Cемейные школы в вопросах без ответов

Пока систематизирую информацию о семейных школах, возникает много мыслей и ощущений, которыми хочется поделиться.

Помните, когда вышел новый закон об образовании, отношения между родителями детей, обучающихся вне школы и администрации школ вдруг оказались нерегламентированы. Завуч нашей школы, которая по долгу службы занималась такими как мы, была растеряна.  Как это – без правил? Вот мы на заочной форме —  и что с нами делать? Ей приходилось идти на поводу многих наших «странных» желаний, потому что отныне ДОгМ (Департамент образования г. Москвы) больше не регламентировал наши отношения. Аттестации раз в год, исключение заданий по транскрипции из заданий по английскому языку и прочие удобные вещи были разрешены в виде исключения, пока не придут соответствующие указивки. А они так и не пришли. Школа поневоле стала меньше нас контролировать и мы сейчас получаем удовольствие от того, что все так замечательно решилось и ДОгМу от школы и от нас ничего больше не надо. Что до завуча, то ей, как мне кажется, расслабиться так и не удалось. Что и неудивительно, учитывая глубоко своеобразные управленческие, профессиональные и человеческие особенности главы упомянутого ДОгМ г-на Калины.

Но вот люди задумали создать семейную школу. Неадекватного начальника у них нет. И вообще никакого нет. Но им все-равно кажется, что есть кто-то, кто знает лучше, чем они сами. Они спрашивают: «Какие предметы в начальной школе лучше преподавать?  Что по часовой нагрузке — наверняка есть масса нюансов и фишек, которые хорошо бы знать». (Вопрос, между прочим, стащила у Чапковского — правда, с разрешения его авторов).

Да, фишек и нюансов масса. Потому что дети у всех учебных родительских групп разные.  И даже в рамках одной группы бывает нелегко решить, а какие предметы преподавать?  Например, часть родителей стремится дать детям программу в полном объеме, они хотят, чтобы их дети сдали аттестацию как можно лучше. Другая часть, к которой отношусь и я, старается дать как можно меньше информации  из школьной программы (за исключением разве что математики). Понятно, что какую-то ерунду все-равно приходится запоминать для аттестаций, но это происходит само, а учебное время лично я со своим конкретным ребенком предпочитаю тратить на творчество, на телесноориентированную психологию, на разную психологию вообще, на второй и третий языки, на театр, на лингвистику, на музыку, на спорт, на гаджеты (я извиняюсь) и на много чего еще.

Зная особенности своего ребенка, я понимаю, что нам  не нужен русский язык Канакиной и Горецкого, не особенно нужна литература, и тем более, не нужен такой бессмысленный предмет совершенно ни о чем, как окружалка, особенно в исполнении г-на Плешакова; и вообще я не хочу занимать дочь учебой с утра и пять дней в неделю. И я могу объяснить, почему я стремлюсь к одному и не нуждаюсь в другом. Но у нас сообщество, и другие родители в нем могут также конкретно объяснить что и зачем нужно их детям.

Поэтому ответа на вопрос, какие предметы в начальной школе лучше преподавать именно авторам вопроса, у меня нет. По моему мнению, его нет вообще. Этот ответ им придется найти самим, в ходе совместной работы. И скорее всего, это будет компромисс между интересами разных родителей.

И еще о нюансах. Когда вы будете набирать детей, вы обязательно столкнетесь с ситуацией, что к вам приходят не только единомышленники. Как правило, к вам придут и люди, чьи дети не смогли вписаться в школьные рамки. Таких людей обычно вполне устраивают порядки в госшколах, им не нужно никакое сообщество, они просто хотят переложить ответственность за обучение своих детей на кого-то хотя бы за деньги, раз бесплатно не получилось.   И хотя вы много раз объясните им, что вы не учите детей, как в школе, они вас все равно не услышат или неправильно поймут. У них будет к вам масса претензий и в лучшем случае они все-равно от вас уйдут, крайне недовольные. Поэтому гораздо экологичнее будет сразу им отказать. Детей, конечно жаль. Но, поверьте, вы им все-равно не поможете. Причины их гиперактивного (например) поведения связаны с поведением их родителей, которые вовсе не хотят в себе разбираться.

Еще к вам приведут детей с диагнозами. У них могут быть замечательные родители, но этим детям для обучения необходим индивидуальный формат и разные дорогостоящие специалисты, которых вы, скорее всего, не сможете себе позволить из-за ограниченного бюджета. Как правило, именно им будет принадлежать основное внимание педагогов, в ущерб остальным, неособенным детям, ради которых все изначально и затевалось.  Поэтому лучше заранее взвесить свои силы, чтобы не надорваться в начале пути и не навредить детям, для которых любое расставание очень болезненно.

Вот такая тема для размышления.

В общем, пока суть да дело, давайте уже наконец, начнем разговор о семейных школах. У меня, знаете, прямо мания величия, что именно мы с вами сейчас создаем историю альтернативного образования в России. И от нас с вами, а вовсе не от ДОгМ,  зависит, каким оно будет.

1 comment

  1. Добрый вечер,
    Я преподавала в частной и госшколах.Знаю немного «изнанки»
    Скептическое и недоверчивое мое отношение к образованию.

    Спасли меня мои малыши.Ушла в декрет потом ещё один и уволилась.
    Сейчас задумываюсь о семейном образовании,но тоже не хватает информации,с чего начать, какие пособия для обучения брать.

    Мне подсказали одну онлайн школу,бесплатную для москвичей,думаю изучить ее программу,пока есть ещё пару лет до начала началки))

    Полностью солидарна с вашим подходом к развитию деток.Все то же самое делаем-лепим,творим,танцуем,поем,изучаем мир,смотрим Ютуб ,плаваем …

    Самое главное в том,что детям интересно,они творческие, они сами раскрываются,им все интересно познать.

    Недавно с 5летним сыном нам пришла идея в компе сделать карту Африки ,похожую из Атласа детского. Начал осваивать Word и животных.

    Потом завели тетрадь,где пишем,о чем или ком хотелось бы узнать. Теперь я знаю ,что у акулы нет костей,кроме зубов и что она не умеет тормозить,а дельфин может определить на километры,пустой или полный желудок у акулы. Я сама радуюсь как ребенок,что знаю все больше и больше))
    Потом при удобном случае берём тетрадку и вспоминаем интересные факты ,о которых узнали в интернете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.