Родителям, выбирающим свободное образование
Вышел второй сборник серии «Острова» – “100 родителей, выбирающих свободное образование”. Это книга от родителей к родителям. Авторы текстов – родители анскулеров, хоумскулеров, учеников свободных, демократических, семейных и самых обычных школ – те, кому откликаются слова “свободное образование”, у кого есть опыт в этой области и желание поделиться им. Купить книгу можно тут https://ridero.ru/books/ostrova-2/
Слово Анне Турчаниновой (“Утренняя школа”) автору идеи и главному ее воплотителю.
Первый сборник серии «Острова», вышедший в апреле 2018 года, рассказывал о 16-ти альтернативных образовательных проектах, семейных школах и центрах, работающих в парадигме «свободного образования».
Первый сборник “Острова” – “16 проектов свободного образования”: https://ridero.ru/books/ostrova/
Устоявшегося значения этого термина нет, и авторы первых «Островов», каждый по-своему, раскрывали его смысл, рассуждали о том, почему и в чем им важна свобода в образовании, рассказывали о своем опыте. Так или иначе, все они называли одним из базовых вопрос доверия – только доверие, вера в человека могут лежать в основе его свободного конструктивного развития. И, конечно, главным держателем этого ресурса для ребенка являются его родители.
Вообще, «работа с родителями» важна для всех без исключения школ. Но если традиционные школы отгородились от родителей утвержденными стандартами, турникетами и электронными дневниками и ждут от нас только уважения и помощи в домашних заданиях, то школы новой формации предъявляют к родителям требования более высокого порядка. Супер спецшколы, работающие на эффективность, ожидают не только супер пиетета, но и что семья будет готовить и вдохновлять ребенка, а они предоставлять высококачественные образовательные услуги отобранным мотивированным детям. А альтернативные проекты, ставящие перед собой задачу как раз мотивации, развития интереса, самоопределения ученика – требуют, чтобы родители доверились им, доверились ребенку, отключились от образовательного процесса и сосредоточились на эмоциональной поддержке и саморазвитии.
Но это же и есть самое сложное!
На сегодняшний день такая постановка вопроса часто вообще приводит к тупику – в новаторские проекты приводят детей самые активные и осознанные родители, а там им говорят: «Идите, спокойно работайте, и я вам ручаюсь, что Вы не узнаете своего ребенка». Опять турникеты?
Все дело в том, что, вслед за развитием идеи многополярности и вариативности мира, образование в целом и в голове каждого из нас последовательно подвергает сомнению все элементы старой системы, которая строилась на вере в единую истину и черно-белый мир. Сначала мы начинаем сомневаться в общих целях и стандартных формах обучения: государство перестает быть монополистом – заказчиком, а школа монополистом – исполнителем. И вроде бы вот – на передний план выходят родители! Кто-то на этой стадии встает в позицию заказчика, добивается партнерства со школой и учителями, набирает образовательную программу из разных деталей паззла; кто-то берет и роль исполнителя, меняет или создает семейные школы, забирает детей на домашнее обучение. Но свободу не остановить, она движется вглубь, и вот уже не кажется такой безусловной и способность родителей адекватно отражать и реализовывать интересы ученика, родители тоже теряют свою монополию, заказчиком и исполнителем, мерилом всех ценностей становится сам ребенок.
И это правильно и хорошо! Но лично мне обидно, что меня опять сбрасывают с корабля истории! Да, я тревожная и давлю своей генетикой и паттернами. Да, я еще сама не решила, кем быть, чему уж я могу научить. Но я смогу, я решу, я тоже хочу в будущее. Я верю в то, что я нужна и полезна. Наконец, образование – это так интересно, это дает мне живую почву для общения с детьми, это наша совместная жизнь! Я могу что-то большее, чем просто не мешать!
Выпуская эту книгу, я хочу вернуть родителей в дискурс свободного образования, которое так часто сегодня становится уделом профессионалов новой волны, предъявляющих к родителям требования, обвиняющих их в несовершенстве и недоверии, но решительно не способных ничего сделать без искренней родительской поддержки. Обсудив идею книги с партнерами по Творческому объединению «Острова» (кружку создателей нескольких школ, объединившихся для совместной разработки и продвижения идей свободного, самонаправленного образования), мы решили посмотреть на «работу с родителями» от первого лица, уйти от патерналистской позиции, говорить не «как надо», а «как у меня».
Я горда тем доверием, которое оказали мне авторы этой книги, рассказав свои личные истории. Уверена, что наш сборник станет большим ресурсом поддержки родительского сообщества, которое, в свою очередь, будет больше верить в новаторскую педагогику, и вся эта система будет двигаться вперед. Жаль, что мне не удалось привлечь нескольких заявившихся, но позднее отказавшихся от участия людей, разочаровавшихся в идеях свободного или семейного образования, или у которых на сегодня кончился ресурс. Анализ отрицательного опыта поддержал бы многих, в том числе и самих авторов, думаю, мы вернемся к этому вопросу.
Доверие – базис свободного и конструктивного развития всех людей, независимо от возраста. Многие из нас понимают, что новое образование невозможно без пересмотра родительской роли и признания права ребенка на свободное саморазвитие. Кто-то при этом хочет сохранить влияние в определенных областях, чьи-то дети больше нуждаются в поддержке и влиянии. Я доверяю каждой позиции. Сегодня, сейчас я делаю все хорошо и правильно, и только опираясь на это ощущение можно двигаться дальше.