Кто придумал семейные школы?
Когда появились семейные школы? Знаете, кто первым стал называть неформальные школы, основанные на уважении к личности ребенка и субъектности – семейными?
Педагог Константин Вентцель писал еще в 1908 году: “Семейная школа основывается Ассоциацией родителей, соединившихся для того, чтобы общими усилиями организовать воспитание и образование своих детей… …Идеал такой школы был бы достигнут, если бы из числа участвующих в союзе родителей нашлись преподаватели на каждый предмет; поэтому было бы очень важно привлечь в союз таких педагогов, которые, сочувствуя идее школы, желали бы в ней дать образование своим детям… …семейная школа задается целью научить воспитанника всестороннему воспитанию и образованию самого себя и дать ему для этого все те вспомогательные средства, какие только окажутся в ее распоряжении. Её цель не дрессировать ребенка, не подгонять его под известный шаблон, … но помогать его естественному развитию, помогать самопроизвольному, свободному росту его индивидуальности и довести его до сознания законов своего собственного развития, так, чтобы он мог сам сознательно и планомерно работать над собственным своим совершенствованием во всех отношениях… …главная ценность научного знания заключается не в большом количестве знаний, которое оно дает воспитаннику, а в том, насколько оно способствует развитию в нем способности самостоятельного, систематического, плодотворного по своим результатам активного мышления, насколько оно ведет к развитию в нем любознательности и бескорыстного влечения к знанию…”
Сначала проект Вентцеля существовал как семейный детский сад, со временем он должен был преобразоваться в семейную школу.
Однако, в те времена семейные школы не стали трендом и новым явлением… просуществовав три года, школа закрылась из-за недостатка материальных средств и отсутствия единогласия среди воспитателей и родителей по организационным вопросам. Опыт работы “Дома Свободного Ребенка” показал, что гораздо труднее провести в жизнь систему свободного воспитания, чем систему, основанную на насилии, принуждении, авторитете… Увы, даже за сто с лишним лет прогресса, абсолютно ничего не изменилось.
Что характерно, «Дом свободного ребенка» Вентцеля входил в организацию «Лига образования» — она спонсировала образовательные инициативы, соответствующие демократическому строю. Но в 1917 году «Лига образования» тоже перестала существовать.
Разве не символично, что в наше время возрождены и семейные школы, и «Лига образования» – и все больше руководителей школ Ассоциации Семейных Школ вступают и в «Лигу…»
Информацию о Константине Вентцеле и его проекте “раскопала” Елена Киселева, создатель и руководитель семейной школы “Гармония”.