Второй год в одном классе
Второй год в одном классе. Могут ли оставить в 1 классе на второй год?
Отвечает Алина Дьякова, автором группы «Семейное образование в Ижевске», соучредитель Межрегиональной общественной организации «Ассоциация семейных школ»
Давайте начнем с понимания – КТО оставляет на второй год.
Об этом говорит Закон об образовании в ст. 58. О промежуточной аттестации обучающихся. Читаем 9 пункт о второгодниках.
9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Из текста совершенно ясно – на второй год оставляет не школа, а родители. Потому что вопрос выбора между тремя возможностями закон оставляет на их усмотрение.
Выбор такой они сделать могут только в одном случае – если создана академическая задолженность, а потом ее не смогли ликвидировать. Иными словами, получили двойку за год, потом пытались исправить и не смогли.
Уже 20 лет в стране запрещены отметки в 1 классе и аттестация в 1 классе. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N 2021/11-13 Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы предписывает оградить начальную школу от изъянов школьной системы. Особенно много ограничений Минобр предусмотрел для 1 класса:
Контроль и оценка результатов обучения. В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить “не думал”, “не старался”, “неверно”, лучше обходиться репликами “ты так думаешь”, “это твое мнение”, “давай послушаем других” и т.д.
Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся, домашние задания не задаются. Обучающиеся первого класса четырехлетней начальной школы на второй год не оставляются.
Что же делать, если ребенок не справился с программой 1 класса? Разве разумно обучать его далее? И вот тут начинается весь маразм нашего образования. К сожалению, дела в нем делаются не для ребенка, а для бумажки.
Оценки запрещены только в 1 классе, на второй год тоже только в 1 классе нельзя оставлять.
Но школа имеет право вообще никогда не ставить отметки. Например, по программе Эльконина-Давыдова не положено отметки ставить до 4 класса.
Источником бед в образовании является формализм, и школа, столкнувшись с запретом оставлять на 2 год в 1 классе, вынуждена искать выход, как уж умеет. На практике она часто избавляется от ребенка, запугав и обманув родителя: тот сам, своей рукой, пишет заявление об отчислении, и идет искать другую школу для 2 класса.
Вы спросите, а как же это решает проблему? Получив согласие на то, что родитель отчислит ребенка, школа напишет в строке личного дела – «программу освоил, переведен во второй класс». Вот это у них и называется решением.
Ребенок идет во 2 класс в другой школе и его проблемы усугубляются. Но и во втором классе ничего не изменится – его переведут в 3. Потому что у школы есть причина ставить тройки детям: надо экономить средства. Второй год – это уже вторая сумма, нехорошо для бюджета. Школу финансирует регион, из регионального бюджета на образование выделяется «норматив», деньги идут в школу через органы самоуправления, КРО и все такое, и вся эта машина выдает в результате следующее: не погладят по головке, если оставляешь на второй год. А еще у школ есть рейтинги, в зависимости от них они получают дополнительное финансирование.
Те школы, что не смогли вытурить неуспешного ребенка в другую (то есть, не смогли достаточно запугать родителя) все равно будут вынуждены перевести ребенка во второй класс и учить его – а как, тут уж никто вам не ответит. Если по-честному – да никак. И выгнать ребенка нельзя никак, и оставить на 2 год нельзя никак, и учить не выйдет. Так работает система.
А что же делать, если у ребенка проблемы серьезные, и ему нужно особое обучение? И здесь школа тоже ничего не может сделать! Конечно, закон дает возможность получить адаптированные программы (АООП), получив разрешение на это в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) – но и это тоже решает не школа, а родитель! (вспоминаем 9 пункт 58 статьи Закона об образовании).
Школа убеждает родителя выйти на ПМПК, а родители боятся ПМПК, как черта! Я не буду раскрывать тему о ПМПК и АООП, она очень большая, вернемся к нашим второгодникам.
ОСТАВИТЬ В 1 КЛАССЕ НА ВТОРОЙ ГОД ТАКИ МОЖНО
Напоминаю – оставляет на второй год родитель! П. 9 ст. 58 немного выше. Что в нем предписано? Если ребенок не пересдал экзамены, родитель пишет заявление, одно из трех:
1. Прошу оставить на повторное обучение в 1 классе
2. Прошу организовать обучение на индивидуальном учебном плане
3. Прошу организовать обучение по АООП, согласно решению ПМПК, решение прилагается.
Просто школа обычно не просит написать такое заявление. Она хочет, чтобы родитель увел своего ребенка в другую школу – и нет проблем.
