Нужно ли делать промежуточные аттестации обязательными?
В настоящее время, согласно закону, промежуточные аттестации – абсолютно добровольны.
Об этом шла речь на заседании Экспертного совета по общему образованию и дополнительному образованию детей Комитета ГД РФ по образованию и науке во время обсуждения законодательного регулирования семейного образования. Однако, в выступлениях прозвучало, что исходя из комплексного толкования положений Закона об образовании, тут нет однозначного толкования. В соответствии с ч. 3 ст. 34 Закона об образовании, «лица, осваивающие основную образовательную программу в форме семейного образования, имеют право пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию». Поступило предложение сделать прохождение промежуточной аттестации обучающимися, получающими общее образование в семейной форме обязанностью.
На мой взгляд, это крайне глупо и очень опасно.
Если промежуточные аттестации станут обязанностью, а не правом, то будут серьезно нарушены права детей с особенностями развития и с диагнозами, а также детей без диагнозов, но с особыми потребностями. По статистике как минимум 50% учащихся младших классов имеют дисграфию в разных формах. Это значит, что у них , в силу психофизиологических причин, есть проблемы с письмом, чтением и усвоением новых знаний и навыков. Которые, при правильном подходе, будут скомпенсированы впоследствии и тогда дети смогут легко сдать аттестации в старших классах, а в младших – не смогут сдать никак, ни при каких условиях. Требования к ним должны быть совсем другими.
Проблема сейчас в том, что никакой подобной дифференциации для таких детей в образовательных учреждениях сейчас нет, нет условия для их обучения в госшколах. Они объективно не могут освоить программу первого класса, поскольку там много письменных заданий, которые избыточны даже для детей без особенностей. Особенно недопустима обязательная аттестация таких детей в первом классе. Это не зря запрещено, потому что способно нанести непоправимый урон психическому состоянию ребенка и убить его интерес к обучению на долгие годы. Ни обучение, ни тем более, оценивание традиционными способами для детей с особыми потребностями неприемлемо. В процессе обучения с помощью специальных методик, запрещенных – скажем честно – в госшколах, такие дети обучаются в своем темпе и к 9 классу или раньше догоняют своих сверстников.
Обязательное оценивание и тем более, принудительное возвращение их в госшколу, где они в силу объективных причин показывают результаты намного ниже среднего уровня, приведет к еще большему росту заболеваний, как психических, так и психосоматических, к детским депрессиям и суициду, что мы и так уже наблюдаем в массовой школе, но почему-то делаем вид, что это никак не связано с неприемлемыми, но одобренными Минобром, программами обучения.
Промежуточные аттестации должны быть обязанностью только для тех, кто получает финансирование (компенсации). Ни в коем случае нельзя лишать аттестации добровольности на нынешнем этапе, когда у родителей нет никаких иных, кроме СО, возможностей учить детей с особыми потребностями, но БЕЗ ДИАГНОЗА. Для таких детей нет школ, нет программ, нет поддержки от государства.
Единственным выходом для них на данном этапе является обучение в семейной форме БЕЗ промежуточного оценивания. Его нужно будет вводить только тогда, когда будет замечено существование таких детей в России и будут предложены пути решения их проблем. В частности, поддержка при создании обучающих групп – путем предоставления помещения и финансирования, как это делается в тех странах, где ограничивают возможности на СО, но существует много вариантов получения образования в самых разных видах, кроме госшкол.
А пока спасение утопающих является делом рук самих утопающих, нельзя ужесточать и без того сложную образовательную ситуацию для таких семей, не предложив родителям таких детей никакого выхода (кроме как в окно). Это приведет к росту социального напряжения, к объединению и сплачиванию родителей против системы, в поисках выхода.