Феномен РКШ
Сегодня учебники наших бабушек и дедушек пользуются популярностью не только у тех, кто хочет чего-то попроще, но и у тех, кто сам неплохо разбирается в методах и методиках.
Как так получается? В чем состоит феномен РКШ?
Да, все отдают должное грамотному и изящному маркетингу, привлекающему новых и новых последователей. Но ведь им, последователям, действительно всё нравится: и подход, и учебники. Это факт, даже при том, что восторженные отзывы весьма похожи, поскольку люди пользуются одинаковыми формулировками. Ведь их так много на сайте РКШ и они на самом деле очень убедительны!
При этом известные мне представители православных общеобразовательных школ не выбирают учебники РКШ, так как имеют к ним «методические претензии».
Кроме того, специалисты, в чьей экспертности у меня нет сомнений, о РКШ отзываются весьма скептически. Я приведу несколько высказываний, без авторства, так как не получала разрешения на публикацию.
«Они привлекают внимание и реализуются только в рамках коммерческой идеи, поскольку люди очень разочарованы школами и в обществе есть запрос на другое образование».
«Я видела детей, которые вышли из школ РКШ. Ни один ребенок не мог рассуждать. Ни один ребенок не мог порождать никаких идей. Они все были репродуктивными. Они могли только рассказать то, что они помнили. То есть, это совершенно не развивающее обучение».
Ну и одно публичное мнение, размещенное в группе РКШ в ВК. Игорь Зубков, чей сын учился по учебникам РКШ всю начальную школу, отозвался о программе так:
«Берем советские учебники по математике, переиздаем под своим брендом, берем учебники Ушинского, чтобы добавить имперской классики, добавляем учебников собственного производства по истории с сомнительным содержанием и вуаля: программа РКШ готова!»
Когда мы готовили научную дискуссию о роли альтернативного образования в системе общего образования, то не смогли самим себе ответить на вопрос, а является ли РКШ альтернативой? Ведь по сути все сводится к изучению стандартной программы, просто по другим учебникам.
Лично для меня РКШ – просто мягкий уход от массовой школы, начало пути в альтернативу, переходный этап. Потому что многие, начав с РКШ, продолжают развиваться и постоянно добавляют туда то Жохова, то Соболеву, то Троицкую, то Гейдмана, то Гина, а в результате получается тот самый уникальный микс, за который мы и ценим семейные школы. Мы это наблюдаем на примере проектов “Ассоциации семейных школ”.
И знаете, а ведь абсолютно каждая семейная школа – при достаточных финансовых вложениях – могла бы презентовать публике вот эту собственную неповторимую смесь методик и методов как свою программу. По примеру Татьяны Алтушкиной, которая искренне верила в прогрессивность и эффективность своего пути – и смогла передать свою уверенность другим.
Ведь если мы выбираем то, что зажигает нас самих, то способны и других «заразить» практически любым предметом и любым делом.
Возможно, это и есть тот самый волшебный инструмент, который одинаково действует как на детей, так и на взрослых?
Что больше всего зажигает в РКШ, как вы считаете?