месяц Полина вяло заполняла анкету для программы, собирала фотографии и медицинские документы. Никто из нас, кажется, до конца не верил в эту авантюру. Помните, как кошка попала в пылесос: сначала, конечно, сопротивлялась, а потом, ничего, втянулась.
Наконец, после нескольких напоминаний, ребенок записал видео для будущей хост-семьи. Это видео – очень важная часть подготовки к программе – его будут просматривать семьи, которые готовы принимать у себя дома ребенка-иностранца. Поэтому нужно, чтобы, с одной стороны информация была объективной, а с другой – такой, чтобы школьник смог понравиться будущим хост-родителям. Нас просили, чтобы было позитивно и про свои хорошие стороны. Полина прежде всего сообщила своей потенциальной будущей семье, что не любит детей. Дальше она сказала, что нуждается в одиночестве (то есть, отдельная комната ей не помешает), а в заключение добавила, что обожает поболтать и вкусно поесть. Из позитива: пообещала готовить борщи, пельмени и прочие русские национальные блюда.
Мы подумали, что, скорее всего, мало кто захочет взять к себе в дом подростка с такими вводными, и решили, если семьи не найдется, значит, не судьба. Но плохо мы представляли себе причудливую логику американцев: информацию о расселении и о школе – Placement Information – дочь получила одной из первых!
Ехать предстояло в небольшой техасский городок, недалеко от мексиканской границы. Что мы знали про Техас?
Там разрешено оружие. Там самые вкусные бургеры. И еще, там очень-очень-очень жарко. Полина жару не любит, и она писала про свои предпочтения в анкете: коньки, лыжи и прочие зимние виды спорта. Но что все это значило на фоне сообщений о том, что губернатор штата Техас Грег Эббот отменил все антиковидные ограничения! Это оказался единственный штат, где прививки добровольны!!!
Так вот где она – настоящая американская свобода – в Техасе!!!
Вот тут кошка втянулась в пылесос окончательно. Спойлер: если мы хоть немного догадывались, какие препятствия связаны с выездом в другую страну в ковидные времена, то ни за что (НИ ЗА ЧТО!) не подписались бы на эту авантюру!!
Но мы об этом не подозревали и перечислили первый денежный взнос, затем второй. В начале мая – тоже в числе первых – Полина получила документ, с которым уже можно было подавать документы на визу. Но впереди маячил ЕГЭ и дочь хотела сдать его как можно лучше, хотя результат ни на что влиял. Нам тогда казалось, что это важно, потому что мы тогда вообще не понимали, что это такое: получить визу и выехать в США летом 2021 года.
Мы перечислили третий, основной взнос, Полина успешно сдала ЕГЭ, даже получила медаль и мы всей семьей рванули на Алтай: хотелось провести вместе какое-то время перед долгим расставанием.
А потом оказалось, что загранпаспорта у дочери нет. Точнее есть, но его срок окончания позже минимально необходимого. Это был настоящий пИсец, маленький пушной зверёк: июль, паспорт не готов, начало учебы – 2 августа, а вовсе не 1 сентября, как мы считали (ну в России же так!) Но главное, почти нигде не принимают документы на визу, ни в России, ни в других странах. Только Бали и Маврикий. И еще, кажется, Индонезия… И Казахстан. Но даже там свободные слоты – время записи на собеседование – поймать практически нереально или реально только на позднюю осень…
Как мы получали визу – это отдельный неповторимый квест. В условиях пандемии это и так было непростой задачей, а нас еще поджимали сроки. На помощь пришли организаторы программы. Они создали бесценный детский чат, где ребята рассказывали, в каких странах у них приняли документы, как в нее въехать и что спрашивали на собеседовании… Но все-равно не было никакой уверенности, что это удастся. Мы просто действовали, особо не надеясь на результат, и нам помогали самые разные люди, удивительные люди, со многими из которых мы даже не были раньше знакомы! Благодаря программе мы воочию увидели, что мир действительно полон добрых людей, без которых ничего бы не получилось…
Когда мы только обсуждали участие дочери в программе, Михаил Овчаренко не раз подчеркивал, что в этом процессе важна инициатива самих ребят. Если собственной мотивации недостаточно, если ребенок сам не понимает зачем ему это нужно, он не сможет адаптироваться, не воспользуется новыми шансами, не получит пользы.