А родитель обычно не пишет. Обычно он хочет, чтобы его ребенка перевели во второй класс. Школа обязана это сделать, если родитель сам не попросит оставить на 2 год (ну или два других варианта).
Я же, наоборот, говорю родителям – даже не думайте и начинать пересдавать экзамены! Получили сообщение о «неаттестации» в нарушение письма Минобра? Чудненько! Идите немедленно, пока те не передумали и не исправились, и регистрируйте заявление «прошу оставить на повторное обучение», убедитесь, что приказ издан и вы снова в 1 классе – и пишите заявление об отчислении, а в Управление образования – о выборе СО!
Итак, если ваш ребенок на очном обучении не справляется с программой, то очень выгодно остаться на второй год в 1 классе – и уйти, наконец, из школы, которая ребенку не принесла ничего доброго. Подумайте сами: идеальный вариант!
Ведь после получения двойки на СО вам бы пришлось с СО уйти. А тут – и на СО переходим, и лишний год получаем. У вас появляется время! Драгоценное время. Понятно, что вы повели ребенка в школу раньше, чем он был готов. Займитесь его реабилитацией.
Родителям, дети которых еще учатся в школе в 1 классе, но очень неуспешно, а год пока не кончился, я советую – пишите ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ОТЗЫВЕ ЗАЯВЛЕНИЯ В 1 КЛАСС, и пойдите в школу через год. Это практикуется, и практиковалось всегда! До тех пор, пока школа не стала такой заформализированной, она сама подсказывала такой выход.
Год в этом возрасте может значить очень много! Большинство детей дозревает, и в следующем году все проходит совсем иначе.
Ведь почему сами родители не хотят оставлять ребенка на второй год?
1. Потому что это позорно
2. Потому что ребенку будет скучно
3. Потому что он, восьмилетка, будет там с семилетками, и это еще скучнее и позорнее…
Но у нас есть СО! В школе и правда нет для таких детей годного варианта. Им не помогут ни в повторном 1 классе, ни в преждевременном втором, отставание в большинстве случаев усугубится.
Идите снова в 1 класс, но не в школу, не за парту, а на СО! Дайте себе шанс начать все заново, и все исправить. Тогда и не будет ни класса с детьми на год младше, ни клейма второгодника, ни скуки – потому что мы сами организуем процесс, понятно, что, исходя из потребностей ребенка. Если родитель не учитывает потребности ребенка – следует переучиться. Любая учеба должна отталкиваться от ребенка, а не от программы. Программа только помогает нам это делать, а если мешает, нужно переписать программу.
А что будет, если получил «два», уже обучаясь на СО? А потом пересдал снова на «два»?
Эти дети проходили аттестации по воле своих родителей, хотя письмо Минобра запрещает в 1 классе отметки. Когда вы пишете: «прошу зачислить в 1 класс для прохождения ПА в качестве экстерна», вы сами просите аттестовать ребенка. Закон ведь дает ребенку право на ПА, не так ли? Вот школа ее и проводит – по вашей просьбе.
Если аттестация прошла неуспешно – начинает работать 58 статья: у вас теперь академическая задолженность (п. 2), вы теперь обязаны её ликвидировать (п. 3), в установленные школой сроки (п.5), обычно до сентября; для ликвидации задолженности создается комиссия (6); а если все равно будет «два» – вступает в дело 10 пункт:
10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
Ребенка вернут в школу без вашего заявления, без вашего желания и решения, автоматически. Мне такие случаи известны. Вернут не в 1 класс, а В ШКОЛУ. Вас уберут с СО.
Еще раз: ВЕРНУТ В ШКОЛУ, НО НЕ ЗА ПАРТУ!
Как бы это ни звучало противоречиво, двоечника не смогут заставить учиться в школе и все будет по закону. Дело в том, что «в образовательной организации» (п.10 ст.58) и «за парту» – это не одно и то же.
Давайте внимательнее почитаем статью 17 Закона об образовании:
В Российской Федерации образование может быть получено: 1) В ОРГАНИЗАЦИЯХ, осуществляющих образовательную деятельность; 2) ВНЕ ОРГАНИЗАЦИЙ, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
И далее, в пункте 2:
2. Обучение В ОРГАНИЗАЦИЯХ, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в ОЧНОЙ, ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ИЛИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ.
Из этого следует вот что. Поскольку пункт 10 статьи 58 возвращает ребенка, не сдавшего ПА, на обучение В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, это значит, что ребенок возвращается не «за парту», а на одну из трех форм обучения:
1. Очную
2. Очно-заочную
3. Заочную
Знаете, вообще, программы посильны, не верьте тому, кто говорит иначе – он просто не знает содержание программ! Если ПА организована без нарушений, любой ребенок ее сдаст, без сомнения (кроме детей с ОВЗ, им просто необходима ПМПК, не надо ее избегать).
