Выращиваем семейную школу
Поиск единомышленников
Итак, выращиваем семейную школу. Создание семейной школы* начинается с поиска единомышленников. Для начала достаточно найти всего четыре-шесть семей. Вам надо задействовать все возможные и желательно бесплатные каналы информации: напишите знакомым, друзьям и соседям, во все группы, соцсети и тематические чаты. Можно попытать удачу и поговорить с родителями в среде, где учится или просто бывает ваш ребенок.
Люди стали больше доверять альтернативным формам образования, и в некоторых городах с помощью одного только сарафанного радио удается собрать даже больше детей, чем планировали сами организаторы.
Очень хорошо работают встречи с родителями в просветительском формате, когда вы приглашаете поговорить об альтернативе привычным формам обучения. Напомним про наши ресурсы: имеет смысл оставить информацию о себе в интерактивном электронном сборнике альтернативных школ, а также на портале Навигатор семейного образования, где аккумулируются сведения о таких проектах.
Многие знают: когда посылаешь миру просьбу о помощи, она часто прилетает оттуда, откуда даже не ожидаешь.
Если у вас это не сработало, то задумайтесь: какова ваша цель? В чем состоит ваше намерение? Вы что-то хотите дать, отдать, передать? Вы готовы с миром поделиться или вам важнее что-то взять? Если последнее, то, возможно, вам имеет смысл присоединиться к чужому проекту, а не создавать свой.
Если вы готовы делиться и, главное, есть чем, то оцените, сколько времени вы готовы потратить и сколько стоит час вашего времени. Оцените расходы, объем и перечень работ. Игорь Донченко также рекомендует обязательно писать бюджет на год.
Спросите у тех, кто уже имеет свой проект (например, в этом чате многие получали ответы, набиралась опыта, а теперь сами помогают другим).
*Семейная школа (или нешкола) — это общественное объединение или семейно-психолого-педагогическое сообщество, созданное родителями для образования и воспитания своих детей. Деятельность семейных школ не является образовательной деятельностью, так как они не предоставляют услуг третьим лицам, а объединяют семьи и людей, занимающихся самообразованием.
Как минимизировать затраты в начале работы проекта?
Как известно, есть две основные статьи расходов в СШ – аренда и педагоги. На старте можно найти помещение в библиотеке или в детском центре, в Москве это стоит примерно 1000 рублей в час. В началке вам необходимы максимум 3 часа в день, то есть, получится 60 часов в месяц при занятиях 5 дней в неделю. Если у вас есть 4 семьи, с которыми у вас совпадают ценности, и которые, допустим, платят 30000 в месяц – этого уже будет достаточно, чтобы окупить расходы. Чем больше участников, тем ниже может быть стоимость участия.
Еще один секрет, который в несколько раз сэкономит расходы на педагога, состоит в том, что вполне можно успешно работать с разновозрастной группой детей 7-10 лет. То есть, в началке вам вполне достаточно одного педагога вместо четырех.
А если вы работаете в модели Детской Игровой Мануфактуры, то у вас вообще нет педагогов и, соответственно, нет расходов на педагога. У вас есть ведущий и в этой роли выступаете вы сами. Точнее, ведущих может быть много, но для начала одного вполне достаточно.
И давайте уже развеем миф о том, что педагогическое образование и пресловутые «знания» так уж необходимы. Рассказывает Игорь Донченко.
“Когда я пришел в одну из семейных школ в роли учителя русского языка я многого не знал и не боялся признаваться в этом, но мне самому было очень интересно разобраться в грамматике русского языка и понять, как превратить ее в игры, которые были бы интересны и мне, и детям. Происходило такое взаимное опыление, когда мы вместе с детьми открывали новый мир. В этом суть и ключевое отличие от обычных школ, куда учитель приходит, чтобы что-то дать. Я приходил, чтобы играть и вместе открывать что-то новое. Если ты начинаешь в роли создателя школы набирать себе персонал, то учителя в этой системе уже не являются субъектами авторами своей жизни. Не могут быть таковыми в данном контексте”.
То есть, если просто копируешь традиционную школу с ее образовательной деятельностью, где все участники процесса – объектны, то это не семейная школа. Не бывает никаких “семейных частных школ”. Образовательная деятельность обязательно лицензируется. В в семейной школе, где все участники субъектны, создателю достаточно иметь ИП (если он не нанимает других педагогов) или общественную организацию. Не требуют никаких лицензий и культурно-досуговые формы работы, ведь СШ – это клуб единомышленников, где дети общаются, социализируются и пробуют себя в разной деятельности.
Отношения в семейной школе
Отношения в семейной школе принципиально отличаются от отношений в школе не семейной.
Семейные проекты объединяют людей со схожими ценностями. Родители являются основой семейных школ и активной их частью. Именно с такими вы и стартуете, но дальше к вам начинают присоединяться новые семьи. И поначалу кажется, что все они готовы играть по вашим правилам. Как понять, действительно ли это так?
Для этого на этапе знакомства, ДО начала учебы многие создатели используются входные фильтры. Суть их в том, что не каждый желающий может стать частью проекта, а только те, кто разделяет ваши представления об образовании.
Фильтры у каждой школы свои. Создатели школ – это такие особенные люди, которые не приходят в чужой монастырь со своим уставом, не возмущаются и не пытаются никого переубеждать. Если им не нравятся чьи-то порядки (скажем, те которые установлены в госшколах), они просто уходят и приглашают людей под свои знамена: делают свою школу с теми, кто разделяет их взгляды.
