Как уменьшить принуждение в образовании?
Алексей Битнер: “Как только вы получаете лицензию и аккредитацию, вы раб этой системы принудительного образования и ничего с ней не можете сделать…”.
Интервью с основателем онлайн-школы “Экстерн-офис” Алексеем Битнером взяла Светлана Марзеева.
Алексей, особенность вашей школы в том, что там ученик получает все требуемые стандартами обучения знания, но в максимально сжатой форме. А как вы отбираете из этого огромного массива малосвязанной между собой информации – основную суть, позволяющую в дальнейшем успешно сдавать тесты и экзамены?
Алексей Битнер: Это практика, опыт и немножко здравого смысла. 13 лет я был директором частной школы в Новосибирске и сам тоже занимался там преподаванием. Постепенно я расстался с представлением, что достаточно пригласить светлых, любящих детей педагогов – и все будет хорошо. Кроме хороших людей оказалось нужно еще много всего, что в целом невозможно реализовать ни в частной, ни в государственной школе: как только вы получаете лицензию и аккредитацию, вы раб этой системы принудительного образования и ничего с ней не можете сделать.
Поэтому я закрыл свою частную школу и создал Экстерн-офис, куда пригласил разновозрастных детей, которые приходили заниматься, чтобы экстерном сдать аттестации за какой-то класс. А поскольку я отношусь к принудительному образованию с подозрением, то цель была очень простая: потратить как можно меньше времени и сил на то, чем заниматься не хочется. А по возможности даже на этом пути получить пользу. Чтобы потом потратить основные силы на то, чем заниматься хочется.
Вот там у нас часто завязывались спонтанные разговоры обо всем том, что изучалось, и в процессе этих обсуждений и ответов на вопросы у ребят возникало желание углубляться в разные темы. То есть, принуждения становилось меньше, оно заменялось искренним интересом. Пять лет я ходил со своими учениками на аттестации в разные школы и к разным учителям и видел, что там происходит: что у них спрашивают, как именно проверяются знания. И на основе этого опыте возникли мои списки вопросов по всем изучаемым темам.
А если ребенок, который учился у вас, захочет перейти в обычную школу, оценит ли система его знания как достаточные?
Алексей Битнер: Тройку он наверняка получит, а дальше возможны варианты, потому что люди разные и проверяют знания весьма субъективно. Гарантий, к сожалению, нет. Один учитель может дать контрольную попроще, другой в рамках того же материала может дать очень сложную контрольную.
Например, ребенок, должен уметь складывать целые числа в пределах сотни. Можно дать ему такой пример:
10+20
Или такой 21+35
Или такой 15+23+48
Эти задания в рамках одного требования, но разной сложности.
Учитывая этот момент, я заранее согласовывал с учителем список изучаемых вопросов и обязательно приносил его на экзамен, потому что учитель, как правило, уже не помнил, что там с ним было согласовано.
И, кстати, это я советую всем делать при сдаче – не список тем согласовывать, а именно список вопросов. Если образование принудительное, то только так честно действовать.
А вот если образование добровольное, то этого делать как раз не надо, потому что в процессе само собой возникает желание делать именно сложные задания, ведь так интереснее.
То есть, правила игры для добровольного и принудительного обучения – совершенно разные.
– Про принудительное обучение мы понимаем, так как сами учились в госшколах, а вот про добровольное хотелось бы подробнее… Мы все – очень тревожные родители, которые, с одной стороны, очень боятся что-то упустить, чего-то недодать, а с другой – как раз добровольность хочется сохранить (вернуть), иначе незачем было уходить из обычной школы…
Алексей Битнер: Главный результат качественного обучения – особенно в начальной школе – это желание учиться дальше.
Часто эта цель теряется при первом же занятии дома. Родителю кажется: я ему скажу и он это усвоит. Например, сколько сантиметров в дециметре – ведь это просто! А ребенок не понимает. Сразу не усвоил – это катастрофа. Нет, он, конечно, сможет это просто заучить, но вот чтобы понять, ему может потребоваться гораздо больше времени, может быть, год. Желание учиться не сохранить, если изучаемая тема кажется ребенку белибердой и у него ничего не получается.
