Образование как праздник: метод Шарлотты Мэйсон в жизни семьи
У нас в гостях создатель канала о семейном образовании и подкастов про семейную культуру Даша Морякова @mamomifamily , практик СО и мама 4-х детей, автор сайта mamomi.ru/.
От Даши я узнала про метод Шарлотты Мэйсон. И мы даже рассказали о Шарлотте Мейсон и живых книгах в эфире нашего ТГ-канала “Альтернатива школе”
Тогда меня весьма удивило, что проблемы, которые Шарлотта Мэйсон решала в Англии в 19 веке, практически ничем не отличаются от тех, которые мы решаем сейчас.
Даша, чем вам нравится эта методика?
Я расскажу вкратце, как мы вообще перешли на семейное образование, и тогда будет понятно, почему эта методика стала основной в нашей жизни. Однажды мы поехали на несколько месяцев в 2018 году в Англию по приглашению моей подруги. Я на тот момент уже мечтала забрать детей из школы, поэтому решила совместить эту поездку с переходом на семейное образование. И оказалось, что у англоязычного хоумскулингового сообщества Шарлотта Мэйсон в большом почёте. Простота подхода, его глубина, возможности, которые он дает меня тогда восхитили. И с тех пор я его изучаю и применяю.
Мы все знаем, что школьные учебники изложены очень плохим языком, и там описаны вещи, совершенно даже не научные, а только делающие вид. Но на эту же тему есть книги, написанные одним, максимум двумя авторами, а не коллегией авторов, как учебники. Написаны людьми, который увлечены своим предметом и умеют интересно о нем рассказывать, а не просто приводят сухие выжимки и факты. Например, у меня есть небольшая подборка таких книг по русскому языку. Это просто интересные истории, куда легко и понятно интегрируются правила русского языка. И такие книги я подбираю по всем предметам, на данный момент мы вообще не пользуемся учебниками.
Вообще, если с самого начала начинать, то основной постулат Шарлотты Мэйсон — это три слова: атмосфера, дисциплина, жизнь.
Атмосфера — это та атмосфера, которая создаётся в доме, в которой ребёнок органично хочет учиться. Он окружён интересными книгами, интересными занятиями, в семье обсуждаются не только вопросы погоды, природы, денег и еды, а всё-всё-всё, что изучается детьми, потому что родители тоже интегрированы в это.
С дисциплиной, с одной стороны, все понятно, а с другой стороны, все сложно, потому что попробуй, дисциплину детям привей. Но, опять-таки, уШарлотты Мэйсон нежный подход к этому: берешь одну привычку, интегрируешь ее в жизнь ребенка, смотришь, а когда он ее подхватил, переходишь к следующей.
И третий постулат: образование — это жизнь. Это тоже очень важный момент, потому что большинство людей думает, что образование — это 11 классов школы, ну и университет, и то не всегда. А тут мы понимаем, что наука развивается очень быстро и то, что мы сами в школе изучали, уже поменялось. И нормально учиться всю жизнь, а не впихивать всю программу всех знаний мира в 10 классов. Опять же-таки, не только дома можно учиться. Можно учиться на улице, и в музеях, и в галереях, и вообще, где угодно.
А еще у Шарлотты Мэйсон есть тема: образовательное празднество. Вот представьте: вы позвали гостей в дом и накрыли красивый стол, все очень вкусно приготовили. Обучение вашего ребенка – это и есть такой стол, только он наполнен предметами, информацией, знаниями, то есть, подача красивая, интересная, это тоже очень важно.
Мне нравится аналогия, действительно, мы же все время говорим: наполнить знаниями. А здесь именно трапеза, и должен быть выбор, да? Ты просто предлагаешь, а если ребенок что-то не хочет есть, то ты не заставляешь. Вы сами сталкивались с этим, когда ребёнок говорит: я не хочу учиться сегодня, мне не нравится, я не буду.
