Русский язык в школе: достать чернил и плакать!
Перефразируя Пастернака, русский язык в школе: достать чернил и плакать!
Каждый раз, когда я начинаю занятия с нашими семи-восьмиклассниками, я вспоминаю слова Ольги Соболевой о том, что больше всего в учебном процессе надо бояться скуки. У нас не дети изучают русский, заметьте, а подростки. Подростки – это такие удивительные люди, которые хотят, чтобы все было серьезно и по-взрослому, но при этом готовы азартно вспоминать все-все прилагательные с двумя и одним -н, когда им нужно “спасти” нарисованного котенка. Они не будут, хоть их режь, вспоминать разряды наречий, но охотно расселят наречия по их виртуальным домикам. ОГЭ в качестве мотивации им тоже подходит, но “котенок” все-таки работает лучше. Я все время удивляюсь! И учусь погружаться в игру так же легко, как это делают они.
Поэтому наш русский – это немножко квест. В этом, кстати, мне помогают тесты МЦКО, кишащие, как нелепостями, так и нестандартными случаями орфографии и пунктуации: “Найдите в тексте слово, количество -н в котором определяется исключением из правила”. Составителям же невдомек, что большинству нормальных детей гораздо проще запомнить верное написание слова, чем очередное зубодробительное правило. Многие школьники пишут правильно без правил. А некоторые – только без правил и могут писать грамотно! В общем, мягко говоря, очень глупое задание, но как квест – вполне. Сложное ребята любят, потому что, как они говорят, “мозги кипят”. Они часто задают такие вопросы, что мозги начинают кипеть уже у меня. И приходится вместе с ними шерстить интернет или просить помощи у более опытных товарищей. Многие правила я стараюсь максимально упростить или даже вообще игнорировать, зато у нас почти всегда присутствуют элементы игры. Это очень увлекательно придумывать: у нас, например, есть лингвистический свинарник и лингвистический крольчатник, братство русского языка с магистром, адептами и лазутчиками, мы устраиваем грамматические “затопления” и взрываем синтаксические “бомбы” и я об этом когда-нибудь, когда будет время, отдельно расскажу. Многие дети нашей студии “Вместе” учатся русскому языку дистанционно в школе Соболевой и там педагог-виртуоз с огромным опытом умудряется сочетать скучные правила с интересной подачей. А у нас совершенно неправильный русский. Моя дочь посещает оба и это, наверное, оптимально, во всяком случае, для лингвистически одаренных.
А пока немного о грустном. Автор ниже приведенного текста – психолог Сергей Пархоменко, оригинал (полная версия) тут Русский язык в школе и как его нормально преподавать (vk.com)
У автора в ЖЖ помечено, что статья большая и спорная. На мой взгляд, спорить тут особо не о чем, если человек способен анализировать информацию и не мыслит стереотипами. Текст искренний и отлично написанный. Прямо хочется обнять автора за слова про эту так называемую классику: Всю «любовную» мотивацию, терзания и страдания героев школьник может воспринимать примерно с той же степенью сопереживания, как беспокойство утки осенью накануне сезонной миграции. Да, такое у нас нередко: кто-то из экспертов-практиков в очередной раз сообщает: «А король-то голый!», но общество как обычно предпочитает ничего не заметить.