«СО стало общественным явлением»
Игорь Чапковский о семейном образовании.
Автор интервью Светлана Марзеева.
Этот разговор состоялся несколько лет назад, но в этом тексте нет ни одной неактуальной строчки.
– Игорь Моисеевич, сегодня, пожалуй, уже никто не станет отрицать тот факт, что семейное образование успешно развивается. Что можно считать самым большим достижением в этой области?
– Изменение общественного сознания. Все больше родителей рассматривают семейное образование как разумную альтернативу школе. Причем, как это ни парадоксально, в Москве развитию семейного образования очень способствовала нынешняя трактовка столичными чиновниками Федерального закона “Об образовании в РФ”.
– Мне кажется, что незаконно отобрав у нас компенсации, они даже этим умудрились поддержать семейное образование.
– Да, заявив, что причина ухода на семейное образование – деньги, которые стремятся получать всякие алкоголики и прочие маргиналы, они вызвали взрыв возмущения, который имел далеко идущие последствия…
– Возможно, тогда и появилась тенденция к объединению семейников… интерес со стороны общества к семейному образованию растет. И мы хотели бы объединиться, иметь какую-то структуру, чтобы представлять свои интересы в государстве, чтобы получать поддержку и помощь друг от друга и от заинтересованных структур или лиц, развиваться, учиться…
– Не могу полностью согласиться с этим. Семья – цельный и самодостаточный организм, она может сама решать все свои актуальные проблемы, в том числе, проблемы образования. Я не вижу смысла в формальном объединении семей. Я практически ежедневно встречаюсь с семейниками и сам не раз предлагал им общаться между собой. Но у них, как правило, нет потребности в общении ради общения, и тем более – в общении с целью выработать какую-то единую позицию в вопросах обучения своих детей, даже при понимании того, что такая позиция позволила бы им с более сильных позиций выступать в диалоге с властью. У них есть потребность общаться с авторитетными в теме семейного образования людьми, им нужен положительный опыт, позитивные примеры, когда кто-то добился успеха и рассказывает, как это у него получилось.
– Да, такие примеры очень нужны! Расскажите, пожалуйста, знаете ли вы детей, которые официально ходят в школу со второго урока (не являясь на первый)? Есть ли в Москве школьники, которые ходят в школу три раза в неделю? Есть ли где-нибудь ученики, которые аттестуются в двух школах?
– Все перечисленные вами варианты законом разрешены. Причем, на самом деле их гораздо больше, поскольку школа сейчас получила большую автономию в организации учебного процесса. Другой вопрос – почему индивидуального подхода к образовательным потребностям ребенка добиться так трудно, а порой и просто нереально? Положительные примеры мне известны, но их мало. Здесь мы сталкиваемся с тем, что де-факто и де-юре ситуация кардинально различается.
– Как же это удается школам – полностью игнорировать закон?
– Школы руководствуются, в первую очередь, требованиями вышестоящих организаций, а те не поощряют их за создание благоприятной среды для семейного образования. Их поощряют совсем за другое: за рейтинги, за результаты ОГЭ и ЕГЭ… В связи с этим, если говорить о главной и самой насущной задаче в сфере семейного образования, то я бы сформулировал ее так: необходимо добиться восстановления регламентированного законом статуса родителей как представителей ребенка, имеющих преимущественные права в области его воспитания и образования перед другими лицами (смотрите Семейный кодекс и ФЗ-273).
Вспомним историю: классно-урочная система родилась как запрос индустриального общества. На заре его развития родители не могли самостоятельно обучать детей, поскольку сами были неграмотны. С этой целью и создавалась массовая школа. Ее непререкаемый авторитет в той ситуации был оправдан. Но вот прошло сто лет, мир уже совершенно другой, а в системе школьного образования практически ничего не изменилось! По-прежнему руководство школ и большинство педагогов смотрит на родителей, как на людей если не безграмотных, то крайне некомпетентных в вопросах образования. В сегодняшней школе родители по-прежнему лишены своих родительских прав – определять и осуществлять образовательный маршрут ребенка. Парадокс в том, что при этом государство поддерживает семейное образование. Поддерживает практически во всем, кроме финансов.
– Хотелось бы затронуть еще один вопрос, типичный для начинающих, – вопрос родительского контроля, когда аттестации сведены к минимуму, а организация учебного процесса и, соответственно, ответственность за результат ложатся на плечи родителей. Нужно ли привязывать образовательный процесс к школьной программе? Как понять, те ли знания ты даешь ребенку и усвоил ли он материал? И чему именно учить, если мы не опираемся на школьную программу?
– Прежде всего, надо разделить обучение и подготовку к аттестациям. Самый главный ориентир в обучении – развитие ребенка, его нынешний и ожидаемый уровень. Ребенок должен развиваться интеллектуально, физически, эмоционально, духовно. Постарайтесь сделать этот процесс интересным и посильным для него. Вы же перешли на семейную форму обучения, чтобы учесть индивидуальные особенности своего чада, сохранить его креативность, научить преодолевать трудности. Как и чему его учить? В первую очередь, надо самому научиться отзывчивому взаимодействию с ребенком. Поэтому я бы заменил слово «контроль» на слово «понимание». Если вы будете понимать своего ребенка, у вас не будет потребности его контролировать. Вы и так увидите его сильные и слабые стороны, его потребности, склонности и предпочтения. Если вы сумеете сделать обучение комфортным, то и результат будет достигаться сам собой, и подготовка к аттестациям не будет сложной.