Да, и достаточно часто, особенно вот с маленьким, помню, в первом класса, купила прописи, посадила его и… вижу, ребёнок не готов. Он весь извивался, ему тяжело было просидеть, даже минуту. И я убрала прописи.
Потом, уже во втором классе мы попробовали каллиграфию. И только в третьем классе он начал писать. И для меня это было нормально.
Вообще, если люди со стороны попадут к нам и поживут с нами, они, наверное, скажут, что мы не учимся. Потому что, действительно, процесс обучения у нас настолько легкий, спокойный и радостный, что детям в кайф.
Ну, у старших детей, понятно, по-другому. Старшая дочка сейчас в университете учится, а второй сын в 11-ом классе. Сын предпочтение отдает не только школьным предметам, но и другим важным и интересным занятиям. Например, он ходит в течение двух лет уже на курс классической музыки, для него это очень важно. У сына уже есть понимание, что образование не ограничивается только школьными предметами.
Но, может быть это не заслуга метода Шарлотты Мейсон, а результат того, что у вас хорошие отношения со своими детьми? Как мне часто говорят, ну ваша-то дочь, конечно, исключение, вот вам-то повезло. А вот других детей, обычных, всех остальных, их обязательно надо заставлять. То есть, у людей даже не было другого опыта, их самих заставляли и они теперь заставляют. Потому что: ну а как по другому-то?
Как по другому: создайте атмосферу, дайте книги, дайте инструменты для творчества, и отойдите назад. Доверьтесь ребенку, чтобы он взаимодействовал со всем этим без вашего надзирательства. И мне могли бы сказать: ой, ну этот твой ребенок, он вообще не будет сам учиться, потому что, посмотри, он только бегает и всё. Но я помнила слова Шарлотты Мэйсон: будь всегда рядом, верь в ребенка и просто жди.
На самом деле, конечно, это комплексная история. Просто мы сегодня говорим про метод, поэтому от него отталкиваемся. Но у Шарлотты Мэйсон была не только образовательная методология, но и философия воспитания детей, где большое место отводилось материнской культуре: тому, как маме поддерживать себя, как развиваться, как давать себе отдых, питать себя и так далее.
Это тоже важный момент, потому что если мама не в ресурсе, то и дети тоже будут неизвестно в каком состоянии.
Мама учится вместе с ребенком, ребенок это видит, и рождается взаимопонимание и доверие, очень плодотворная атмосфера.
То есть, в принципе, это уже не про методику. Это ближе к психологии: если в началке ребенок не учится, это не повод пугаться и волноваться, а возможно, как раз наоборот, повод научиться получать удовольствие от того, что есть.
Я часто замечаю, что эффективны те методики, где есть и философия, и психология, не только одни практические приемы. Хотя тут, конечно, может возникнуть вопрос, что маловато этих приемов для того, чтобы родитель, который не имеет опыта, смог бы сам учить ребенка.
Я считаю, важно находить свою собственную свободу в рамках любого метода, потому что все-таки вы, как сейчас модно говорить, автор своей жизни. Жесткая конструкция не всегда работает. Поэтому я спокойно добавляю в нашу жизнь какие-то другие материалы. Вот, например, математику мы изучали по-вальдорфски, и это было прекрасно. В конце концов, по-хорошему, мы скатились даже до анскулинга, но вот эта свобода, она мне очень много дает. И поэтому, когда я рассказываю про метод, то делаю на этом акцент. Я использую метод, но творю сама.
Мне очень нравится ваша фраза, что «Альтернатива школе» – это для тех, кто берет ответственность за обучение своих детей на себя. И, по сути, это всё про нашу ответственность, это про то, как мы через себя всё пропускаем, какие выводы мы делаем и как мы это встраиваем потом в свою жизнь.