Но если ребенок здоров, а родители занимались с ребенком, почему он сдаст на «два»? Только потому, что школа не умеет организовывать аттестацию. Организационные навыки – не сильная сторона школы. По факту, нам на СО приходится держать школу под постоянным контролем.
Если же родитель сначала попросил в заявлении об аттестации (а ни для чего другого в школу на СО зачислиться нельзя), а потом не стал «воспитывать» школу, а вместо этого прогнулся под ее невыполнимые требования, получил в итоге неаттестацию, а потом еще и не смог ее ликвидировать – по той же причине, конечно – потом по закону без его желания его могут только убрать с семейного образования, но на очное перейти заставить его нельзя. Пишите заявление на заочное, например, и учитесь дальше – все так же, дома.
Но отдельно замечу насчет второго года в этот момент – все же я считаю повторное изучение подарком, который закон дает в такой непростой для вас ситуации. Берите и пользуйтесь, второгодник на СО – это вам не второгодник на очном. Мы это уже обсуждали – вперед прыгнуть можно, замедлиться нельзя. Вот выберетесь из череды неудач – восполняйте потерю времени как угодно быстро. А пока у вас двойки – дайте ребенку время. На очке у оставления на второй год есть ощутимые минусы. На СО минусы повторного года исчезают полностью.
Подведу итог. Хотя на СО в 1 классе, в котором запрещены отметки, запрещено оставлять на повторное обучение, родители сами просят об этом в заявлении, и этим сами подводят себя под 58 статью. Не стоит этого делать. Если же таки хотите аттестоваться – проследите за тем, чтобы аттестация проводилась качественно. Если, конечно, сможете.
Еще раз: нет смысла в том, чтобы писать заявление в 1 класс, числиться в школе, никакой необходимости в этом нет. Я много раз слышала эти объяснения, почему именно хотят сдавать экзамены родители – на минуточку, это не они будут их сдавать, а их дети!
Сдавайте в дистанционке, если так нужно, там практически нет риска получить два – как раз по причине качественной организации! А в те дистанционки, где плохо все организовано – не ходите и денег им не платите!
Ценность у аттестации только одна: она дает аттестат (и в 1 классе это не работает) и защищает нас от внешних посягательств. Если от вас никому ничего не нужно, никакой ценности у аттестации нет, один вред (об этом тут не буду, но тема суперважная).
Добрый день! Вопрос об образовании. Почему во всех статьях рассматривается только однобоко проблемы с учеником неуспеваемость. Я бы хотел поднять другой вопрос. проблемы со школой. У нас тоже ситуация возникла не простая. ребенок нормальный (физиологические показатели в пределах физиологических показателей здорового человека). начиная с 3 класса постоянно идет пресинг со стороны школы. Мы уже поменяли 3 штуки так сказать и во всех одно и тоже. Нахрапистым способом выбивание денежных средств. Если ребенок спокойный тихий не наглый. то можно на него насесть и родителей заставить платить. Постоянно слышим один ответ не способен, двойки (аж уже 8 штук по предмету), нанимайте репетитора из нашей школы. Это что не патология школьная. оставим на второй год. Вопрос: что в таком случае делать и как бороться с системой. Если Вы педагог или даже просто логически грамотный человек понимаете ставить за 4 месяца обучения 8 двоек это уже показатель не ученика, а школы. То есть обучение просто по нулям ни каких знаний не дает. Николай
Вашему ребенку не подходит массовая школа. Зачем же бороться с системой? Это бесполезно. Тем более, вы же это делаете за счет ребенка. Ему сейчас нужен не репетитор, а психолог.
Просто уходите из системы, ищите школы ВНЕ системы. По-моему, у нас на сайте очень много вариантов обучения, в том числе, онлайн. Можно выбрать вот эту онлайн-школу, например https://bitnerschool.com/
Чем раньше уйдете, тем больше шансов сохранить здоровье ребенку. Ведь в этом же цель? Не в том, чтобы доказать, что школы плохие. Да, плохие, никто и не спорит, по крайней мере, на сайте об альтернативном образовании.
Но совсем бесплатно не получится, да. У нас нет бесплатного образования, это все пустые слова. Но лучше ведь платить деньгами, чем здоровьем.
Одно хочу спросить: если частная школа не хочет переводить «слабого» ребенка во второй класс прикрываясь несданным тестом по письму, имеет ли она право просто не принять? Ведь это частное заведение
и их аргумент – «ребенку будет тяжело, раз он плохо пишет»