“А как же социализация?”
Что отвечать, если приверженцы традиционной системы образования, спрашивают вас, выбравшего СО: “А как же социализация?”
Автор текста ЮЛИЯ ТУРЧАНИНОВА
Педагог, с большим опытом семейного образования и одновременно – преподавания в школах и университетах в нашей стране и в США. К сожалению, по понятным всем россиянам причинам не могу дать ссылку на ее группу в фейсбуке Education Without School, где размещен текст автора. Надеюсь, это временно. А пока даю ссылку на прекрасную статью Юлия Турчанинова: «Система образования будет сжиматься, пойдет отток на периферию, и там в условиях меньшей бюрократии и большей свободы будут складываться новые формы и практики…»
Современная школа по своему устройству институт глубоко асоциальный, т.е. противоречащий состоянию и ожиданиям общества, рынка труда и родителей во многих разных отношениях.
1. Нигде и никогда больше человеку не придется заниматься самыми разными делами с одной и той же, не им выбранной и подобранной группой ровесников.
2. Нигде и никогда больше (ну, кроме армии и тюрьмы, конечно) ему не придется жить по звонку, являться на переклички и просить разрешения перекусить или воспользоваться туалетом.
3. Нигде и никогда больше режим его жизни не будет определяться только и именно учреждением, в которое он вынужден ходить не по своей воле.
4. Нигде и никогда больше у него не будет одновременно и параллельно до десятка начальников, требования которых подлежат неукоснительному исполнению.
5. Никогда больше он не будет настолько полно лишен свободы выбора рода и продолжительности своих занятий, способов организации своей деятельности и своего времени, товарищей по работе и пр.
6. Нигде и никогда больше не будут так высоко цениться в нем конформизм, послушание, исполнительность и безынициативность.
7. Нигде и никогда больше он не будет абсолютно лишен возможности уклониться от общения с людьми, которые ему не симпатичны или даже отвратительны.
И снова скажу: не надо мне напоминать, что где-то иногда кое-что из этого печального списка бывает по-другому. Я знаю. Знаю и то, что кроме общей казенной структуры школьных учреждений, в каждой конкретной школе – своя атмосфера и свой “hidden curriculum”, которые определяются ее традициями и всеми взрослыми. Важно, однако, что просто смена директора или уход/приход какого-нибудь нового учителя, могут очень быстро вывернуть эту атмосферу наизнанку.
В обсуждениях и спорах по поводу социализации особенно важно помнить, что не декларируемые, а повседневные бытовые интересы государственной системы образования состоят в обеспечении сохранности и безопасности детей, что достигается известными средствами: дисциплина, постоянный учет и пересчет, тотальный контроль, пропуск в туалет, к медсестре или завучу, хождение строем, выборочные обыски на оружие и наркотики…
Готовность всех наших детей в возрасте от 5 до 18 лет жить по этим правилам и приобретаемые при этом привычки и навыки мало у кого из них преобразуется потом в инициативность и предприимчивость, умение ладить с людьми и сотрудничать с ними, вообще жить осмысленно.
Так что школа, скажу я вам, в современном мире – далеко не единственный и далеко не лучший путь и способ социализации.
Остается только удивляться, что люди, вопрошающие: “А как же социализация?” настолько слепы, чтобы не увидеть всего этого самостоятельно.
И в заключение еще одна ссылка на автора этих важных слов, ясно и однозначно показывающих, почему мы вынуждены забирать своих детей из школ, где, кстати сказать, никакой социализации нет и в помине.
О семейном образовании из первых рук. Юлия Турчанинова. – YouTube