Самоопределение нешкол: результаты опроса
Перед нашей первой конференцией «Нешколы: практика и опыт» мы провели небольшое исследование, посвящённое альтернативным школам. Хочу поделиться некоторыми результатами и заодно напомнить про нашу ближайшую мини-конференцию, посвященную выбору школы, семейной или частной. Есть необычные частные школы, с разными приятными возможностями для тех, кто учится на заочном. Вот в одной из таких школ – московской ЧШ “Карьера” – мы и проводим конференцию 15 февраля.
Итак, было опрошено 20 нешкол.
Первый вопрос был таким. К какому типу нешкол вы относите свою?
4 нешколы ответили: «У нас семейная школа» (группа педагогов и родителей, где все участники так или иначе вовлечены в происходящие в школе процессы и влияют на принятие важнейших организационных решений).
3 школы выбрали ответ: альтернативная (нечто среднее между семейной и частной школами, где организаторы хотели бы в перспективе получить статус частной)
4 школы смело назвали себя инновационными. Аргументации не было, но мы об этом и не спрашивали. Одна из них мне и правда видится инновационной, про остальные информации недостаточно.
7 ответили: нечто среднее. Гибридная школа. Это самый частый ответ и он сказал нам о о том, что классификация наша сильно хромает.))
Как это аргументировали:
“Скорее, альтернативная, но есть немного от семейной и демократической. В дальнейшем планируем получить лицензию на доп. образование, которая никак не повлияет на нашу программу и систему. А вот аккредитацию получать не собираемся, и частной школой становиться – тоже”.
“Тип школы не могу подобрать: расписание занятий есть, но дети сами выбирают тематику и педагоги адаптируют их запросы под расписание. Школа и семейная, и чуть-чуть демократическая, и альтернативная со своим подходом (пока экспериментальным).
2 назвали свою нешколу: семейно-альтернативная. То есть, без всяких демократических заморочек. Почему так? “Сделали для своих детей, но поняли, что никто особо вкладываться не хочет, ни физически ни материально, ответственность ложится в итоге на кого-то одного, да и коллектив детям нужен многочисленнее. Расширяемся”.
Насчёт определения альтернативной школы один из руководителей семейной школы добавил следующее.
Мы считаем, что альтернативная школа – это не просто начало частной школы (пока ещё без лицензии и аккредитации), а именно попытка создать образовательную модель, альтернативную государственной массовой школе. Использующую иной подход к образованию, другие методы и отношения внутри образовательного пространства. В этом смысле и семейные школы – настоящая альтернатива.
Я к этому тоже добавлю от себя: альтернативные школы, на мой взгляд, именно семейные. Потому что частные школы все-таки находятся в тисках системы, игнорировать требования государства к образовательным учреждениям они не могут. Именно поэтому большинство уточняют: “Но частной становиться не собираемся, лицензироваться не будем”. Это принципиальная позиция.
В общем, видно, что внутри сообщества нешкол идет активный поиск формы, в том числе, юридической, поиск своего места, поиск своих родителей.
Надо отметить, что демократические школы не принимали участия, им не понравилась наша классификация. Поэтому их мнения нет в опросе, очень жаль.
Но мы сделали второй вариант классификации и продолжаем опрос.
Теперь вопросы выглядят так:
1. К какому типу альтернативных школ Вы относите свою школу по её организации и юридическому оформлению?
СЕМЕЙНАЯ школа — группа педагогов и родителей, которые вскладчину оплачивают обучение своих детей, где все участники так или иначе вовлечены в происходящие в школе процессы и влияют на принятие важнейших организационных решений. Oформлена как ОО или ОО+ИП или несколько ИП без ОО или самозанятые+ОО.
ГИБРИДНАЯ школа – с лицензией на допобразование, в форме досугового клуба или репетиционного центра, решения принимает собственник, директор школы или совет школы в узком кругу. Может быть оформлена как ИП, ООО, АНО и пр. Работает не по ФГОС, с детьми на СО и ЗО, поэтому ее деятельность можно отнести к допобразованию.
ПОЛУЧАСТНАЯ – школа без лицензии или с лицензией только на допобразование, но планирующая лицензирование в будущем. Называет себя частной заранее. Решения принимает собственник, директор школы или совет школы в узком кругу.
ЧАСТНАЯ школа — школа с лицензией на основное образование. Как правило, не отличается от госшколы ничем, кроме маленьких классов и более комфортной обстановки. Вынуждена соблюдать все нормы и предписания контролирующих органов, ставить оценки, пользоваться только грифованными учебниками, учить строго по ФГОС, участвовать в ВПР, МЦКО, КРО и т.д.
— Иной тип – опишите, пожалуйста.
2. К какому типу альтернативных школ Вы относите свою школу по применяемой методологии и методикам?
— Стандартная — обучение идет преимущественно по ФГОС – практически все методики проходят сейчас по ФГОС или проходили ранее, применяется классно-поурочная система с возможным проведением проектных исследований. Удельный вес проектного, авторского подхода в учебных часах по предметам и методикам, отличающихся от ФГОС в массовой школе – менее 20%.
— Авторская — решает харизматичный лидер школы, по каким методикам и в рамках какой методологии ведётся обучение. Наряду со стандартными предметами по ФГОС, применяются и нечасто встречающиеся в массовой школе предметы, и методики, уникально их сочетание. Удельный вес авторского подхода в учебных часах по предметам и методикам, отличающихся от ФГОС в массовой школе – от 21% до 50%.
— Инновационная – применяются уникальные методики, не имеющие аналогов. Уникальны как методики с предметами, так и их сочетание в целом по программе. Прорывной характер обучения. Удельный вес инновационного подхода в учебных часах по предметам и методикам, отличающихся от ФГОС в массовой школе – более 51%.
— Демократическая — образовательное пространство, где дети сами решают, чему и когда учиться, а все остальные поддерживают их в реализации их решений.
— Клубная — школа-клуб по интересам, где много общения, но образовательная деятельность носит непостоянный, эпизодический характер
— Смешанный тип, когда частично обучение следует по ФГОС, поскольку надо сдавать аттестации, а частично следует за интересами учеников.
3. Планируете ли вы в перспективе стать частной школой, с лицензией и аккредитацией? Варианты ответов: да/нет.
4. Как вы считаете, почему родители выбирают Вашу школу?
5. Что нравится детям в вашей школе больше всего, по Вашему мнению?
6. Какие задачи (методические, организационные, иные) ставит перед собой сейчас Ваша школа? Назовите не более трёх.
7. Назовите три основные ценности Вашей школы.
8. Во что может вырасти ваша школа (ваши планы и цели) через несколько лет?
9. Каковы главные ограничения в развитии Вашей школы?