Детский сад для школьников
Семейное образование для меня — мера вынужденная. Так-то — я за любые хорошие школы.
Я — за школы!
И за Вальдорф, и за Жохова, и даже за Смартскул, несмотря на их агрессивную саморекламу (если без псевдофраншиз), я даже за «Новую школу». И за госшколы, , а помогают им выстроить индивидуальный образовательный путь с учетом интересов ребенка. Ведь если бы госшколы просто исполняли действующие законы, вместо того, чтобы выкручивать руки родителям, то большая часть альтернативных родителей была бы ими очень довольна.
И я за демократические школы, конечно же.
Но все-таки это единственные люди, которые про образование говорят: а давайте мы вообще ничему не будем учить, пусть дети сами учатся.
Почти никто к этому не готов. А главное, сами ученики так не хотят! Подросткам нужны не просто значимые взрослые, у них реальная потребность в учителях. Не в навигаторах, не в тьюторах, а в нормальных педагогах, в академических знаниях.
Но зато это честно. Рассказывать о себе правду и договариваться на берегу — это этично. Но есть одна проблема. Демократическими школами иногда себя называют альтернативные школы (не сообщества родителей, а типа бизнес) которым лень и накладно организовывать нормальный обучающий процесс. И действительно, ведь очень удобно собрать разновозрастных детей, нанять несколько преподавателей неважно даже чего и – вуаля – образовательное пространство готово!
Мне даже обосновывали такой подход: мол, вы родители, вечно требуете что-то, а мы создаем среду полного принятия.
Но ведь есть же признаки, по которым родители могут понять, что это все-таки школа, а не просто среда, или как говорила моя дочь, «детский садик для школьников».
Как отличить настоящую демократическую школу, где идут важные образовательные процессы, от псевдошколы, где люди просто экономят на педагогах? Публично такие организаторы всегда говорят хорошие и правильные слова, которые ты разделяешь всем сердцем.
Но вот ты приводишь ребенка в такую школу и обнаруживаешь, что дверь закрыта, а педагог опоздал на полчаса. И тебе готовят, ничего страшного, это ведь свободная школа, пусть дети сами учатся себя занимать. Да ты вроде и не против, но не понимаешь, почему они не могут учиться этому дома, бесплатно? Или, например, ты приходишь на определенные, заранее выбранные занятия, а педагог заболел. И тебя, конечно, никто не предупредил. Все разводят руками и ссылаются на то, что сами не знали. И никто, конечно, оплату за месяц не пересчитает, потому что платят не за отдельные занятия, а за пребывание в специально организованном пространстве, как в антикафе. Все эти случайности, на мой взгляд, неслучайны, они говорят об уважении к детям, к родителям и к происходящим внутри пространства процессам.
Для демшкол принципиален свободный выбор: школьники там сами выбирают, что они хотят изучать и как они будут это делать. Это может быть выбор каких-либо занятий или уроков, которые посещает ребенок или полное отсутствие занятий без запроса. То есть, если не хочешь учиться, можешь просто тусить с приятелями. Подруга дочери так и делает, а учится, как она уверяет — вообще дома. Потому что у нее девятый класс, а ОГЭ ведь никто не отменял. Как пишет Питер Грей (перевод С. Самыкина), образование не является сотрудничеством ученика и учителя; это полностью ответственность учащегося.
Но очевидно, что некоторые предметы — такие как физика, алгебра, химия — самостоятельно изучить сложно, а полюбить — почти нереально. Еще один огромный минус — разновозрастное обучение. Понятно, что младшим детям это очень полезно, но старшие постоянно вынуждены возиться с малявками вместо того, чтобы заниматься учебной деятельностью. Это как большая многодетная семья, где все привилегии — у маленьких.
Если посмотреть на ситуацию с точки зрения родителя, а не организатора нешколы, то некоторые нешколы даже без всякой приставки дем- иногда почему-то превращаются в «сообщества заботливых людей» — и это проблема для родителей, выбирающих нестандартные варианты образования.
А что вы думаете про демшколы?
Отдали бы туда ребенка?