Все эти истории с получением виз показали, что это были не просто слова. Без настойчивости, целеустремленности, готовности к преодолению сложностей самих ребят никто из них просто не прошел бы этого этапа. Банальные, много раз слышанные фразы про «ты сможешь» и «безвыходных ситуаций не бывает» – все эти утверждения, осмысленные через личный опыт, обретали иной смысл…
Возможно, именно это и был самый важный и самый бесценный урок: никогда не сдавайся… Дочь потом говорила, что можно бесконечно делать три вещи: смотреть, как горит огонь, смотреть, как течет вода и слушать как консул говорит: your visa is approved.
Сейчас смешно вспоминать, но даже после получения виз, отъезд дочери два раза оказывался на грани срыва: не знаю, как, но я умудрилась потерять паспорт, не сделав ей согласия на выезд; а за два дня она до отлета, когда у нас уже был сделан ПЦР, у нее резко обострилось давнее заболевание.
Но наши проблемы были сущей ерундой на фоне других! Кому-то в последний момент отменяли с огромным трудом назначенное собеседование в Посольстве, кто-то застревал по дороге к Посольству в другой стране из-за неправильно оформленных документов, кто-то заболевал накануне визита к консулу… И надо было мобилизовать все силы, смириться и начать все сначала.
А впереди был следующий этап – полет… Мы, конечно, знали, что перелет в США – долгий, часов 12-14. В последний момент оказалось, что из-за ковидных ограничений полет с пересадками займет около 30 часов. Самым долгим из трех был перелет из Стамбула до Далласа – 16 часов. И вот долгожданное:
– Мама, я в Далласе. Не могу поверить, но я это сделала!
Надо сказать, программа оправдала все наши ожидания и даже сверх того. Принимающая семья считает, что дочь – лучший студент по обмену, Полина уверена, что ей досталась лучшая host family из всех возможных. Правда, Светлана Овчаренко говорит, что эти слова они с Михаилом слышат от каждого участника Exchange Program…
Полина жила в большом доме, в отдельной комнате, со своей гардеробной и огромной ванной комнатой. Глава семьи – шеф-повар в ресторане (помните, на видео она рассказывала, как любит поесть!) И кстати, хост-папа таки пополнил меню своего ресторана такой изюминкой как «русские пельмени».
Школа ее находилась в пяти минутах езды от дома, на учебу и обратно ее возила хост-мама, потому что в Техасе никто не ходит пешком, там вообще нет пешеходных тротуаров. У дочки появилось много друзей из разных стран мира, она много путешествовала со своей хост-семьей, а также у нее были поездки на соревнования школьников по дебатам в другие города штата.
В Москве дочь прошла через 10 не самых обычных школ за 10 лет. Лучших из тех, что я вообще смогла для нее найти. Ей было с чем сравнивать. Однако государственная, ничем не примечательная американская школа оказалась вне конкуренции.
Прежде всего, из-за очень большого выбора предметов, дающих возможность заниматься именно тем, что тебе действительно нравится. Из семи предметов два обязательных: английский и мировая история либо история США – на выбор. Кроме привычных нам предметов у старшеклассников есть рисование, фотография, кулинария, основы здорового питания, экономика, история искусства, мода, дизайн интерьеров, веб-дизайн, компьютерная графика, столярка, дебаты, даже правила дорожного движения, много всего спортивного и т.п. Очень длинный список.
Но для дочери самым главным было даже не это! Не добровольность обучения, не возможность в основное учебное время получать те знания и в том объеме, которые тебе реально необходимы – хотя лично для меня это бесценно и абсолютно нереализуемо в нашей стране.
Дочь поставила на первое место атмосферу школы: доброжелательности, полного принятия, позитива и готовности помочь.
