Профориентация: как помочь самоопределению?
АНАСТАСИЯ ЕРМОЛОВА
Одно из самых важных первых решений человека — это выбор профессии и карьерного пути, который определит качество и направление жизни. К сожалению, часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений, из-за которых человек потом много лет может заниматься делом, которое не приносит ему никакого удовольствия – жить «от выходных до выходных».
Выбор будущей профессии обычно осуществляется в подростковом возрасте, когда дети максимально нестабильны: им хочется попробовать абсолютно всё и тяжело определиться с будущей специальностью. Подростки просто не успевают осознать, что им нужно, и в результате делают неправильный выбор. Зачастую это сопровождается давлением со стороны родителей. Под таким прессом ребята делают быстрый выбор, в основном опираясь на уровень заработной платы, а не на свои интересы. Безусловно, это важный фактор, однако учитывать лишь финансовую составляющую будущей специальности неразумно, ведь мы проводим на работе значительную часть своей жизни. Необходимо искать баланс между уровнем зарплаты, выполняемыми обязанностями, своими потребностями и способностями. Помимо этого, если обратиться к статистике, более полумиллиона молодых людей в возрасте 15 лет из 79 стран выражают интерес к ограниченному количеству профессий, треть из них хотят работать всего по десяти традиционным специальностям. Это говорит о низкой осведомлённости учащихся о карьерных перспективах и поспешном выборе будущего направления, который очень часто становится ошибочным.
Возникает вопрос – как помочь самоопределению? И каким образом преподнести нужный материал? Нам помогает профориентация — знакомство с миром профессий с целью выбрать одну из них с помощью специальных методов и техник. Профориентация помогает найти подходящую человеку профессию, основываясь на его особенностях характера, жизненных ценностях и опыте. Профориентационная деятельность развита не только среди подростков: взрослые люди, которые осознали неправильность своего выбора тоже обращаются к методам профориентации.
Существуют разные методы определения предрасположенности к той или иной сфере деятельности. При этом важно использовать несколько методик в комплексе для повышения их общей эффективности, ведь поодиночке они не дадут ожидаемого результата.
- Тесты. Их можно пройти самостоятельно совершенно бесплатно – в сети представлено множество тестов, но нужно иметь ввиду, что тест – это не панацея, он не даст полноценной профориентационной картины. Однако с его помощью человек сможет определить направление, в котором есть смысл двигаться, так как оно соответствует его типу личности, способностям и интересам. Не стоит злоупотреблять такими тестами и делать выбор, полагаясь лишь на их результаты, особенно тем, кто на данный момент определился со сферой деятельности и хочет подтвердить свой выбор, ведь человеческая психология имеет способность подстраивать свои ответы под «желаемые результаты». Например, человек услышал, что программисты много зарабатывают, и с помощью профориентационного теста решил проверить свою «совместимость» с выбранной профессией. Неосознанно он подвёл свои ответы к нужному, на его взгляд, результату и решил, что станет программистом, не опираясь на другие факторы. Также следует учитывать, что теория без практики не даст хорошего результата. Нужно изучать интервью со специалистами из конкретной области, документальные фильмы о профессии и т.п.
- Консультации. Индивидуальные встречи со специалистами, экспертами, профориентационными психологами, которые постоянно занимаются аналитикой меняющегося рынка труда, востребованности тех или иных специальностей, могут дать хороший толчок. На консультациях обсуждают желания и потребности клиента, анализируют его способности. На мой взгляд, это очень хороший вариант для тех, кто хочет тщательно изучить свои возможности.
- Геймификация. Как было упомянуто раннее: теория без практики не даст хорошего результата. Игра – отличный способ погружения в определенную деятельность. По мнению психологов, она дает возможность «показать, заинтересовать и удержать внимание». Можно попробовать воспользоваться, например, компьютерными симуляторами, технологиями дополненной и виртуальной реальности. Однако стоит понимать, что любая игра все-таки имеет явные отличия от реальности и может сильно ее приукрашивать.
- Карьерные центры в вузе. Если их работа организована правильно, студенты получают возможность встречаться с представителями компаний из разных сфер деятельности, в том числе на ярмарках вакансий, слушать лекции по вопросам построения карьеры и посещать мастер-классы.
- Социальные сети. Они позволяют быстро узнавать о мероприятиях, вакансиях, стажировках компаний, которые заинтересованы в отборе молодых специалистов, ярко проявляющих себя. Идеальный способ знакомства с профессией – не теоретического, а практического. Во время стажировки или работы над проектом под руководством специалиста конкретной компании человек понимает, с чем ему предстоит столкнуться в реальной жизни. Обычно такой формат организуют центры карьеры и профориентации.