Например, в Академии Фонариков все родители проходят тренинг «Культура намерения» – это авторская технология, позволяющая осознать свои истинные цели и желания. Когда настоящие цели осознаны, согласовать их – не такая уж сложная задача.
В Детской Игровой Мануфактуре свой инструмент: до начала процессов участники договариваются о табу – это обязательные для всех (не только для детей, но и для родителей, для педагогов, для создателей проекта) условия. При этом правила игры в школе не должны конфликтовать с правилами игры в семье. Если родители не готовы принять эти условия, они не присоединяются к проекту.
Фильтром может быть также приверженность к определенным учебникам, методикам, идее, убеждениям.
Семьи, участвующие в создании свободных школ, например, объединяет идея об обучении по собственному желанию…
Очень часто знакомство родителей-новичков и создателей проекта происходит при участии психолога. Психолог – это не просто фильтр на входе, а в целом важный человек в семейной школе. Вы обойдетесь без учителей, без учебников, без программы, но вот без психологов вам никак не обойтись.
Без входных фильтров, без опознавательных знаков “свой-чужой” карета превращается в тыкву, участники проекта – в капризных клиентов, а семейный образовательный проект – в нелегальную частную школу…
Как обеспечивается психологическая безопасность для всех участников проекта?
Психологическая безопасность – это состояние защищенности личности, одно из главных условий, обеспечивающих жизнедеятельность и возможность развития в условиях взаимодействия с миром. Без этого базового условия невозможно никакое обучение.
Конфликты будут всегда, это часть жизни. Именно благодаря конфликтам и происходит та самая пресловутая социализация. Ключевой вопрос в том, как они решаются, как реагируют на них взрослые. Здесь кроется еще одно принципиальное отличие массовой школы, где детские ссоры игнорируются, от семейной школы, где споры и разногласия внимательно и бережно обсуждаются. То есть, тоже используются как часть процесса познания, в данном случае, познания себя и других.
Психологическая безопасность в семейной школе обеспечивается за счет внимания взрослых ко всему происходящему.
Игорь Донченко:
«Мы просим родителей сообщать нам, если, по их мнению, с ребенком что-то не так. Для этого предусмотрены прямые каналы общения с учителями и руководством школы.
Общих собраний мы не проводим, они не имеют смысла. В каждом случае всё решается индивидуально.
Мы не сравниваем детей друг с другом, чтобы не создавать условий для конкуренции. Наши дети ни в чем друг с другом не соревнуются».
Часто те сложности, которые создает поведение ребенка в школе, просто зеркалят те ситуации, которые создают в семье его собственные родители. Поэтому так важно, чтобы запрет на унижение и обесценивание касался не только школы, но и семьи.
Если взрослые не готовы менять свое поведение, лучше сразу отказать такой семье. Опыт показывает, что расстаться на более поздних стадиях бывает очень непросто.
О подборе кадров в семейные проекты
Человек, создающий школу, находится в активной жизненной позиции. Он – автор. Но вот дальше происходит развилка. Выбор дальнейшей стратегии здесь зависит от того, какой именно проект создает автор.
Можно делать альтернативную, камерную, с меньшим числом учеников, вниманием к среде и отношениям, но привычную нам школу. В нашей классификации эти школы мы называем программными. В программных школах – вальдорфских, Монтессори, РКШ – есть набор устоявшихся принципов, которые приняты и одобрены сообществом.
В традиционной системе найма учителей акцент делается на исполнение заданной программы, где форма часто важнее содержания. Руководитель школы подбирает педагогов, которые вписываются в эту модель. Хотя у учителей есть возможность творить, их творчество ограничено жёсткими рамками. В такой системе учителя лишены возможности быть полноценными субъектами образовательного процесса.
Можно создать принципиально другую систему – не просто альтернативную школу, а альтернативу самой школьной модели.
В чем отличие? В таких проектах учителя занимают авторскую позицию, постоянно создавая, изобретая и переосмысливая образовательные процессы, а дети становятся активными участниками этого созидания. Здесь субъектны все: дети, учителя, основатели школы. Этот подход меняет саму систему подбора педагогов, открывая возможности, которые недоступны в рамках альтернативной школы. При этом неважно, насколько учитель владеет предметом – он будет учить его вместе с детьми.
Суть семейного образования именно в том, что дети и родители учатся вместе, учат друг друга и учатся друг у друга. Такая школа по-настоящему семейная, и если обучение происходит в группе семей, это делает процесс еще более эффективным и насыщенным.
Такой подход может показаться непривычным. Игорь Донченко делится своим опытом:
«В Детской Игровой Мануфактуре я часто сталкиваюсь с таким запросом от авторов:
— Соберите для меня детей, и я создам школу.
— Я готов работать с детьми, но не хочу заниматься организационными вопросами.
— Ладно, возьму на себя организацию, но финансовые вопросы мне не по душе.
И так далее.
Это вполне нормальные позиции, но они характерны для создателей альтернативных школ. А вот создатели альтернативы школе в нашем понимании — универсалы, способные решать любые задачи и именно эту универсальность они передают своим ученикам».
В этой универсальности заложен ключ к решению кадровой проблемы: когда каждый участник проекта — создатель, любые цели становятся достижимыми. Да, найти таких педагогов непросто, но их можно вырастить в рамках проекта — они сами будут изменяться и расти в процессе работы.