Аттестации в разных школах
Можно ли сдавать аттестации в разных школах, на разных платформах?
Отвечает Алина Дьякова, автор группы «Семейное образование в Ижевске», соучредитель Межрегиональной общественной организации «Ассоциация семейных школ», председатель Совета Отделения АСШ в республике Удмуртия.
Да, можно. Можно сдавать, например, русский и математику в одной школе, английский, информатику, биологию в другой школе, физкультуру, ИЗО в третьей школе и так далее, закон позволяет.
И не только позволяет, но и приветствует! Индивидуализация образования – одна из заявленных целей государства. Оно закрепило в законе самые разные возможности для взаимодействия образовательных организаций, чтобы дети свободно могли двигаться по своим образовательным маршрутам.
У школ есть возможность нанимать преподавателей из других учебных заведений на совмещение на любое самое короткое мероприятие — вплоть до одного экзамена.
Или заключить с другой образовательной организацией договор о сетевом взаимодействии. В законе об образовании этому посвящена ст. 15 Сетевая форма реализации образовательных программ.
Статья предусматривает возможность освоения обучающимся предметов, курсов, практики, и т.д. с использованием ресурсов нескольких организаций, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
В этом могут участвовать и не школы, а научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, «обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе».
В общем, аттестации в разных школах можно сдавать, и всё предусмотрено для того, чтобы образовательные структуры сотрудничали и развивались! Именно так сегодня и стоит действовать: собирать образование, как конструктор. Самые большие возможность в этом смысле – как раз на семейном обучении.
Причем, форма образования не важна!
Это можно делать и на очном, и на заочном обучении, и на семейном. И школы не важны – это любые школы, дистанционные в том числе.
НО. Прежде всего нужно ответить на вопрос, ГДЕ ЧИСЛИЛСЯ ребёнок, пока проходил аттестацию в каждый момент.
Если во все это время он числился в одной школе, хотя экзамены сдавал в разных – это один случай. Если числился там, где сдавал – другой.
Рассмотрим вариант: ЧИСЛИЛСЯ В ОДНОЙ ШКОЛЕ, А ЭКЗАМЕНЫ ПРОШЕЛ В РАЗНЫХ
Такой случай предусмотрен п.7 ч.1 ст. 34 Закона об образовании РФ.
1. Обучающимся предоставляются академические права на:
7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
Школа обязана зачесть результат экзамена по 34 статье… так и было, до тех пор, пока летом 2020 года не был издан Приказ № 845 Минпросвещения РФ.
http://ivo.garant.ru/#/document/74573172/paragraph/1:0
Этот подзаконный акт, приказ 845, ухудшил положение детей, вместо того чтобы улучшить.
Пункт 2 говорит о том, что необходимо сделать, если вы сдали экзамен в другой школе:
«2. Зачет осуществляется по заявлению обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, на основании документов, подтверждающих результаты пройденного обучения:
а) документа об образовании и (или) о квалификации, в том числе об образовании и (или) о квалификации, полученных в иностранном государстве;
б) документа об обучении, в том числе справки об обучении или о периоде обучения, документа, выданного иностранными организациями (справки, академической справки и иного документа)».
Иными словами – приложите к заявлению справку с оценкой из другой школы, и Вам ее перенесут в личное дело ребенка.
Можно принести справку из секции, музыкальной школы и т.д. Тогда очному ученику необязательно ходить на уроки, а на СО и заочке – необязательно проходить экзамен по ИЗО, музыке, физре…
Читаем далее:
«6. Организация производит зачет при установлении соответствия результатов пройденного обучения по ранее освоенной обучающимся образовательной программе (ее части) планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы (далее – установление соответствия)».
Иными словами – не любую оценку и не из любой школы перенесут: необходимо совпадение программ. Значит, необходимо сравнивать программы! И вы знаете, как сейчас школы склонны к формализму. Часть школ начала требовать вместе со справкой принести программу той школы, откуда справка!