Математика, кстати, вовсе не такая слабая, как принято считать в России. Она просто разноуровневая. Дочь в РФ сдавала профильную математику на ЕГЭ и в США выбрала высший уровень сложности. Более того, если вдруг окажется, что ученик освоил и этот уровень, то госшкола зачтет ему обучение по этому предмету и вузе он сможет продолжить изучать этот курс не с начального, а с продвинутого уровня. Америка действительно дает равные возможности всем, в том числе, иностранцам. Поэтому все эти разговоры о «слабой математике» – в пользу бедных, они не отвечают реальности. Другой вопрос, что мало кто из учеников хочет изучать математику в максимальном объеме, поэтому большинство выбирает курс попроще. Тот курс, который вначале предложили Полине, был, по ее словам, на уровне 7-8 класса.
Английский – это аналог нашей литературы: ребята изучают классику и анализируют произведения, пишут по ним сочинения, даже сочиняют стихи.
В школе бесплатная, но при этом вполне вкусная еда, любые 10 учебных дней в семестр можно прогулять без всяких справок и условий, 100 бальная система оценивания, в которой никого ни с кем не сравнивают: ученики не знают результатов друг друга. Полина стала чувствовать себя гораздо увереннее, потому что учителя поддерживают ребят морально, говорят много одобряющих слов, после которых хочется делать еще больше. Нет высказываний типа: «вы мой худший класс», хотя это считается нормой в госшколах России. Подобное, думаю, было бы расценено в американской школе как учительский буллинг.
Есть еще одно огромное преимущество американской системы обучения: уже в старших классах здесь можно изучать предметы вузовского уровня. Если бы программа дочери предусматривала получение аттестата, то она могла бы уже в школе выбрать университетские курсы и благодаря этому сэкономить средства и время на свое образование. Таким образом, есть возможность заранее изучать темы по специальности в выбранном вузе или даже сразу попасть в нем на второй курс.
Как попасть в американскую школу? Правительство нашей страны в одностороннем порядке, добровольно, закрыло для российских детей возможность бесплатно участвовать в американских программах культурного обмена. Вместе с дочерью учится ее русская ровесница из Узбекистана, которой программа оплатила все: проезд, визу, обучение и даже выдавала карманные деньги. А россиянам за программу теперь надо платить и для многих сумма в 10 тысяч долларов за год в Америке – слишком велика. Тем не менее, она вполне сопоставима с оплатой услуг не самой дорогой частной московской школы.
Про минусы. Миф об американской свободе для меня рухнул в тот момент, когда моему, абсолютно здоровому ребенку, вкатали одновременно четыре прививки. В Америке невозможно распоряжаться своим телом, во всяком случае, иностранцам… Медицинские услуги там очень дороги и страховка не гарантирует их качества. Я не хочу обобщать, но такое впечатление сложилось у меня, когда дочь рассказывала о медицинском опыте своей хост-семьи, коренных американцев.
Честно говоря, минусы – это отдельная тема. Если спросить дочь, почему она не выбрала США для продолжения учебы, она много чего расскажет, начиная от совершенно не приспособленных для пешеходов улиц до личной безопасности на них же…
Очень неприятно нас с дочерью удивило отношение к проблемам детей (любых, не только из России) в семьях со стороны местных координаторов программы. Во всяком случае, для местного координатора того городка, где жила дочь, это была работа, которую она делала кое-как. По мнению дочери, что бы ни происходило, виноватыми всегда были дети. Мы поняли, что всем гораздо проще отправить ребят обратно на родину под надуманным предлогом, чем реально решать проблемы, возникающие в хост-семьях. Если в семье грязно и накурено, а у тебя астма, это твои проблемы. Дочери действительно повезло с хост-семьей, но так было не у всех.
И еще один миф. Вопреки представлениям россиян, мало кто из американцев забирает детей на семейное образование. Такие семьи есть, но в целом в США очень качественное бесплатное образование и в этом просто нет необходимости.
Узнать больше о том, как попасть в американскую школу. Проще, чем вы думали! – А’бразование (ddbo.ru)