“Я хочу в школу!”
Про хорошие школы и о том, зачем родителям создавать свои нешколы.
Но сначала чуть-чуть о моем мамском опыте. Наконец-то случилось то, чего я уже перестала ждать – моему ребенку понравилось в школе! Последние два года (5 и 6 класс) были сложными. Ребята жаловались, что им скучно, а педагоги уверяли, что это просто такой возраст, когда ничего не интересно. И получалось, что либо надо заставлять, либо ждать, пока подросткам снова станет интересно. Весь прошлый год я слышала, как ужасна и ненавистна школа, хотя у дочки на очно-заочной форме было только три учебных дня, но она все-равно сильно уставала и пришлось многие доп. занятия вообще убрать. И гитару, и вокал, и танцы….
В общем, я уже почти поверила, что все подростки не любят учиться, им бы только тусить и это нормально. Но прошла неделя в новой школе (точнее в нешколе!) и я снова услышала слова, которые сопровождали только первые три дочкиных года в началке: «я хочу в школу. Как жаль, что завтра не будет занятий!»
Хотя у нее по прежнему всего три учебных дня, но она возмущена, что иногда бывает всего 4 урока (между прочим, по часу) и они начинаются так поздно — в 10 утра. «И вообще дети ходят в школы каждый день». Я говорю мужу, что нам ребенка подменили, а дочь отвечает, что это не нам ребенка, а ей школу подменили.
Дочь сказала: «Парадокс: я загружена сейчас больше, чем в обычной школе, но там меня это бесило, а здесь мне это нравится».
А я теперь знаю: нет никакого везения, типа «да вам просто повезло с ребенком» и нет никакой обязательной лени у подростков. Есть профессионализм, увлеченность, еще наверное, опыт… и еще что-то, пока не разобралась.
А теперь о том, чего у нас нет… У нас нет административного ресурса, спонсоров, нас почему-то не финасируют благотворительные фонды, помещения от государства нам тоже никто не выделил, и делиться опытом к нам редко ездят, хотя именно наш опыт тиражируется и передается в отличие от опыта тех, кого активно пиарят. Ведь интересен тот опыт, который можно перенять. А как перенять административный ресурс и спонсорские вливания?
Еще у нас нет лицензии и аккредитации. Наличие последних, согласно общепринятому мнению, считается признаком чего-то качественного. И некоторые, разочаровавшись в госшколах, выбирают частные. Между тем, никакой принципиальной разницы между частными и государственными школами нет. Да, и там, и там дети, в принципе, тоже могут получать глубокие знания (какой ценой или за какую цену — это другой вопрос), но вряд ли они будут учиться с удовольствием. Уж государство позаботится о партах, оценках, пропускной системе, напоминающей колонию малолетних нарушителей, дисциплине и диких методических требованиях. А за исполнением своих дурацких правил в частных школах проверяльщики следят еще больше, чем в государственных.
Поэтому у нас нешкола. У нас не школа, а группа родителей, которые сами обучают своих детей.
У нас дети получают радость от самого процесса познания. Мы можем смело сотрудничать с педагогами-новаторами, использующими нестандартные авторские методики для освоения стандартных федеральных программ, чего категорически нельзя делать в аккредитованных школах. И хотя подпольно школы, входящие в топ ДОгМ это делают (иначе им уже и в топе не удержаться, родители ведь не идиоты), официально вам это никто не подтвердит. Это лицензированные нарушители правил. Правил, которые нельзя не соблюдать, а соблюдать возможно, только убивая смысл и суть процесса познания. Да-да, ложь в любых официальных школах, начинается со входа, как театр с вешалки.
Вот почему многие родители, как и я, выбирают семейное обучение вынужденно. Потому что нет никакой другой альтернативы. И мы в принципе не способны ограничиваться федеральными программами и стандартами, необходимыми для аттестаций: в чем-то сомнительными, в чем-то спорными, в чем-то откровенно убогими. Нам гораздо интереснее найти в ближайшем окружении единомышленников и вместе с ними, помогая и обучая друг друга, стать сознательным творцом собственной (школы) жизни. Ведь дети учатся только на нашем примере.
Для департаментов образования нас не существует. Некоторые думают, что такие как мы, если и существуют, то лишь до тех пор, пока о нас не узнают в этих самых департаментах.
Но это не так. Мы-то как раз ничего не нарушаем. Родители имеют полное право объединяться, чтобы обеспечить своим детям на гарантированное Конституцией, но почему-то не государством, право на образование. Правда, оно уже далеко не бесплатное.