Грамотность и грамматика
Всем ли нужна ли грамматика для того, чтобы научиться грамотно писать?
Многие недоумевают, а как же иначе?
Поверьте грамммарнаци: грамотное письмо встречается на просторах чатов очень редко, и многие люди, которые делают ошибки – знают правила, спряжения, склонения, падежи и прочее. Почему же они не пишут грамотно? Потому что грамотность – это практический навык, а грамматика – наука. В школе мы не учимся грамотности, мы лишь развиваем интеллект, погружаясь в научные глубины лингвистики. Выплывают далеко не все…
Учителя русского языка знают: не всем детям нужны правила. В моей практике занятий родным языком в рамках семейных школ большинству детей были не нужны. Ведь многие дети пишут грамотно интуитивно, а если их заставить выучить правило, особенно, дисграфиков, вот тогда они и начинают ошибаться. Как в шутке про сороконожку, которую спросили, с какой ноги она начинает движение – и она больше не смогла сделать ни шага.
Но парадокс в том, что родителям безразлична грамотность, их волнуют исключительно оценки на аттестациях. С которыми они почему-то связывают успехи в освоении грамотным письмом. Видимо, такие аберрации в сознании – как раз последствия традиционного обучения, когда система требует шашечки и ей наплевать, что вам надо ехать. И эта профанация и подмена целей в школе входит каждому в плоть и кровь, так глубоко, что любой иной взгляд становится невозможен.
Метафора про флажки из «Охоты на волков», которой часто я пользуюсь, как раз об этом и она очень глубокая: волк легко перепрыгнул бы через флажки, но у него есть внутренний барьер. Который для многих – непреодолим. Но если признать, что массовая школа внушила вам что-то не то, выйти из матрицы можно.
Вообще все переходы на другой уровень и выходы из рамок собственных ограничений связаны с правом на ошибку, которая отобрала у нас школьная система. Нас в школе научили игнорировать свои потребности, даже самые базовые.
Верните себе это право! И тогда вы легко дадите его и своим детям.
Разрешите себе ошибаться, вы ведь не бог! И если о ваших потребностях в вашем детстве никто не подумал, это не повод поступать так по отношению к своим собственным детям. Наоборот, это повод разомкнуть, наконец, эту цепь.
А-школы как раз и учат детей не создавать себе таких непреодолимых барьеров и разрушать те, которые им вредят.
Есть разные пути к грамотному письму и надо увидеть тот, который подходит ребенку.
Ольга Соболева, например, выделяла три тропинки на пути к грамотности:
— особая концепция работы с орфографическим правилом;
— ассоциативный алгоритм запоминания и методика словарной работы;
— система работы по развитию орфографической интуиции.
Но даже при всей моей любви к соболевским учебникам, я считаю, есть еще пути. Например, опыт Натальи Романовой, который она описала в книге “Пиши без правил”.
А можно вообще найти свой собственный путь!
Главное – нельзя учить всех одинаково, как это делает массовая школа.
Как учить детей русскому языку? Больше информации здесь