Виды альтернативных школ
Виды альтернативных школ
У школ в системе (частных и государственных) две функции:
1) Камера хранения;
2) Образовательная деятельность (контролируется и лицензируется государством).
Если семья выбирает семейное или заочное обучение, то обе эти функции она берет на себя и перед ней раскрываются иные образовательные возможности, она может:
1) Обучать ребенка дома, с репетиторами/тьюторами/навигаторами или самостоятельно.
2) Воспользоваться помощью образовательных пространств, которые не реализуют ФГОС и честно, внятно и открыто заявляют об этом. Они лишь сопровождают образовательную деятельность, ответственность за которую несет частная или гос.школа, куда прикреплен ребенок. Список таких школ здесь
3) Имитировать обычную школу дома с помощью онлайн-школ. (Да, онлайн-школа может быть А-школой – и тогда это не имитация, но в онлайне А-проектов единицы.)
4) Отдать ребенка в коммерческий проект, который имитирует частную школу, при этом прикрепляя детей к настоящей частной школе для сдачи аттестаций. Не все родители знают, что в аккредитованных школах дети не сдают никаких аттестаций. Кому-то это безразлично, если/пока все хорошо. А кому-то принципиально важно и тогда считается, что потребитель, который не обязан понимать разницу в статусах школ, был введен в заблуждение.
Признаки А-школ
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРОС более, чем на 50% формирует ребенок и у него есть выбор, что и в каком объеме изучать.
- СОДЕРЖИМОЕ образования. Программы нет. Учебники могут быть, наряду с другими книгами, которые помогают детям вырабатывать собственное понимание о предметах и явлениях. Нет фронтального обучения, когда информация от учителя транслируется ученику. Образовательные процессы происходят в форме вопрошания, диалогов между педагогом и учеником или между учениками, игры, перевернутого класса, взаимного обучения, самообучения и т.д.
Вместо запоминания и повторения чужого знания практикуется его осмысление и анализ. - МОТИВАЦИЯ. В А-школе нет оценок как способа манипуляции. Детей мотивирует не сумма поощрений и наказаний, а содержательный интерес. Оцениваются не знания, а способность размышлять, видеть взаимосвязи, исследовать и анализировать.
- САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ и САМООБРАЗОВАНИЕ. Дети учатся самостоятельно ставить себе собственные учебные цели. Поддерживается детская инициатива и потребность ребенка в своей собственной деятельности, в создании собственного продукта. Проектная деятельность учеников имеет реальный результат, который можно увидеть, использовать, продать и т.д.
- САМОПОЗНАНИЕ и некие self-skills*. В поддерживающей и принимающей среде ученики развивают способность к эмоциональной рефлексии, учатся распознавать свои эмоции, принимать и проявлять их.
- ФОРМА организации: ОУ-госшкола, ОУ-частная школа, либо не образовательное учреждение – коворкинг, пространство, центр поддержки, общественная организация, семейный проект.
Признаки семейных школ и центров поддержки СО
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРОС более, чем на 30% формирует ребенок и у него есть небольшой выбор, что и в каком объеме изучать.
- СОДЕРЖИМОЕ образования. Определяется требованиями той школы, к которой прикреплены дети. Единой программы нет, но могут быть элементы разных программ, например, Жохова, Монтессори, РКШ и т.д. Есть учебники, как предложенные аттестующей школой, так и многие другие. Информация, необходимая для сдачи тестов, транслируется ученику в самых разных формах, включая как фронтальное обучение, так и более эффективные способы.
- МОТИВАЦИЯ. Нет оценивания, как способа мотивирования, кроме аттестаций и участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях (по желанию). Часть детей мотивирует их собственный интерес. Но у некоторых детей, ранее привыкших к оценкам и контролю, могут быть проблемы с мотивировкой. Решением таких проблем занимаются сами учителя, выбору которых уделяется первостепенное значение, в соответствии с известным принципом: “выбирай не школу, а учителя”.
- САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ и САМООБРАЗОВАНИЕ. Дети учатся самостоятельно ставить себе учебные цели в рамках изучения обязательных школьных предметов. Детская инициатива поддерживается в рамках, заданных необходимостью освоить и продемонстрировать определенные сверху знания и навыки.
Проектная деятельность учеников может имеет реальный результат, который можно продемонстрировать на выставке или ярмарке детских поделок. - САМОПОЗНАНИЕ и некие soft и self-skills*. В школе могут быть занятия с психологом, с тьютором, а также занятия йогой и прочими способами регулировки и укрепления здоровья и нервной системы.
- ФОРМА организации: коворкинг, пространство, центр поддержки, общественная организация, семейный проект.
Признаки альтернативных школ
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРОС формируют взрослые, но ребенок может выбирать порядок прохождения тем и конкретные задания.
- СОДЕРЖИМОЕ образования. Определяется выбранной программой и учебниками (Монтессори, РКШ, РО, Вальдорфской программой, программой Жохова и т.д.) а также требованиями той школы, к которой прикреплены дети для аттестаций. Эти школы смело гарантируют освоение программы на уровне ФГОС, а также высокий уровень академических знаний, хотя и не имеют права заниматься образовательной деятельностью.
- МОТИВАЦИЯ. Дети вовлекаются в процесс обучения с помощью игровой валюты, игровых методик. Поощряется и приветствуется участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. В занятиях могут участвовать тьюторы, кураторы и другие помощники. Способы оценивания – альтернативные: 10-бальная система, портфолио, зачетки, контракты, игрофикация и т.д.
- САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ и САМООБРАЗОВАНИЕ. Дети учатся сами оценивать свой прогресс. Широко используются метапредметные и межпредметные задания и проекты. Детская инициатива поддерживается в рамках, заданных необходимостью освоить и продемонстрировать определенные программой знания и навыки.
- САМОПОЗНАНИЕ и некие soft и self-skills*. Тут возможен полный либо частичный набор маркетинговых маркеров: сингапурские и финские технологии, бизнес-игры, эмоциональный интеллект, игры по Бахотскому, финансовая грамотность, дизайн, этикет, история искусств, ТРИЗ, коммуникация, предпринимательский подход, управление ресурсами, принятие решений, лидерство и т.д.
- ФОРМА организации: репетиторский центр, центр допобразования.
* Я пыталась разобраться с мягкими/жесткими навыками и с тем, как они вписываются в практику школ. Проблема тут в том, что никак невозможно понять, где за этим стоит очередная маркетинговая фигня, а где реально происходит что-то ценное и полезное.
Категорически непонятно, за каким чертом вообще навязывают жесткие навыки в школе? Если hard – это типа профессиональные знания и навыки, то при чем здесь школа? У каждой профессии они свои. У нас что, все дети знают, кем станут? И даже те единицы, кто имеет на этот счет планы, могут еще много раз передумать. Зачем всовывать в непомерно раздутую программу еще и это? Если следовать за интересами ребенка на самом деле, то эти навыки сами туда впишутся – те, которые будут нужны, а не все подряд. И вместо чего-то, а не вместе с ним.
Soft и self-skills – это в массовом сознании вообще не пойми что, нет единого определения, это идеальное определение для любой фикции. Чего только туда не записывают, обещая рыбку научать летать, а птичку – плавать. Полагаю, в основе soft и self-skills – свойства разных типов личности (врожденные способности), научить которым принципиально невозможно.
Больше информации в телеграм-канале “Альтернатива школе”