От обучения к познанию
Опыт перехода на семейное обучение
Моя дочь пошла в 1 класс в 2011 году. Тогда, чтобы попасть в так называемую хорошую школу, нужно было занимать очередь за сутки-двое, мы честно через это прошли, дежурили с друзьями по очереди по ночам, и поначалу были очень довольны: молодая веселая учительница, прекрасное здание школы со свежим ремонтом прямо под окнами нашего дома – чего еще желать?..
Госшкола: в первый класс, ко второму уроку
Помните было время, когда нас сначала лишили часа летнего утреннего сна, придумав “зимнее время” а потом, без всяких оснований, его отменили, просто отобрав еще и час сна зимнего, такого необходимого, такого желанного. Тысячи родителей ранним зимним утром, практически ночью, выпихивали своих детей в школу; это считалось нормальным.
Ненормальной была я; моя дочь спала. Я никогда не будила ее в школу, она просыпалась сама и вполне успевала ко второму уроку, без спешки и в хорошем настроении. Ну или к третьему, если погода была хорошая и хотелось погулять по дороге.
Правда, это совсем не радовало учительницу, но я искренне не понимала, почему? Ведь чем меньше детей в классе, тем легче объяснять урок. Тем более, что скорость усвоения информации у всех детей разная, и многократное повторение, рассчитанное, на отстающих, большинство детей расхолаживает и заставляет скучать.
Вообще скука – это самая демотивирующая вещь на свете. Импринт «учиться скучно», неизбежно внедряемый в психику ребенка в самом начале обучения, обязательно приведет к тому, что познавать мир он будет только из-под палки. Ни для кого уже давно не секрет, что школьная программа идет по пути механического набора знаний и не ставит целей увлечь и мотивировать. Но почему учителю необходимо, чтобы я лично не предпринимала никаких действий, стимулирующих интерес к обучению? Ведь успевающие ученики нужны всем, даже самой Системе. Все пропущенные уроки учительница объявляла прогулами и обещала написать докладную на имя директора. Вообще-то само понятие «прогулы» существует только в трудовом кодексе, а для школы есть только термин «непосещение». Можно ли исключить из школы ученика, тем более, не имеющего двоек? Это абсолютно исключено; других методов воздействия на родителей у школы нет.
Поняв, что апеллировать ко мне бессмысленно, учительница начала просить ребенка: “Постарайся не опаздывать, это нехорошо”. Причиной отдельного учительского недовольства стала домашняя работа, исполнение которой я никак не контролировала. Учительница просила не говорить детям, что домашние задания в первом классе по желанию, для них они обязательны. Конечно, мой ребенок прекрасно знал, что “домашку” можно и не делать и не делал, и меня за это упрекали на собраниях, большинство родителей, честно говоря, вообще были готовы меня четвертовать. Тогда педагог нашла выход: она поделила класс на команды и за сделанные упражнения начисляла командам баллы, а за баллы дарила наклеечки и прочие прелести, поэтому дочь не хотела подводить товарищей. Тем более, что к концу года дети уже тихо ненавидели своих менее преуспевших в учебе одноклассников, из-за которых они не смогли занять призовое место.
Задания на дом давались такие, что сделать их самостоятельно ребенок не мог – так в школе стимулировали участие родителей в учебном процессе. Неоправданно много сил и времени уделялось запоминанию каких-то бессмысленных правил типа разделения на слоги или русской транскрипции. Всем было ясно, что они никогда не пригодятся в будущем, но никто не задавал вопросы о целесообразности их изучения. Я имею в виду – вслух. Родители возмущались только в разговорах между собой: считали, что претензии к учителю отразятся на ребенке. То есть, родители не исключали психологической травли ребенка педагогом, которого они считали хорошим. Внешне всеми демонстрировалась готовность переломать ребенка под любые требования школы, какими бы идиотскими они не были – даже с точки зрения самих родителей.
Частная школа: плюсы и минусы
После первого полугодия мы всей семьей переехали в другой город, где дочь начала посещать частную школу. Там занятия начинались на час позже – великое благо и огромная радость. Помнится, я спросила у одного знакомого директора школы, может ли он своей властью перенести время начала обучения на попозже. Оказалось, мочь-то он может, но многие родители приводят своих детей в школу еще до 8 часов утра и оставляют их сидеть на скамеечках в коридоре.
Под функции всероссийской детской камеры хранения в школе заточено и все остальное: форма и способы обучения, продленка, учебные программы и мифы вокруг всего этого. Все остальные вынуждены подстраиваться под нужды тех, кто обеспечивает страну дешевой рабочей силой, офисным планктоном и прочими нужными и полезными обществу членами. Собственно, ничего плохого в этом нет, просто кто-то, подобно мне, видит будущее своего ребенка иначе.
