Сколько детей учится на СО?
Сколько же сейчас в России детей[1] на семейном образовании[2]? О чём может сказать цифра в 70383 человек из официальных данных за 2023 год?
Сколько детей учится на СО? Особенности подсчёта
Государство публикует официальную статистику о количестве аттестованных учеников на СО, но в силу существующих процедур в системе образования не подсчитывает общее количество детей, которые фактически обучаются в форме семейного образования. К этой категории относятся несколько организационных форматов:
- Учеба в семьях силами родителей для своих собственных детей (в т.ч. анскулеры) или с привлечением преподавателей (очно и дистанционно),
- объединения родителей-единомышленников, разделяющих между собой функции учителей,
- семейные классы, собранные родителями, в которых преподают наемные учителя,
- коммерческие проекты, организованные по большей части как школы, но не имеющие юридического статуса образовательной организации,
Также среди ушедших на СО могут быть дети из семей, уехавших из страны.
В формах отчетности, размещаемых на сайте Минпросвещения («Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1»), зафиксировано количество сдавших аттестации – «окончивших определенный класс». Как мы знаем, далеко не все СО-шники [3] сдают промежуточные аттестации. Поэтому численность, указанную в формах, можно рассматривать как минимальное количество детей на семейной форме обучения.
Официальная статистика, отражающая точное количество СО-шников, отсутствует в силу того, что вопросами аттестаций и приемом заявлений о переходе на СО ведают разные органы (подведомственные Минпросвещения и органы местного самоуправления соответственно). Те, кто подал заявления о переходе на СО, в любой момент могут изменить свое решение и зачислиться в образовательную организацию, для этого не надо информировать органы местного самоуправления. И промежуточная аттестация по каждому классу (за исключением 9го и 11 классов) – право, а не обязанность. И многие СО-шники предпочитают не тратить время на необязательные процедуры. Сбор точных данных актуален только для тех регионов, где семьи получают компенсации, однако их выплачивают только после успешного прохождения аттестаций.
Необходимо отметить, что зачастую возникает некоторая путаница в терминах. Согласно действующему законодательству[4] образование в семейной форме осуществляется в общем образовании (делится на начальное, основное и среднее) и может быть получено в форме самообразования в среднем общем образовании (10-11 классы). В рамках данного материала к СО (и СО-шникам соответственно) относятся оба вида. Термин «домашнее обучение» относится к формату организации учебного процесса в рамках образовательных организаций и является некорректным для использования в контексте альтернативного образования. В формах официальной отчетности значатся сведения об экстернах, окончивших определенных класс, среди которых приводятся данные об экстернах СО-шниках и по программам, не имеющим государственной аккредитации. Однако общая сумма не равна детализирующим строкам. Предположительно, она включает учеников, сдающих учебные программы нескольких лет в одном учебном году.
Данные по годам, представленные в материалах этой статьи, определены формами №«ОО-1». Итоговая статистика публикуется в январе года, следующего за отчетным, а собирается на основании данных, предоставляемых образовательными организациями в октябре по состоянию на 20 сентября. Аттестации проходят, в основном, в апреле-июне, за исключением случаев закрытия академических задолженностей в сентябре. Поэтому, данные за 2023 год отражают сведения по всем аттестованным за 22-23 учебный годы[5]. Данные по общей численности учащихся в разрезе форм образования взяты из раздела 2.5.1. и представляют совокупность обучающихся, окончивших данный класс и переведенных в следующий класс за период с 20 сентября прошлого года по 19 сентября текущего года. Также в Форме №«ОО-1» присутствует численность учащихся на начало следующего учебного года, и эти цифры традиционно выше из-за общего прироста численности учеников. Эти особенности могут быть важным при анализе влияния изменений, происходящих в системе образования или законодательных актах. Данные за 2024 год станут доступны только в январе 2025 года.
Автор статьи приводит данные из официальных источников по годам[6] и предлагает методику расчета для более справедливой оценки численности выбравших семейную форму образования.
Необходимо также упомянуть, что существует зыбкая грань между заочным обучением и СО, тк многие «СО-шники по призванию» выбирают «заочку» как способ удобной сдачи аттестаций и ведения личного дела учебным заведением и не обязательно придерживаются учебной программы своей школы. Но оценить количество можно только путем масштабного исследования. Однако невозможно ожидать 100% искренности в ответах респондентов.
Кроме того, существует обширный пласт А-школ[7] («нешкол», альтернативных проектов, образовательных центров, семейных классов), в которых дети очно учатся по собственным программам, а числятся и аттестуются, как заочники или СО-шники.
Динамика по годам
Помимо семейной формы образования важны и другие индикаторы альтернативного[8] образования: заочная и очно-заочные формы (в частных и госшколах) и очное обучение в негосударственных образовательных учреждениях (НОУ). Общее количество «альтернативщиков», отказавшихся от традиционной формы обучения – очной учебы в государственных школах – в 2023 превысило 320 000 человек. И их доля в общем количестве учащихся увеличивается с каждым годом.
