“Педагогика – некоммерческое дело”
Вчера несколько часов обсуждали проблемы семейных школ вместе с Игорем Чапковским и создателями таких школ.
Где эта грань, которая проходит между созданием школы как бизнеса и (не)школы — как способа решения неотложных задач образования в семье?
Мнения Игоря Моисеевича: «Если вы хотите заработать много денег, выбирайте другую сферу, кроме образования. Педагогика – некоммерческое дело».
Семейные школы – это единственная возможность для многих семей дать своим детям качественное образование, не перевоплощаясь при этом в педагогов, а занимаясь прежде всего, своей собственной профессиональной деятельностью. При этом будучи так или иначе включенным и в учебный процесс своих детей.
Поэтому три важных условия:
- Стоимость. Она должна быть приемлемой для семей и давать родителям возможность внести свой вклад в существование проекта не только деньгами, но и другими способами.
- Содержание образования иное, чем в госсистеме образования. Нешколы сопровождают образовательную деятельность в отношении выполнения требований государства в плане сдачи аттестаций, но не ведут ее. Образовательную деятельность ведут сами родители и они же несут за нее ответственность. Да, ответственность за образование в семейной школе лежит на родителях. Это обусловлено тем, что содержание образования в альтернативных проектах не имеет никакого отношения к одобренным Минпросом программам и учебникам и ограничивается базовым минимумом, необходимым для сдачи аттестаций. А все остальное – это индивидуальный маршрут на основе интересов конкретного ребенка с помощью средств дополнительного образования.
- Отсутствие лицензии на основное образование. Это принципиально, а вовсе не из-за невозможности арендовать отдельно стоящее здание, как у недочастных школ, где все как в системе, только без разрешения от государства. Лицензирование и аккредитация – это знак НЕкачества для альтернативных родителей. Одобрение от госсистемы:
А) обходится слишком дорого
Б) требует принести в жертву мотивацию ребенка, его потребности и интересы.
Но самый худший вариант, конечно, если школа копирует частную (как батиги и тукеи), но при этом не имеет лицензии, то есть, у нее сразу два знака Некачества – и от гос.системы и от тех, кто ищет альтернативу.