Про святое дело СО и посягнувшие на коммерцию семейные школы
Я недавно добавила не- к словосочетанию «Клуб семейных школ». Получилось «Клуб семейных (не)школ». Потому что многие ушли из школ, и даже само это слово стало для них ругательным. И очень много было разговоров, что обучение без оценок, домашних заданий, пиетета к госпрограмме – это как-то не про школу совсем.
Словосочетание «Семейная школа» и раньше, мне кажется, витало в воздухе, но, так уж получилось, что оно вошло в устойчивый обиход после моего трехминутного выступления на первой Конференции «Альтернативное образование в России-2015» в прошлом году. Там я назвала семейными школами группы родителей, которые вскладчину обучают своих детей. Неважно при этом нанимают ли педагогов или выступают в роли оных. Таким образом я хотела дистанцироваться от частных, то есть аккредитованных школ, имеющих право принимать аттестации. Потому что для подавляющего большинства родителей частная школа – это прежде всего легальное учреждение. Частная школа без аккредитации – вне правового поля; и это очень уязвимая позиция для родителей. (Как правило, хотя это уже не мое дело, это еще и не слишком удачный проект – не в плане бизнеса, а плане обучения). Другое дело, когда обучающую группу создают сами родители, это не бизнес, это абсолютно легальный проект, и он позволяет самим устанавливать правила.
С тех пор периодически всплывает тема, что мы, со своими доморощенными школами, «примазываемся к делу СО». И при этом примазываемся к школам, потому что у семейных школ нет аккредитации, да и лицензия-то на образовательную деятельность встречается крайне редко. Мы между двух огней, буквально! Поскольку претензия есть, а в сетевые обсуждения я обычно не вступаю, мне все-таки хочется ответить всем сразу.
Для начала признаем два очевидных факта:
- Далеко не все родители способны организовать обучение дома. Давайте по-честному: среди выбравших СО встречаются и инфантильные люди, и неграмотные, и психически неустойчивые.
- Далеко не все родители хотят организовать обучение дома. Среди них довольно много людей, которые весьма успешны в своей профессии и не хотят ее менять. И было бы странно им переквалифицироваться из хорошего юриста, дизайнера или врача в очень среднего педагога для одного-двух-трех учеников. А деньги кто зарабатывать будет? Это логично и нормально, что подавляющее большинство родителей предпочитают выбирать учителей, а не становится ими. Ведь вокруг нас так много тех, кто умеет и любит обучать, и делает это первоклассно. Да, я, как и многие, не побоюсь этого слова, профессионалы, не разделяю той точки зрения, что родители являются лучшими педагогами для своих детей. Мне близка роль не учителя, а эффективного менеджера для обучения своего ребенка (это еще одна распространенная точка зрения).
Да, мы хотим больше школ – хороших и разных. Да, мы не благоговеем перед школьной программой. И вообще считаем, что заучивание и запоминание (а что ЕЩЕ делают в обычной школе?) в 21-ом веке неактуальны. Актуальны не знания, а умения: умение творчески и нестандартно решать задачи, высокая эмпания (проще говоря, умение общаться), умение работать в команде, умение преодолевать трудности, а еще уверенность в себе и устойчивая адекватная самооценка.
Ведь именно отсутствие всего перечисленного у взрослых людей рождает все эти бесконечные страхи: гаджетов, педофилов, наркотиков, ювенальной юстиции, абортов, ненормативной лексики, не той еды и т.д. Именно вокруг этих страхов потом формируются дурацкие мифы о СО. Именно поэтому тревожные родители устраивают школу на дому и гордятся успехами своих детей в освоении школьной программы, этих «семисот страниц бреда». Возможно потому, что люди так и не научились монетизировать свои собственные профессиональные навыки, они и ратуют за качественное обучение. Но чем же тогда им не угодили альтернативные меганеформальные школы? «Люди, мол, бегут в коммерческие проекты…» Но что плохого в красногорской частной школе «Ковчег», кроме того, что у меня не хватает на нее денег? Что пугает в не менее частной школе «Апельсин», кроме того, что она в Питере, а не в Москве?
В последнее время, правда, все уже как-то смирились, что семейные школы есть. Тем более, они вроде уже и нешколы.
Но теперь, оказывается, кого-то не устраивает слово «семейная». «СО – это семейное дело. А семейная школа – это школа». «Давайте придумаем другой термин?» И даже «с теми, кто не хочет сам учить своих детей, нам не по пути».
Ну не по пути, так не по пути. Видимо, мне придется пойти еще дальше и сделать «Клуб (не)семейных (не)школ». Чтобы никого не раздражать. Возможно, с теми, кто обучает своих детей на СО, нас объединяет только одно: аттестации. И то формально. Хотя, например, Игорь Чапковский так не считает, на осенней конференции по СО в прошлом году он сказал, что за семейными школами будущее. Может, вы знаете другого эксперта в деле семейного образования, такого же уровня?
Ну а если без эмоций, то я очень благодарна всем, кто рассуждает о терминах и о сути, кто дистанцируется и оценивает.
Потому что это помогает нам сформулировать задачи и цели наших родительских и педагогических групп, найти более точное название им, организовывать встречи, слеты, фестивали, клубы, (не)школы, конкурсы и другие проекты.
Пусть расцветают все цветы!
Это прекрасные мысли! Замечательная идея! Это должно быть везде! Нынешнее образование давно устарело и приносит кроме общения и знаний (хотя и в знаниях я сомневаюсь, большинство детей ненавидят школу с её системой), много нехорошего, комплексы, обиды со стороны сверстников, увлечения не по возрасту и тому подобное. Я тоже мечтаю создать свою школу, где дети будут обучаться в группах по своим предназначениям и талантам. Идея пока в голове. Собираю информацию.