Исследование типов альтернативных школ
Общественная организация «Семейные школы» проводит небольшое исследование, посвящённое альтернативным школам.
Цель исследования – создать удобный классификатор альтернативных школ для их поиска и для помощи родителям в выборе оптимального варианта. Ну и самоопределение, конечно.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ
- К какому типу альтернативных школ Вы относите свою школу по её организации и юридическому оформлению?
- СЕМЕЙНАЯ школа — группа педагогов и родителей, которые вскладчину оплачивают обучение своих детей, где все участники так или иначе вовлечены в происходящие в школе процессы и влияют на принятие важнейших организационных решений. Oформлена как ОО или ОО+ИП или несколько ИП без ОО или самозанятые+ОО.
- Школа с лицензией на допобразование, в форме досугового клуба или репетиционного центра, решения принимает собственник, директор школы или совет школы в узком кругу. Может быть оформлена как ИП, ООО, АНО и пр. Работает не по ФГОС, с детьми на СО и ЗО, поэтому ее деятельность можно отнести к допобразованию.
- Школа без лицензии, называет себя частной, чтобы не сковывать себя лицензионными рамками и не нести лишние расходы. Решения принимает собственник, директор школы или совет школы в узком кругу. Имеет риски, поскольку вводит в заблуждение родителей, нарушая ФЗ.
- ЧАСТНАЯ школа – школа с лицензией на основное образование. Как правило, не отличается от госшколы ничем, кроме маленьких классов и более комфортной обстановки. Вынуждена соблюдать все нормы и предписания контролирующих органов, ставить оценки, пользоваться только грифованными учебниками, учить строго по ФГОС, участвовать в ВПР, МЦКО, КРО и т.д.
– Иной тип – опишите, пожалуйста.
- К какому типу альтернативных школ Вы относите свою школу по применяемой методологии и методикам?
– Стандартная – обучение идет преимущественно по ФГОС – практически все методики проходят сейчас по ФГОС или проходили ранее, применяется классно-поурочная система с возможным проведением проектных исследований. Удельный вес проектного, авторского подхода в учебных часах по предметам и методикам, отличающихся от ФГОС в массовой школе – менее 20%.
– Авторская – решает харизматичный лидер школы, по каким методикам и в рамках какой методологии ведётся обучение. Наряду со стандартными предметами по ФГОС, применяются и нечасто встречающиеся в массовой школе предметы, и методики, уникально их сочетание. Удельный вес авторского подхода в учебных часах по предметам и методикам, отличающихся от ФГОС в массовой школе – от 21% до 50%.
– Инновационная – применяются уникальные методики, не имеющие аналогов. Уникальны как методики с предметами, так и их сочетание в целом по программе. Прорывной характер обучения. Удельный вес инновационного подхода в учебных часах по предметам и методикам, отличающихся от ФГОС в массовой школе – более 51%.
– Демократическая – образовательное пространство, где дети сами решают, чему и когда учиться, а все остальные поддерживают их в реализации их решений.
– Клубная – школа-клуб по интересам, где много общения, но образовательная деятельность носит непостоянный, эпизодический характер
– Иной тип – опишите, пожалуйста.
- Планируете ли вы в перспективе стать частной школой, с лицензией и аккредитацией? Варианты ответов: да/нет.
- Как вы считаете, почему родители выбирают Вашу школу?
- Что нравится детям в вашей школе больше всего, по Вашему мнению?
- Какие задачи (методические, организационные, иные) ставит перед собой сейчас Ваша школа? Назовите не более трёх.
- Назовите три основные ценности Вашей школы.
- Во что может вырасти ваша школа (ваши планы и цели) через несколько лет?
- Каковы главные ограничения в развитии Вашей школы?
_________________________________________________________
Для родителей мы подготовили вопросы в двух вариантах: для тех, кто уже выбрал нешколу и для всех остальных.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, которые уже выбрали некую альтернативу госшколам.
- К какому типу нешкол вы относите свою школу? Описания школ – рабочие, если сможете их поправить/дополнить будет хорошо и полезно.
— Семейная (группа педагогов и родителей, которые вскладчину оплачивают обучение своих детей, где все участники так или иначе вовлечены в происходящие в школе процессы и влияют на принятие важных решений)
— Демократическая или школа-парк (образовательное пространство, где дети сами решают чему и когда учиться)
— Альтернативная (нечто среднее между семейной и частной школами)
— Недорогая частная школа, с маленькими классами и индивидуальным подходом (неважно, с лицензией или без нее)
— Авторская (частная школа с лицензией, которую возглавляет харизматичный лидер, такой как Dima Zicer Дима Зицер, Рустам Курбатов, Павел Шмаков, Сергей Казарновский.)
— Клубная (школа-клуб по интересам, где много общения, но образовательная деятельность носит эпизодический характер)
— Инновационная (применяются уникальные методики)
— Иной тип (опишите).
- Почему вы выбрали вашу школу?
- Что нравится детям в вашей школе, по вашему мнению?
- Что вам не нравится? Что хотелось бы изменить?
- Ценности вашей семьи.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, которых не устраивает государственная школа и они присматриваются к альтернативным вариантам.
- Какой тип нешколы кажется вам наиболее подходящим для вашего ребенка?Описания школ – рабочие, если сможете их поправить/дополнить будет хорошо и полезно.
— Семейная (группа педагогов и родителей, которые вскладчину оплачивают обучение своих детей, где все участники так или иначе вовлечены в происходящие в школе процессы и влияют на принятие важных решений)
— Демократическая или школа-парк (образовательное пространство, где дети сами решают чему и когда учиться)
— Альтернативная (нечто среднее между семейной и частной школами)
— Недорогая частная школа, с маленькими классами и индивидуальным подходом (неважно, с лицензией или без нее)
— Авторская (частная школа с лицензией, которую возглавляет харизматичный лидер, такой как Dima Zicer Дима Зицер, Рустам Курбатов, Павел Шмаков, Сергей Казарновский.)
— Клубная (школа-клуб по интересам, где много общения, но образовательная деятельность носит эпизодический характер)
— Инновационная (применяются уникальные методики)
— Иной тип (опишите).
- Что важно для вас в альтернативной школе? (выберите 2-3 пункта)
- Чтобы ребенку там нравилось
- Наличие лицензии и аккредитации.
- Следование за образовательными интересами ребенка и возможность не изучать/минимально изучать/отложить те предметы, которые не интересны ребенку в данный период.
- Следование программе и ФГОС
- Хорошая подготовка к аттестациям и проверочным тестам.
- Педагоги, которые умею увлечь своим предметом.
- Другое
- Что вам не нравится в тех школах, которые вы знаете?
- Ценности вашей семьи.
Будем благодарны всем ответившим! Отвечать можно в комментах или по адресу: marzeeva@mail.ru