Теперь к вопросу об аттестациях. Решение о том, когда и как ребенок будет проходить промежуточные аттестации, является правом родителей. Вы можете воспользоваться этим правом, когда ваш ребенок будет к этому готов. Причем, замечу, есть масса тестов, которые позволяют проверить, усвоил ли ребенок материал. Какой именно материал – решаете вы, исходя, опять же, из его особенностей, а также из требований и программы той школы, которую вы выбрали в качестве аттестующей.
Кстати, в государственных школах вопрос об ответственности преподавателя за усвоение знаний никто не ставит. Он свои часы отработал – вот это и есть единственный критерий. А если вы выбрали семейное образование, то ответственность за результат обучения включается в этот выбор автоматически.
– Есть ли какие-то общие рекомендации, как выстроить обучение ребенка дома?
– Прежде всего, надо понимать, что это каждодневный процесс, который имеет свои цели. И здесь следует задуматься, какие цели вы ставите на текущий год, а какие – на долгосрочную перспективу. Когда ребенок учится в школе, об этом думать не надо, все эти проблемы решают за вас, включая планирование дня, время утреннего подъема и прочее.
У тех, кто перешел на семейную форму обучения, во всех этих вопросах гораздо больше свободы. И тут необходимо принимать во внимание, что ребенок должен быть здоровым. Нужно уметь поддерживать и укреплять его здоровье – в том числе, и с помощью правильного, персонифицированного подхода к режиму дня и уровню учебных нагрузок.
Но есть и еще одна цель, пожалуй, самая главная: необходимо, чтобы ребенок был счастлив. Обычно это как-то упускается из виду. Дети, которых заставляют ходить в школу, даже если им там многое нравится, часто бывают замучены, нервно и физически истощены и от того несчастливы. Программы сейчас перегружены. В них постоянно добавляются новые учебные дисциплины, а требования к изучению тех или иных предметов становятся все сложнее. Учебники написаны не в расчете на восприятие ребенка, а в расчете на то, чтобы издание получило одобрение Минобра и соответствующий гриф, а его автор – хороший гонорар. Я иногда спрашиваю родителей: «Зачем вот вам, например, химия в таком объеме?» Ответ всегда один: «А вдруг пригодится?» Мне кажется, причина таких мыслей – желание перестраховаться, когда родители не могут раскрыть и поддержать истинные предпочтения ребенка и пытаются «подстраховаться на всякий случай»…
Сейчас условия жизни позволяют детям расти счастливыми. В годы моего детства было сложнее это обеспечить. Но мы как-то ухитрялись быть счастливыми и в те времена. По большому счету, важно ведь именно это. Если ребенок несчастлив, то какой смысл в успешной учебе?
А если ребенок здоров и счастлив, то он способен сохранить естественный интерес к познанию мира. Очень важно помочь ему в этом! В начальной школе ребенок осваивает основные инструменты познания: учится читать, писать, считать. И еще несколько лет уйдет у него на то, чтобы, опираясь на помощь взрослых, научиться самостоятельно применять эти инструменты. И все.
А дальше?
– Если вы научили детей самостоятельно учиться, значит, свою родительскую задачу вы выполнили. А дальше надо жить. Счастливо и успешно.
Семейное образование в нашей стране было забыто на долгие годы советской власти. Однако уже довольно давно, около 30 лет назад, оно начало возрождаться в качестве альтернативы всеобучу. Медленно, как росток, оно пробивало себе путь к сознанию прогрессивно мыслящих родителей, и, в конце концов, к сегодняшнему дню стало общественным явлением.
Если раньше тех, кто учит своих детей дома, представляли как маргиналов, то сейчас стало понятно, что среди них много родителей с высшим образованием, успешных людей, которые добились заметного личностного роста и нашли свое место в жизни. Мне, кроме того, очевидно, что родители, выбравшие семейное образование, будучи сами профессионалами, каждый в своей сфере, сумели и детям дать образование, соответствующее своему уровню.
В большинстве случаев люди приходят к семейному образованию, потому что в школьной системе их детям не нашлось места. Они знают, чем их не устраивает массовая школа, что в ней плохого, и отталкиваются от отрицания этого. А я предлагаю взглянуть на семейное образование с другого ракурса, а именно, уяснить, что в нем есть хорошего. Опыт трех десятилетий развития такой формы обучения в России показал, что семейное образование… действительно дает детям образование. То есть, они впоследствии поступают в престижные вузы и хорошо там себя чувствуют, потому что умеют самостоятельно заниматься. Кроме того, семейное образование помогает сберечь здоровье ребенка. Но семейное образование дает еще и нечто большее – счастье детям и их родителям. Счастье наблюдать, как твой ребенок растет как личность, несравнимо ни с чем другим. Такое счастье, конечно, нелегкое, ведь это огромный труд. Я желаю победы тем, кто выбрал такое трудное счастье.