Это далеко не всё, что существует, но и данные методы неактивно используются и не выполняют свои функции. Это связано с недостаточным вниманием к сфере профориентации. В нашей стране она почти не практикуется, следовательно, особо не развивается. Коммерческие профориентационные центры «нацелены» лишь на школьников старших классов для проведения профориентационной деятельности в ускоренном режиме, поверхностно, обычно с целью получения прибыли, а не результата. Для начала профориентации некоторые специалисты считают оптимальным возраст 10-12 лет. Это еще не «колючие» подростки, дети в этом возрасте наиболее отзывчивы, открыты и уже достаточно сознательны, чтобы воспринимать сложную информацию и думать о будущем. Американские исследователи Ричард Аугер, Энн Блэкхерст и Кай Хертинг Уаль отмечают, что уже в четыре года дети с интересом обсуждают, кем станут, когда вырастут. Правда, у подхода ранней профориентации есть существенный минус: велик риск лишить своего ребенка детства. Помимо этого, предпочтения могут еще не раз поменяться. Выбирая профессию, человек ориентируется на свои знания о мире, которые в течение жизни дополняются, и внутренние ощущения, которые подвержены изменениям.
Если рассматривать внутренние причины выбора профессии, которые как раз опираются на ощущения, то можно выделить несколько основных.
- Интерес. Если человеку по-настоящему интересно изучать ту или иную сферу, он увлечён процессом и ему не доставляет никакой сложности «грызть гранит науки», то возможность преуспеть в ней независимо от наличия таланта или предрасположенности значительно возрастает. Каждый способен постичь премудрости определенного вида деятельности, если задастся целью и приложит усилия.
- Талант, предрасположенность. Разумеется, существуют сферы, в которых не добиться признания без ярко выраженного таланта. Есть люди, способные выполнять любую работу и преуспевать в этом, однако это под силу далеко не каждому. Как ни крути, человеку без музыкального слуха не стать великим пианистом. Часто говорят о предрасположенности к изучению гуманитарных и технических наук – она проявляется наиболее явно. Более глубинно этот вопрос изучается со специалистом или в процессе постижения этого мира самим ребенком. При выборе профессии важно учитывать личные особенности, это поможет избежать огорчения и потраченного времени.
- Физические возможности. Каждый человек индивидуален: проявляются как внутренние особенности, так и внешние. К сожалению, от болезней никто не застрахован. Случается так, что в силу своих физических возможностей человек не может реализовать себя в профессиях определённых категорий.
- Желание реализовать себя. Профессиональное развитие в современном мире зачастую является неотъемлемой частью становления здоровой личности. Это возможность чувствовать себя на своем месте, быть востребованным специалистом, больше зарабатывать и удовлетворять свои потребности, а в конечном итоге, быть более счастливым.
Это только незначительная часть причин, обуславливающих выбор профессии, невозможно определить все, ведь они индивидуальны для каждого человека. И с целью самоопределения их нужно раскрывать, а как было выяснено, немногие подростки серьёзно занимаются данным вопросом. На мой взгляд, помимо возможности прохождения образовательной программы, школа должна обеспечивать ребят знаниями о профориентации и способствовать самоопределению. Поэтому для подтверждения гипотезы о низком уровне развития профориентационной деятельности был проведен опрос среди школьников 8-11 классов Санкт-Петербурга.
Рис. 1: проводятся ли в вашей школе профориентационные мероприятия?
Рис. 2: если были такие мероприятия, то в каком формате проходили?
Рис. 3: определились ли вы с будущей профессией?
Если проанализировать все диаграммы, то можно заметить, что полноценные профориентационные занятия проводились лишь у незначительной части опрошенных, это подтверждает гипотезу о низком уровне развития профориентации в данном регионе. Также мне было интересно узнать этап самоопределения анкетированных школьников, данный опрос показал не самые лучшие результаты. Как мы можем увидеть на диаграмме (рис. 3), более 50% школьников не определились даже с направлением, в котором хотят развиваться.
Вывод неутешителен: профориентационная деятельность абсолютно не развита в Санкт-Петербурге, хотя мне кажется, что примерно такая же ситуация и в других субъектах.
Хочется верить, что в будущем ситуация изменится, что будет способствовать улучшению качества жизни в связи с большей реализацией и заинтересованностью людей в сфере выбранной профессии.