А как все хорошо начиналось! Ведь сам этот приказ появился, когда бывший министр образования Ольга Васильева решила добиться, чтобы детям перестали ставить тройки по музыке и изо!
Она начала процесс изменения правовых актов, например, порядка заполнения аттестатов, чтобы по музыке, изо и физре можно стало ставить вместо отметок «зачет».
А закончил реформу новый министр Кравцов, и вот что вышло. Читаем приказ 845 далее. Тот же 6 пункт:
«С целью установления соответствия организация может проводить оценивание фактического достижения обучающимся планируемых результатов части осваиваемой образовательной программы (далее – оценивание)».
Это в смысле? Я сдал экзамен в другой школе, прихожу в своею, приношу справку – ну как же, индивидуальная траектория, широкие возможности и все такое – а мне говорят: «Ну, знаете ли, какая-такая другая школа, доверяй, но проверяй! Приходите на экзамен, будем проверять!»
Сдаю я экзамен второй раз, уже в своей школе, а там мне и говорят: не годится, фальшивые ваши оценки, не зачтем!
«9. При установлении несоответствия результатов пройденного обучения по освоенной ранее обучающимся образовательной программе (ее части) требованиям к планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы организация ОТКАЗЫВАЕТ ОБУЧАЮЩЕМУСЯ В ЗАЧЕТЕ».
Итого – придется мне потом третий раз этот экзамен сдавать?!
Вот такой маразм. В пункте 2 – даем, в пункте 9 – забираем.
Я считаю, этот приказ противоречит закону об образовании, конкретно, лишает права на зачет, ставит в зависимость от школ. Конечно, не все школы подходят формально, но этот момент теперь приходится учитывать.
Однако с выходом изменений школы и правда «обнаружили» такой новый порядок – можно принимать справки из музыкалок и художек, секций и спортивных школ. Только это и раньше можно было делать, как и зачетную систему применять вместо отметок. Но и тут они начали требовать: только из образовательных организаций (лицензия на образовательную деятельность) плюс совпадение программ.
Теперь второй вариант: вы прошли часть аттестации в одной школе, числясь там; потом ОТЧИСЛИЛИСЬ, ЗАЧИСЛИЛИСЬ в другую школу и вторую часть прошли, уже будучи зачисленными в другую школу.
Отчисляться и зачисляться, в том числе, в качестве экстерна для прохождения промежуточной аттестации – это ПРАВО РОДИТЕЛЯ, написали заявление и ушли. Написали на зачисление – и опять вам никто не имеет права отказать (если есть свободные места).
А если во всем городе нет свободных мест (как в Самаре и Тольятти, к примеру, есть и другие такие регионы), то это опять не ваша проблема, это проблема Управления образования, ему закон велел вас устроить в школу, просто обратитесь к ним.
Главное, когда вы перешли в другую школу и продолжили аттестоваться, вас уже никто проверять не станет – вы просто перешли из школы в школу и 845 приказ с его дурацким 9 пунктом вас не касается. У нас единое образовательное пространство, и до сих пор пока никому не приходило в голову проверять отметки из других школ и говорить – ой, какие-то у вас отметки неправильные!
Источник этой ценной информации чат «Семейное образование. Москва. МО. РФ» в telegram, где проводится «выделенная открытая линия» с широко известным в сфере СО экспертом Алиной Дьяковой, автором группы «Семейное образование в Ижевске», соучредителем Межрегиональной общественной организации «Ассоциация семейных школ», председателем Совета Отделения АСШ в республике Удмуртия. Каждую субботу здесь разбирают самые острые и актуальные вопросы защиты прав семьи и ребенка в сфере образования, и любой участник чата может задать свой вопрос.
Если вы хотите получить личную консультацию Алины Дьяковой, пишите ей в личные сообщения.
Курс «Семейное образование с умом»