К счастью, обучение – это нелинейная штука. Не получилось сразу – лучше отложить эту тему и вернуться к ней позже. Надо выбирать то, что дается сейчас, оставляя какие-то темы на потом.
Но родители часто относят неудачи к недостаткам ребенка или к недостаткам своего обучения. А причина чаще всего в том, что материал изучается слишком рано. Проблема в принудительности, а не в теме. Например, многие дети не в силах освоить фонетику во втором классе, но к ней можно вернуться в 5-м классе, например.
А в школе Битнера заложена такая возможность – возвращаться?
Алексей Битнер: Да, весь изученный материал остается, всегда можно пройти заново. Другое дело, что нужно догадаться, какой класс открыть. Но на этот случай в учебном кабинете есть кнопка, чтобы вступить в письменный диалог с учителем. Я одновременно общаюсь с несколькими учениками, и обычно отвечаю либо сразу, либо быстро.
В текущих заданиях тоже бывает, что надо вернуться, тогда добавляем неусвоенную тему в учебный кабинет в особом статусе – без проверки.
В моей школе важно, чтобы ребенок задавал вопросы. Побудить ребенка к этому – задача родителя, я дистанционно не могу этого сделать.
Вот ребенок читает текст, вроде ему понятно. Начинает делать – не получается. И на этом этапе ему нужно письменно объяснить учителю, чего он не понимает. Это непросто бывает сделать. Одна из моих целей – сделать так, чтобы ребенок понимал, чего он не понимает.
Но тогда это должны быть читающие и пишущие дети?
Алексей Битнер: Да, в основном, с пятого класса.
А как мотивировать детей к чтению, если большинство читать не любит?
Алексей Битнер: Давайте ребенку видео. Дети видео смотрят с тем же результатом. Другой вопрос, если много видео на одну тему, то откуда у ребенка время его смотреть? У текста тут преимущество перед видео: текст можно быстренько пробежать его глазами и взять нужное. А видео придется слушать целиком. Но нужно дорасти до задач, которые решает текст.
А если непонятно не ребенку, а маме, может она свой вопрос задать?
Алексей Битнер: У нас часто вопросы задают как раз взрослые, я это вижу по структуре текста, по применяемым словам. Конечно, родитель тоже может вопросы задавать, я никому еще не отказал.
Возвращаясь к добровольности обучения… Не мы решаем, что изучать в школе. Большая часть изученного нам никогда не пригодится. Зачем тогда все это знать?
Алексей Битнер: Это тема серии бесед. Я не смогу дать простой ответ на этот вопрос…
С пятого класса полностью – а до пятого класса частично – программа представляет собой принципиально неприменимое в жизни знание. Люди, которые планировали это образование, исходили из логики тренажера, логики беговой дорожки. Вот есть наука биология, она так устроена и на этом материале можно чему-то научиться, не обязательно биологии. На каждом из таких предметов-тренажеров можно получить пользу. Например, можно получить пользу от темы про двойное оплодотворение, если понимаешь смысл и пользу этого эволюционного приспособления. И это очень непростая работа, которая никак не может увенчаться успехом при принудительном запоминании и написании контрольных работ. К сожалению, без понимания такую контрольную работу выполнить проблематично. Но я не могу ее исключить, мне учителя принимающей школы не дадут.
Вот фонетика – некоторые считают, она специально придумана для того, чтобы мучить детей. А логика составителей программы проста: в филологии эта тема есть? Есть. Значит, будем ее изучать в школе. Но когда всё это опрокидывается на детей…
Например, вы изучаете с детьми морфемный разбор и берете слова: поезд, выезд, заезд, наезд, ездить, поездка. По правилам тут везде корень -езд. А если посмотреть в словарь, то в слове поезд – корень поезд. Это имеет какие-то свои лингвистические причины, сейчас неважно какие.
