Обучение вне школы становится предметом университетских исследований
Обучение вне школы становится предметом университетских исследований
В прошлом году МГПУ поделился результатами изучения темы «Стратегия семей в получении школьного образования вне образовательных организаций: на нашем телеграм-канале смотрите вот тут
Затем в феврале 2023 года было обнародовано довольно комплиментарное исследование причин выбора СО вместо традиционной школы от ВШЭ. А недавно прошел экспертный семинар «Альтернативное образование: проблема понятий», который проводила руководитель Центра аналитических исследований и моделирования в образовании Московского городского педагогического университета Елена Петряева.
Он станет началом большого исследования на тему образовательных альтернатив и стратегий, а также факторов, влияющих на его развитие, и сейчас МГПУ привлекает к участию всех тех, кто создает А-бразование в реальной жизни.
Хочется отметить очень отрадный факт: во всех этих исследованиях нет заказа, явление изучается как оно есть. И вот уже на эти научные работы можно ссылаться, как на доказательства успешного опыта семей.
Ведь известно, что государство очень старалось повлиять на общественное мнение о СО, видя в нем угрозу массовой школе: чиновники до сих пор нас уверяют, что его выбирают одни маргиналы. Согласно же данным ВШЭ, ситуация, скорее, противоположная: семьи, выбравшие обучение вне массовой школы, наиболее серьезно подходят к образованию детей. Их характеризует «высокая степень открытости новому опыту, готовность пробовать, сравнивать и выбирать ситуативно подходящее, а также активность, вовлеченность в образовательную жизнь своих детей. Родители постоянно обращаются к теме детского интереса, мотивации, пробы своих возможностей.
Массовая школа ориентирует нас на завтрашние достижения (экзамены) и привлекает родителей только как дополнительных контролеров выполнения ее требований – весьма спорных и совершенно точно чрезмерных.
А вот сами родители все чаще видят себя организаторами самого процесса образования и ориентируются на на прошлое или будущее, а на настоящее. Как считают исследователи ВШЭ, переходя на альтернативное образование, родители создают интересную для самого ребенком образовательную ситуацию, где на первом плане – его интересы, его радости. «Можно сказать, что семьи в альтернативном образовании организуют не просто обучение детей, а их жизнь во всей ее полноте».