Форум семейных образовательных инициатив
Форум семейных образовательных инициатив
22 ноября 2024 года
14.00 – 17.00
Современная школа переживает новые вызовы из-за роста популярности семейного образования. В условиях стремительного развития технологий и изменений в обществе всё больше семей в разных странах мира выбирают альтернативные формы обучения.
Семейные образовательные инициативы представляют собой самостоятельные действия или программы, организованные родителями для развития и обучения детей вне школ. Статья 17 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» поддерживает такие подходы. Возможность обучения детей в форме семейного образования, самообразования, очно-заочной и заочных формах позволяет семьям разрабатывать уникальные образовательные маршруты. Число таких семей в России стремительно увеличивается. По данным официальной статистики в 2016 году было 17 633, а 2023 году – 174 678 обучающихся в новых формах. Сегодня семейные образовательные инициативы – часть образовательного ландшафта России.
ПРОГРАММА
14.00 – 14.10 – открытие форума: приветствие участников и программа форума, Светлана Домрачева (Марзеева), председатель Правления МОО «Ассоциация семейных школ».
14.10 – 14.25 – научный доклад: «История и многообразие семейных образовательных инициатив в современной России», Елена Петряева, к.п.н., руководитель центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ.
14.25 – 14.30 – перерыв.
14.30 – 15.30 – мастерские.
–№1 «Я – автор. Какие качества должны быть у создателей и ведущих А-проекта?» Игорь Донченко, исполнительный директор Союза «Лига образования», организатор образовательных событий. На примере проекта Детская Игровая Мануфактура (ДИМ), в основе которого концепция вероятностного образования, концептуальная теория управления и практики созидания «Арт-беспредел».
–№2 «Развитие учебной самостоятельности ребенка». Павел Шиварёв, один из соорганизаторов сообщества Семейная (не)школа «Искатели» и учредитель частной Монтессори-школы «Марко Поло» в Калининграде.
–№3 «Работа с кадрами. Выращивание педагогов для свободных школ в онлайне». Василина Шишкина, руководитель центра альтернативного образования «Познание», эксперт по управленческому консалтингу.
–№4. «Взаимодействие с родителями в А-проектах». Ольга Цой, основательница одной из первых альтернативных школ в России, создатель клуба-лаборатории «Академия Фонариков», мастер эвристической среды.
–№5. «Как работают школы без предметников или почему сочетание цифровой платформы и настольных игр ускоряет академические достижения в 5-6 раз». Вадим Полюга, руководитель флагманского проекта агентства стратегических инициатив Ай-Куб.
-№6. «Как выглядит и работает иная модель школы. Если нет классов и уроков, то что есть? Парк-школа vs классно-урочная система». Елизавета Марголина, Елена Лебедева, Светлана Стронова, организаторы Школы-Парк «Лестница», г. Севастополь.
15.30 – 15.40 – Перерыв.
15.40 – 17.00 – Итоговая дискуссия «Что делает школу А-школой?», модератор Елена Кириченко, к.п.н., доцент кафедры педагогических технологий ФГБОУ ВО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского», руководитель лаборатории семейного образования НЦ РАО ЯГПУ.
Форум будет проходить в онлайн-формате. Ссылки для дистанционного подключения будут направлены участникам за 7 дней до начала форума вместе с итоговой программой Форума.
К участию в Форуме приглашаются: преподаватели и студенты педагогических вузов, представители государственных и частных образовательных организаций, семейных и альтернативных школ (нешкол), онлайн-школ и центров аттестации, специалисты органов управления образованием, лидеры родительских сообществ и родители, исследователи, занимающиеся вопросами инновационного образования и все заинтересованные лица.
Подать заявку на участие в Форуме можно по ссылке: https://forms.yandex.ru/u/66e88a595d2a06fcbabf510a/
Стоимость участия: участие в Форуме бесплатное.
Форум проводится при поддержке ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», МОО «Ассоциация семейных школ».
Цели Форума: знакомство с историей и многообразием семейных образовательных инициатив, обсуждение новых образовательных трендов, выявление проблем выбора альтернативного образования, содействие формированию сообщества родителей, ученых и педагогов, заинтересованных в эффективных практиках образования.
ТЕЗАУРУС ФОРУМА
Альтернативное образование
в широком контексте
- это совокупность образовательных практик, отличающихся от общепринятого, официально установленного образования, и как общественное движение, отрицающие формальное школьное образование (Источник: тезаурус ЮНЕСКО).
в узком контексте - это образование, вызванное социокультурными изменениями и желанием демократизировать образование посредством родительского выбора, и имеющее корни в прогрессивной теории образования, гуманистической психологии. Альтернативное образование в этом подходе фокусируется на целостном развитии, индивидуальном обучении, отсутствием привычной оценки.
Семейные образовательные инициативы – это самостоятельные действия и программы, организованные семьями для обучения и развития детей вне государственной общеобразовательной системы. Основная цель семейной образовательной инициативы – предоставить детям возможность получать знания и навыки в форме, соответствующей их интересам и потребностям, а также укрепить связь между членами семьи через совместное обучение. Внутри семейных образовательных инициатив не ведется образовательная деятельность, они не нуждаются в лицензии. Семейные образовательные инициативы – часть альтернативного образования.
А-проекты (А-школы) – это проекты, которые не ведут образовательную деятельность, не имеют лицензии, основаны на концепциях самонаправленного или вероятностного образования. Родители через реализацию права на обучение и развитие своих детей помогают им достигнуть образовательных результатов. Ориентиром для А-проектов является ГИА, а не ФГОС.
Семейная школа (или нешкола) — это общественное объединение или семейно-психолого-педагогическое сообщество, созданное родителями для образования и воспитания своих детей без образования юридического лица. Деятельность семейных школ не является образовательной деятельностью, так как они не предоставляют услуг третьим лицам, а объединяют семьи и людей, занимающихся самообразованием, не имеют лицензии и аккредитации.