Главный секрет топовых школ – игра на тщеславии
Беда традиционной cистемы образования в том, что она разобщает детей и учит их испытывать радость от того, что кто-то признан социумом хуже тебя.
Чем элитнее школа, чем больше благоговения перед ней у родителей, тем настойчивее и упорнее она внедряет в создание детей идею о том, что ты не ценен сам по себе: лишь твои достижения и одобрение окружающих делают тебя достойным. Неважно чего: любви, уважения, успеха, главное – если другие оценены лучше тебя, ты ничего не стоишь.
И не только родители, которым недосуг вникать, но даже и эксперты в образовании не видят ничего плохого во всех этих конкурсах и олимпиадах, где трое выиграли, а все остальные испытали горечь поражения лишь потому, что их сильная сторона – элементарно другая… Школьников заставляют конкурировать по одному-единственному, искусственно созданному критерию и не видят в этом ничего странного и недопустимого, наоборот, внедряют его во все уровни обучения, недаром ведь олимпиады стали альтернативным способом поступления в вузы…
Олимпиады выявляют не самых одаренных, а тех, кто лучше других забил «мозговые флешки» информацией, детей с хорошей памятью. Эту группу детей выделяют в ущерб всем другим. И в этом смысле хуже государственных так называемых «сильных» школ только топовые частные школы, которые делают особый упор именно на «одаренных», неважно с кавычками или без.
Разве не дикость, что для именно для них и только для них все эти бизнес-проекты типа Летова, Сколкова, Сириуса, Новой школы и иже с ними устраивают почти бесплатное или частично платное обучение. Ведь очевидно же, что если уж кому и нужно уделять среди детей больше внимания, то не «одаренным», они и так вписываются в традиционную школу, а всем тем, кому трудно найти себя в рамках современной, искаженной и калечащей, образовательной системы.
Семейные школы не в состоянии брать детей с особенностями, потому что им не хватает ресурсов, а у тех, кто спекулирует на одаренности – ресурсов хоть отбавляй, но им невыгодна настоящая благотворительность, ведь на особенных детях не заработаешь, их результаты трудно продемонстрировать.
Поэтому они придумали особый вид благотворительности: благотворительность для богатых. Это когда родители платят не по 120 тысяч в месяц, а по 50-70 и еще радуются, как же им «повезло», что их детям дали такую большую скидку за их успехи.
Да, единицы учатся бесплатно, это вроде бы и замечательно, но их в любой момент могут выгнать (потому что придут еще более одаренные). Все так восхищаются оснащением классов и красивыми рисунками на стенах коридоров, но никто не рассказывает, что есть дети, чьих родителей после года-двух-трех обучения в этих прекрасных интерьерах ставят перед выбором: платите или уходите. Почему? Потому что теперь надо «осчастливить», других. А ведь ребенок привык к школе, полюбил учителей, завел друзей…
Представляете, что происходит с психикой такого ребенка?
Нельзя называть школы, жестко отбирающие детей, лучшими. И даже просто хорошими. Не могут быть хорошими школы, где для которых дети – инструмент повышения рейтинга. Где ради рейтинга и доходов детям внушают, что любовь надо завоевать, дружбу надо заслужить, а успех надо заработать.
И ведь их приводят в пример, приглашают «перенимать опыт».
Нечего там перенимать.
Все уже давно придумано и совсем не ими, а еще с советских времен успешно используется в так называемых сильных госшколах. Понятно, что избранные дети покажут лучшие результаты, а вся остальная мишура обеспечивается немеряными вливаниями в рекламу.
Единственное, что стоило бы «перенять» у таких частных школ – это их владельцев-миллиардеров из списка Forbes. Какая жалость, что этим ресурсом почему-то никто не хочет делиться!
Так что, продолжаем меряться пиписьками, ой, простите, академическими достижениями и радоваться, что у кого-то результат хуже.
Ведь только это дает нам право на радость.
Будь лучшим или умри.
Пока это имеет для нас ценность, такие вот школы, к сожалению, будут процветать.
Маркетинг убедил родителей, что только там много «прекрасных взрослых, с которыми детям интересно, которые уважают детей и многое готовы им дать». Это неправда. Хотя ужасна сама мысль, что даже хорошее отношение надо заслужить. В настоящих семейных школах и А-школах полно таких взрослых. И не надо платить 120 тысяч в месяц, чтобы все это получить. Не надо вылезать из собственной шкурки, участвуя в бесконечных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях, чтобы иметь все это.
Каждый ребенок имеет на это право.
Каждый.
А не только тот, кто побеждает в олимпиадах.