В таблице «Показатели альтернативного образования» представлены данные по годам: показатели из официальной государственной статистики, собранные на основе данных Минпросвещения и преемственных архивов Министерства образования («Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1»). В более ранних формах отчетности (Форма-76 рик), актуальных до 2016 года, отсутствуют данные по заочной и очно-заочной формам, однако указана численность обучающихся в форме СО в контингенте школ, т.е. тех, кто «прикреплен» для прохождения аттестаций. На сентябрь 2015 их количество составило 8684 ученика, на сентябрь 2013 – 6786 человек.
Пояснения к данным в Таблице №1:
Количество учеников на семейной форме обучения – показатель численности экстернов, обучавшихся в форме семейного образования и самообразования, окончивших определенный класс, т.е. прикрепленных для сдачи аттестаций, а не выбравших форму СО. Это минимальное достоверное количество СО-шников. Общее количество для государственных и негосударственных (частных) образовательных учреждений.
Количество учеников на заочной/очно-заочной форме обучения- показатель численности обучающихся в форме заочного/ очно-заочного образования, окончивших определенный класс, т.е. сдавших аттестации. Общее количество для государственных и негосударственных (частных) образовательных учреждений.
На очной форме обучения в частных школах – показатель численности обучающихся в форме очного образования в негосударственных (частных) образовательных учреждениях, окончивших определенный класс, т.е. сдавших аттестации. Не включает «семейные» школы.
Темп прироста – универсальный сравнительный показатель, указывающий на сколько процентов вырос или снизился один показатель по сравнению с аналогичным показателем предыдущего периода. Например, темп прироста СО посчитан по формуле: (2023-2022)/2022*100% (70383-55386)/55386*100% = 14997/55386*100% = 27%
Показатели альтернативного образования (Таблица №1)
2021 год (соответствует учебному 20-21 годам) несколько выпадает из трендов по многим показателям в связи с ситуацией пандемии. Например, не было реального уменьшения численности учащихся. Показатель «просел» из-за отмены привычных аттестаций.
Заочное образование в России
В период с 2016 по 2019 годы количество заочников сократилось на четверть, затем наблюдался рост и к 2023 году численность заочников превысила показатель 2016 года. Однако эти цифры ничего не говорят о тенденциях в образовании, если не посмотреть их в разбивке на частные и государственные школы. Так, частное образование в заочной форме выросло в 33 раза, а госшколы потеряли 60% своих заочников.
В форме очно-заочного образования похожая тенденция только закладывается. Лишь в 2023 году резко увеличилось количество учеников на этой форме образования в НОУ по сравнению с предыдущим годом (с 1959 до 8903 человек).
Москва занимает лидирующие позиции в альтернативном образовании. В 2023 году на ее долю приходится треть СО-шников, в Москве сконцентрировано 60% российских заочников (27766 человек) при 7% от общей численности учащихся. А доля альтернативного образования в 2023 году – почти 8%!
Показатели альтернативного образования в т.ч. по г. Москве (Таблица №2)
80% рынка заочного образования в Москве представляют частные школы[9].
Количество негосударственных (частных) школ в России за семь лет возросло на 111 и в 2023 составляет 834 образовательных организации. Их доля – не более 2%.
Оценка общего количества СО-шников
Как указано выше, данные о численности детей на СО, сдавших аттестации, является наиболее точной минимальной цифрой.
За 2023 год количество СО-шников выросло на 15 000. При этом из школ «ушло на СО» (отчислено из образовательных организаций в связи с переходом на СО) 37332 человек. В 2021 и 2022 годах такое несоответствие еще больше, что позволяет сделать косвенные выводы о гораздо большей численности СО-шников, чем представлено в цифрах.
Возможно ли оценить реальное количество СО-шников? Оценки экспертов в различных источниках сильно варьируются. Например, Гузель Гурдус [10] в феврале 2021 года приводит цифры в 100 000 на конец 2018 года (со ссылкой на информацию Министерства образования, расформированного еще в 2018 году).
В январе 2023 года «Парламентская газета»[11] упоминает 90 000, как количество детей на домашнем обучении согласно данным Ассоциации развития семейного образования со ссылкой на исследование Московского государственного педагогического университета. Специалисты из сферы альтернативного образования считают сомнительным мнение эксперта, использующего бренд закрытой пятью годами ранее ассоциации в сочетании с термином, далеким от контекста альтернативного образования.
1 августа 2021 года заместитель председателя комитета по образованию и науке российской Государственной думы Людмила Духанина [12] сообщает, что «…По официальной информации, в 2020 учебном году семейную форму выбрали около десяти тысяч семей. Иногда Ассоциация семейного образования приводит другую статистику: от 20 до 50 тысяч учеников».