А мне понравилось ваша фраза: «скатились в анскулинг». Я думаю, она, конечно, точно отражает наше общее отношение к анскулингу. А мне кажется, что вы поднялись до анскулинга. Вот если с него начинаешь свой путь в СО, то, как правило, да, это именно «скатились». До анскулинга надо дорасти, мне кажется. И это родителям очень сложно. Я сама только сейчас, спустя 12 лет, начинаю немножечко приближаться к этому.
Честно, мне тоже все время казалось, что анскулинг – штука страшная, полная свобода, отсутствие рамок, в этом есть маргинальность какая-то, но меня это одновременно и привлекало, и на самом деле я, именно сейчас, тоже нахожусь в моменте такого перехода, когда я наконец-таки начинаю пытаться присвоить себе это как победу, но до сих пор, видите, «скатились», иногда вылезает.
Да, это же общее мнение, оно везде транслируется, мы не можем социум не учитывать. Возвращаясь к методике: она особо привлекательна тем, что прекрасно со всем сочетается. Это особенно мне ценно в семейном образовании, что здесь можно всё со всем миксовать.
И вот еще вопрос: а как вы организовываете трапезу знаний. У вас какой-то план есть, распорядок дня?
У нас дома действительно дома много книг. Я коллекционирую книги. У детей всегда есть возможность взять книгу на любую тему, от детского возраста до супер-взрослого.
Потом у Шарлотты Мэйсон есть очень классный маленький инструмент, называется «утренняя корзинка». У ребенка есть корзинка, в которой лежат вещи, которыми он занимается. Там есть задачи какие-то интересные, логические, не в формате учебника, а больше как такая творческая рабочая тетрадь. У него там лежит книжка, которую он сейчас читает. У него там лежат карандаши, листы бумаги, чтобы он мог рисовать. Там журнал природы лежит, в который он может зайти и что-то записать, например, что он видел птиц. У ребёнка должна быть в доступе все необходимые материалы для того, в любой момент сесть и заняться творчеством. Ну, а дальше это какие-то семейные ритуалы, почитать вслух или послушать вместе с кем-то одним из детей, аудиокнигу на ночь, когда ты уже не можешь читать, потому что уже глаза слипаются, но с другой стороны, это классный, объединяющий элемент, завершающий день. Совместные походы куда-то. Вот мы все время туда ездим. Есть некий уровень коммуникации и взаимодействия, мы все учимся вместе, работаем вместе.
По поводу распорядка дня: он всегда меняется, вот мой младший ребенок начал ходить и и весь наш распорядок дня рухнул. Вот если бы у меня не было малыша, то после завтрака мы бы часа два проводили бы в каком-то интенсивном образовании. Но «утренняя корзинка» позволяет мне быть уверенной, что ребенок в ситуации, когда все пошло не так, сам найдет, чем ему позаниматься. Я знаю, что я это нагоню, когда младший немножечко подрастет. Но сейчас мы находимся в зоне полного хаоса.
Да, это тяжело с одной стороны, а с другой стороны, это нужно просто принять. И сказать, ну, вот сейчас так, интенсивность наших занятий на данный момент самая низкая.
Нужно отталкиваться от своих возможностей. Например, сейчас, когда младший спит днем, мы устраиваем чтение вслух, это как бы маленькие якорьки в течение дня, которые держат распорядок дня.
А к аттестации вы готовитесь как-то? Вы же все равно сдаете аттестацию?
Нет, мы не готовимся, просто садимся и решаем. Я могу что-то поправить, а могу и не поправить, вот честно. Сейчас мы не изучаем русский с точки зрения правил, потому что я вижу, что это неинтересно и будет реакция отторжения. И меня удивило, что ребенок корректно отвечал на вопросы теста. Видимо, это потому что много читаем, много говорим, подключаем процесс свободного письма, переписывания текста…
Даша, спасибо. Мне очень нравится современная тенденция обучения без учебников. И я надеюсь, что мы с вами сделаем все-таки обмен информацией по поводу живых книг, потому что они нужны не только родителям, но и нашим школам.
Интервью взяла Светлана Марзеева