Псевдочастные школы
Что такое псевдочастные школы?
Люди, впервые сталкивающиеся с альтернативой школам, думают, что любое внешкольное образование – альтернативное, а любое платное – частное.
Это не совсем так.
Формально есть школы государственные и частные – им государство разрешило заниматься основной (а не дополнительной) образовательной деятельностью и они могут это подтвердить двумя документами: лицензией и аккредитацией.
Все остальное, с точки зрения государства – это не школы, как бы они себя не называли. Дети, которые там находятся, прикреплены к другим, настоящим, школам, упомянутым выше. Мы их называем образовательными пространствами, нешколами, альтернативой настоящим школам. И для них нет единого общепринятого типирования.
Есть только наше внутреннее деление на семейные, альтернативные (программные), А-школы – для собственного удобства, для помощи родителям и, я бы сказала, в интересах сообщества.
Если грубо, то свободные школы отличаются от частных школ меньшей степенью принуждения к обучению и большей субъектностью.
В альтернативных школах (где есть программа, любая, Вальдорфская, Монтессори, РКШ, РО, да хоть Школа России) многое строится на интересе, там принуждения меньше, чем в частных школах; в семейных школах, без программ – в принуждении еще меньше необходимости, в А-школах – практически нет необходимости, хотя это, конечно, высший пилотаж, доступный далеко не всем.
В альтернативных системе проектах не занимаются образовательной деятельностью, это делают сами родители – в соответствии с законом о семейном образовании. Здесь просто создают мотивирующую и вдохновляющую атмосферу: сопровождают образование, только и всего. Это разрешено и даже поддерживается: благодаря организованным усилиям групп родителей и педагогов хорошее образование получают те дети, кого традиционная школа выбрасывает за борт.
А еще есть такое явление: типа «частный образовательный бизнес». Это не частные школы: нет официального статуса, подтвержденного правильной лицензией и аккредитацией, там дети тоже числятся на СО или ЗО. И это не альтернатива школам: они добровольно копируют школы частные, там никакой свободы нет, есть традиционное фронтальное обучение по грифованным учебникам, в полном соответствии с ФГОС и иногда – с некоторыми маркетинговыми фишками для привлечения клиентов.
Как отличить псевдочастные школы: да по наглости! Это они пишут о себе “Амбассадор осознанного родительства сети частных инновационных школ Екатеринбурга, “самая большая частная школа в Ижевске”, “лучшая образовательная организация в Вологодской области”, “ведущий эксперт в образовании в Москве ” и тому подобную ерунду, специально подчеркивающую тот статус, которого у них нет.
Мне каждый раз приводят один и тот же аргумент в защиту этих самопровозглашённых “лидеров рынка”: а родителям ведь всё равно, есть лицензия или нет. Да, многим родителям всё равно – ровно до того момента, пока что-то не случилось. Вот как в этом примере в Воронеже. А потом у родителей – шок, а у школы – прокуратура. И таких случаев все больше.