При анализе статистики СО за последние пять лет с разбивкой по классам наблюдается четкая тенденция: доля СО-шников в 9 классе в 2-3 раза превышает долю СО в первых-восьмых классах. Это подтверждает гипотезу о том, что многие СО-шники впервые аттестуются только в девятом классе и «выпадают» из данных статистики. Аттестация в 9 классе является обязательным условием получения аттестата об общем основном образовании и является допуском к прохождению ОГЭ. Поэтому допустимо и обосновано использовать данный показатель для оценки реального количества СО-шников.
Итак, сколько детей учится на СО в России?
По данной методике на конец 22-23 учебного годов оценочное количество выбравших форму СО составляет 130 000 человек.
Метод экстраполяции доли девятиклассников предполагает нахождение доли девятиклассников на СО от общего количества учеников и применение на СО-шников с 1 по 8 класс для вычисления тех, кто сдавал бы аттестации, если бы они были обязательными. Плюс фактическое количество по статистическим данным за 9-11 классы.
Для получения более точных оценочных данных лучше всего использовать метод экстраполяции доли девятиклассников, учитывая принадлежность к государственным и негосударственным организациям и особенности каждого региона. При выборе СО в частных школах ученики обычно проходят аттестацию. Это подтверждается данными статистики: доля девятиклассников на СО в 2023 году в НОУ по России и по г. Москве не превышает средний показатель по другим классам (около 25% и 13% соответственно).
Регионы-лидеры семейной формы образования
В 2023 году 14 регионов охватывают 77% от общего количества выбравших СО. Лишь в одном из них родители получают компенсации.
Для регионального бюджета СО очень выгодно, поскольку не происходит финансирования образовательных организаций. В 2023 году в Москве экономия составила 3 млрд. рублей за год[13]!
Москва | 20,396 |
Омская обл. | 6,744 |
СПб | 6,660 |
Краснодарский край | 3,880 |
МО | 3,072 |
Самарская обл. | 2,539 |
Крым | 1,941 |
Челябинская обл. | 1,669 |
Нижегородская обл. | 1,561 |
Татарстан | 1,425 |
Башкирия | 1,199 |
Свердловская обл. (есть компенсации) | 1,177 |
Ростовская обл. | 1,162 |
Красноярский край | 1,069 |
остальные регионы | 15,889 |
Комментарии.
[1] При написании статьи автор хочет избежать казённого языка и официальных терминов, допуская упрощения и обобщения в некоторых местах. Иногда, это общепринятая условность. Так, среди 17 миллионов 600 тысяч учеников более 50 000 – люди старше 19 лет, которых не принято в силу возраста относить к термину «дети».
[2] В данном материале из анализа исключены данные по СО-шникам с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями, поскольку для выделенных категорий зачастую не применимы обобщающие особенности и основания выбора СО, а каждый случай уникален. В 2022 году их количество едва превысило 1000, в 2023 – 1200, при общей численности обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями около 400 000 человек.
[3] В данном материале термин «СО-шник» используется для обозначения человека, получающего образование вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования. Домашнее обучение – термин, используемый для организации обучения силами приходящих учителей на дому у детей с проблемами здоровья.
[4] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) “Об образовании в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
[5] точнее с 19 сентября 202Х-1 по 20 сентября года 202Х
[6] Сайт Министерства просвещения Российской Федерации, раздел Банк документов https://docs.edu.gov.ru. Файлы «Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1»
[7] Термин, принятый Ассоциацией семейных школ https://ddbo.ru
[8] Альтернативным образованием автор считает любую форму, отличную от очной учебы в государственной школе.
[9] На основе данных Светланы Домрачевой (Марзеевой), основателя и председателя Правления МОО “Ассоциация семейных школ”, автора проекта «А’бразование» (“Альтернативное образование”), члена Правления СПП “Лига образования”
[10] Сайт Московского педагогического государственного университета. http://mpgu.su//////////semejnyj-media-universitet/semejnoe-obrazovanie/. Раздел Часть 9. Статистика семейного образования в России (переход на https://www.youtube.com/watch?v=y0d0oIBz0-A ) Дата обращения 2.2.2024
[11] «Парламентская газета», интернет издание. https://www.pnp.ru/social/semeynoe-obrazovanie-predlagayut-donastroit.html Дата обращения 2.2.2024
[12] «Комсомольская правда», интернет издание. https://www.kp.ru/online/news/4384586/. Дата обращения 2.2.2024
[13] Посчитано по нормам подушевого финансирования в г.Москва (135-155-175 тыс. рублей в год для начальной, средней и старшей школы).
Об авторе:
Кузнецова Ольга, мама троих детей, с опытом альтернативного образования.
Игропрактик, тьютор, организатор Образовательных экспедиций, со-основатель образовательного проекта «Мостик» (Образовательные экспедиции, программы, события и курсы).
Статистика о влиянии выплат компенсаций на численность семейного обучения здесь