Таким как мы советуют: «Ищите другую школу». Это вежливая форма фразы: «На халяву жрите, что дают». Но я уже поняла: большому счету все школы одинаковы. Даже и за деньги в частной школе я получаю все те же глупые правила, все то же утомительное сидение за партами, всё те попытки воспитывать родителей посредством воздействия на ребенка. Дочь рассказывает, как ее отругали за то, что я забираю ее с некоторых ненужных, с моей точки зрения, занятий. Учителя, которые это сделали, видят меня дважды в день – и имеют возможность обратиться ко мне напрямую. Однако им гораздо удобнее влиять на меня через ребенка, который теперь боится, что его опять будут ругать. Учителям и в голову не приходит, что они поступили как-то не очень хорошо. Для них шантаж – вообще метод воспитания.
Хотя самым отвратительным способом воздействия на детей было “воспитание чувства коллективизма”, когда весь класс наказывали за проступок одного ученика. Самое ужасное, что изгоями эти горе-воспитатели делали детей с поведенческими проблемами. Их, мягко говоря, не любили другие ученики, которых постоянно чего-то лишали за компанию, желая воздействовать на “нарушителей”. Сами виновные не могли сделать никаких выводов из ситуации в силу своих медицинских диагнозов. Таким образом, постоянно подпитывалась коллективная ненависть к “особым детям”.
Тем не менее, даже такую частную школу дочь любила. Каждый день, приходя за ней, я слышала, как наша чудесная учительница (к сожалению, больше ничего чудесного в школе не было) хвалит каждого ребенка за его достижения на уроках. В прежней школе в конце учебного дня редко кого хвалили, обычно детям сообщали, что из-за плохого поведения они не успели пройти все намеченное и домашнее задание теперь будет больше. Вернувшись Москву и лишившись преимуществ обучения в маленьком классе, дочь уже не хотела ходить в обычную школу. У нее сильно испортился почерк, задания по прописям стали ежедневными, во втором-то классе. А в частной школе, от которой у нас остались тетрадки с почти красивым почерком не было прописей, никаких, вообще.
Вкус свободы
Несмотря на все проблемы гос.школы никто из нас и не помышлял о семейном обучении. Второй раз учиться в первом классе мы не хотели, хотя именно этим и занимались с детьми по вечерам. Просто в один прекрасный день мы взяли медицинские справки (чтобы прогуливать на законном основании) и отвели детей на занятия в досуговый центр. Это были занятия по той же самой школьной программе с нанятой вскладчину учительницей, однако это были совсем другие занятия… Каждый день мы спрашивали детей: «Какие уроки были?» И каждый день они отвечали: «Уроков не было». «А чем занимались?» «Играли».
Играли и изучали площадь и периметр, узнавали про имя существительное и играли, учились определять однокоренные слова в игре. А все дело в том, что познавать, например, окружающий мир – это интересно, а заучивать приметы зимы – скучно. И вообще – любой увлекательный процесс – это игра. И не только для детей. Некоторым взрослым тоже удается жить играючи: легко, не напрягаясь, азартно, весело. И с такими педагогами нет необходимости сидеть неподвижно, молчать и слушать. А можно разговаривать, ходить по классу, задавать вопросы, предлагать что-то свое. Когда все вместе делают что-то интересное, никто не назовет это скучным словом «урок».
Знаете, когда чувствуешь “вкус свободы” и понимаешь, ради какой крохи знаний твой ребенок жертвовал сном, отдыхом, свободным временем, терпел все эти неизбежные издержки массового обучения, всю эту тупость методистов (об этом могу отдельный трактат написать), все эти жуткие издержки “коллективного воспитания” то понимаешь, что назад дороги нет. А ведь сколько радости от процесса познания можно получить взамен…
Словом, после двух недель таких занятий мы поняли: надо оформлять семейное обучение (СО). Потому что реализовать такой же формат обучения в обычной школе было невозможно. Мы даже предлагали это директору нашего лицея и она проявляла сдержанный интерес. Но непреодолимым камнем преткновения оказалось другие родителей, которые категорически не захотели ничего менять. Если бы нам удалось их убедить, возможно, наш успешный опыт взяли бы на вооружение другие школы и это была бы совсем другая история.
От семейного обучения к семейным школам
А так в этой истории получилось много очень разных школ: мы несколько раз меняли школы для аттестаций, каждый раз находя все более приветливые и лояльные, а еще у дочери дважды был опыт возвращения в госшколы и опыт 5-х семейных проектов. В целом получилось 11 школ за 11 лет. Включая сюда всего один год полного СО – дома, без школ.
И тут как бы напрашивается вопрос про результат обучения, каков он? Но тут у меня встречный вопрос: а что считать результатом?
Довольна ли наша семья – да.
Поступила ли дочь в желаемый вуз – да.
Но если бы она вообще никуда не поступила, а просто занималась бы любимым делом и была бы время от времени счастлива, нас бы это тоже абсолютно устроило.
Очень интересная история. И правдивая… Искренне восхищаюсь вашей смелости в принятии решений. Забирая документы на СО своего младшего ребенка из троих меня очень потряхивало,было чувство,что я делаю что то не так. Прошло полгода. К классу есть претензии,но не много. Вообщем подход к образованности детей в семейных школах лучше. Но,к сожалению,не отнять у многих учителей, даже за хорошие деньги, манипуляторство детьми. Но я для себя сделала выбор)
Спасибо за добрые слова) Меня тоже тогда потряхивало, да. Сейчас бы я уже без страха сделала все это…