Большинство детей в этом месте говорит: это капец!
А, допустим, двое говорят: Ух ты, надо же как интересно!
Возможно, сейчас в ком-то из них родился филолог! И с этими двумя можно углубляться дальше, а остальным, значит, нужно что-то другое.
Точно так же и с математикой: тех, для кого это ужас – в сторону. А с остальными надо продолжать! Но этого же не происходит в школах! Мы делаем вид, что по беговой дорожке можно куда-то прибежать.
Причем, через год или даже месяц у тех, для кого был ужас – может быть совсем другая реакция.
Вот почему, я считаю, что образование должно быть асинхронным. У меня сервис, который не заставляет человека подстраиваться под чужой темп понимания, как это принято в школе.
Я недавно сделал серию видео по тригонометрии. Она неожиданно стала популярной. Люди в тик-токе смотрят эти видео по собственной воле! Вот кто-то добровольно начал это смотреть и ему зашло. Понятно, что если этого же человека посадить за парту и учительница начнет гундеть про то же самое, то ему не зайдет.
Может, ему это в жизни никогда и не пригодится – просто ему стало интересно. Мы же не все делаем для пользы.
Многие вещи которыми пытаются детей замотивировать, связаны с пользой: тебе это пригодится. Хорошая тема про образование – оно для пользы, для успеха, для интереса, вообще для чего? У вас бывает так, что удалось заинтересовать, но ребенку не хватило материала и он задает вопросы на углубление материала?
Алексей Битнер: Да, и у меня есть несколько способов, чтобы человека направить, но чаще ко мне обращаются за ликвидацией конкретных сложностей.
Вот когда у меня очно обучалась разновозрастная группа детей, там спонтанно завязывались разговоры о том, что интересно и в процессе все включались в обсуждение. И кстати, если кто-то захочет такую группу создать, то я могу подсказать, как это сделать, вот там будет море самообразования: и дети научатся учиться, и вы сами, наконец-то освоите то, чему вас не смогли научить в школьном возрасте. Очень важно, чтобы в нужный момент рядом оказался взрослый, который объяснит так, чтобы ребенок понял, учитывая его личные особенности восприятия.
А в дистанционке много практического: не понимаю, объясните, научите как.
И вот, кстати, нас спрашивают: много сил тратится на домашку на СО, что делать?
Алексей Битнер: Но что такое домашка на СО? На СО нет домашки.
Человек выбрал СО и сделал школу дома. Если вы к дистанционной школе ребенка приписали и там опять уроки по чуждому ребенку расписанию, то вы просто оказались в другой школе. И не стоит ждать, что ребенок захочет учиться. Но можно сделать другой тип обучения, как я уже сказал, я открыт для общения на эту тему, обращайтесь!
Телеграм-канал Алексея Битнера https://t.me/externoffice
Продолжение темы о том, какими должны быть хорошие школы, очные и онлайн, читайте в телеграм-канале “Альтернатива школе”
Онлайн-школа “Экстерн-офис”
Возраст онлайн-школы:
11 лет
Услуги:
персональный учебный кабинет, в котором организованы и обучение, и аттестация в школе-партнере, и весь документооборот;
аттестация дистанционная, с видеозаписью; пересдача бесплатно.
Принцип ВЫУЧИЛ-СДАЛ (не ждем конца учебного года для сдачи экзамена)
5-дневный бесплатный доступ в учебный кабинет.
Есть ли обязательные очные диагностические работы:
ВПР и МЦКО нет.
Вступительная диагностика:
при поступлении обязательна работа с вопросами по математике и русскому языку за предыдущий класс. Если работа выполнена неудачно, ученик получает бесплатно материалы для подготовки и возможность выполнять работу снова и снова. Бесплатно.
Аттестации проводят дружественные школы Новосибирска, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга. Контрольные работы по темам каждого учебного курса нужно выполнять в электронном виде, экзаменационные работы — в онлайн режиме, под камеру. Блочная или модульная система (выучил предмет — сдал, приступил к следующему). Сайт