Алина Дьякова: “Многие родители используют аттестации как кнут…”
Интервью с Алиной Дьяковой: “Многие родители используют аттестации как кнут…”
И снова об опыте Ижевска. Именно здесь живет известная каждому родителю, имеющему детей на семейной форме обучения, общественный деятель, ведущая семинаров, эксперт по семейному образованию Алина Дьякова.
Это интервью я взяла у Алины в 2016 году, но оно очень актуально и сейчас.
Много лет назад Алина Дьякова поставила перед собой задачу — перевести своего ребёнка на семейное обучение. В то время это не практиковалось в ее регионе, школы не имели опыта работы с хоумскулерами, пришлось с нуля изучать российское законодательство, чтобы добиться реализации законного права обучать ребёнка дома. Алина инициировала принятие Положения о семейном образовании в городе Ижевске, в результате родителям хоумскулеров начали выплачивать компенсации.
А затем начала помогать другим: провела уже более 100 семинаров по стране, ежедневно консультирует родителей как по правовым вопросам, так и по самому процессу обучения в своей группе ВКонтакте https://vk.com/co_izhevsk
Алина выстроила удобные для себя и своего ребёнка отношения со школой, несмотря на неприятие семейной формы администрацией школы, и этим опытом делится с нами.
– Алина, расскажите, пожалуйста, о ваших детях. Об их опыте СО. Чем они занимаются сейчас?
– Старшая дочь училась в школе. Я упустила возможность обучать ее на СО, впрочем, я и для себя бы выбрала СО теперь – несмотря на свою успешность в школе. Сын на семейной форме с 6 класса.
– В какой момент вы решили помогать другим родителям осваивать СО? С чем было связано это решение?
– В определенный момент я просто оказалась перед свершившимся фактом. Выйти на СО мне помогло участие родителей на форуме Игоря Моисеевича Чапковского, а также материалы этого сайта http://www.familyeducation.ru. Власти в нашем городе отказывали в самом праве на обучение в семье.
Пока я справилась с этим сопротивлением, мне пришлось досконально изучить законодательство в этой сфере. Конечно, это произошло не сразу. Месяца четыре я читала форум, копируя самое важное из опыта родителей, законы, делала себе сборники документов – то есть то, что делает любой родитель, начиная этот процесс. Параллельно делилась своим опытом и знаниям. Через несколько лет оказалось, что поток вопросов ко мне стал занимать все мое время. К сожалению, юристы почти не знакомы с этой темой, и понятно, почему. До нас в Ижевске вообще не было семейного образования. Я получила письменные ответы о том, что семейное образование в России отменено еще в 2005 году.
– Вот как! И что же вы сделали, получив такой уникальный документ?
– Просто шла дальше. Я думаю, многие, кто сталкивается с сопротивлением при переводе на СО, начинают понимать, что разрушение системы намного основательнее, чем они представляли, когда принимали решение о выборе формы.
Для того, чтобы просто перейти на СО, мне пришлось инициировать Положение о семейном образовании в городе Ижевске, в соответствии с ним мы начали получать компенсации. На это и на другие вопросы по оформлению СО ушло примерно около года. В результате я оказалась в сравнительно выгодных условиях, отстояв практически все, что нам было нужно: договор в моем варианте, консультации, мое присутствие на экзамене, ИУП, блочное обучение, мой график экзаменов с последовательной сдачей предметов в течение года, начиная с сентября, компенсации и другие моменты.
Уже после я узнала, что время, которое я потратила, и путь, которым я шла – это очень результативно, что, делая все это без опыта и помощи, я просто не понимала, с чем сравнивать. Тогда мне казалось, что я двигаю глыбу, которую невозможно своротить, что такое сложное положение – только у нас, что в остальных регионах все не так ужасно…
На самом деле – так живет бюрократия, это нормально, предсказуемо, и в этом смысле – просто. Это можно понять, этому можно обучиться. Не думаю, что у нас распространено мнение, что отдельный человек что-то может изменить во власти… Но я уже видела такие примеры.
– Вы действовали одна?
Да. И в других регионах не раз это делали. Насколько мне известно, решения о выплатах были приняты во всех случаях по инициации родителей. Регионы зачастую вообще не имеют нормативных актов, регулирующих СО, а ведь местные власти должны были разработать законодательную базу по образованию, в том числе и по получению образования в семье, уже более 10 лет назад, когда эти функции были переданы им законом РФ о самоуправлении. Если они этого не делают, это, с их стороны, нарушение федерального законодательства.
– Про ситуацию в Москве с выплатами я поясню, для тех, кто не знает. Бесплатное школьное образование в столице гарантируется двумя действующими законами: Федеральным «Об образовании» и региональным законом «О развитии образования в городе Москве» № 25, который обязывает выплачивать компенсации на семейном образовании. Постановление Правительства Москвы № 827, которое разъясняло порядок этих выплат, в ноябре 2013 года было отменено. И это нормально, так как в связи с нюансами нового федерального закона, схема выплат не могла оставаться прежней. Но прошло уже много лет. Закон, гарантирующий выплаты СОшникам, в Москве есть, он не отменен. Но денег не платят, потому что Правительство Москвы до сих пор не приняло новое постановление, о порядке выплат. Мы обращались к мэру с коллективным письмом, но он не прочел его. Пришла отписка из другого департамента, на другую тему, как будто у чиновников проблемы с воспринятием информации и они не в силах понять смысл обращения.
– Алина, что бы Вы посоветовали в такой ситуации?
– За восстановление прав детей отвечают Уполномоченные по правам ребенка, а также по правам человека, прокуратуры, службы надзора и контроля в сфере образования на региональных и на федеральном уровне, суды, в конце концов.
Я знаю, что не все возможности были использованы московскими родителями. Просто удивительно, какие дела осуществляли московские мамы, да еще воспитывая нескольких детей, дай Бог им здоровья, я считаю, нельзя такие усилия оставить без завершения, нужно их продолжить.
Речь идет о наших детях, их праве на экономическую поддержку государством образования в выбранной форме, мы и по-человечески, и перед законом обязаны защищать их права.
Вы же понимаете, что у вас в Москве закон нарушается? Законодательная власть Москвы приняла закон, в котором четко прописано, что компенсации нужно платить. Задача Правительства Москвы – реализовать этот закон, в этом состоит роль исполнительной власти.
Указывать, какой закон Москвы исполнять нужно, а какой нет – это нонсенс. Другой вопрос, что все мы разрешаем этому происходить.
– А какая проблема родителей кажется вам самой актуальной на сегодняшний день?
«Школа в голове». Было потрачено много сил и времени на то, чтобы создать ее, к тому же, особого времени – детства. Детства в детском саду, детства в школе. Достаточно сложно это преодолеть, даже когда проблема осознана.
Родитель приходит в школу, его цель – защитить своего ребенка, а он чувствует се6я первоклассником перед учителем, подростком перед директором. В нашей школе нет ни партнерства, ни покровительства и поддержки. Только отчаянная – от бессилия – попытка контроля. Мы выросли из этого – мы также ведем себя и со своими детьми. Счастье тем семьям, в которых, несмотря на препятствие всего нашего общественного уклада, сохранились родительские отношения. В которых родитель – это база, на которую можно опереться. Источник, из которого поступает все нужное: питание, защита, знания, любовь.
Родитель – образ, на который ребенок смотрит, чтобы строить себя. Если это не так – нет и обучения. Если этого нет – забудьте все, что я сказала, сдайте ребенка в «хорошую школу», дистанционную, наконец, и оставьте семейную форму более мужественным и ответственным людям – тем, кто, несмотря на осознание своего несовершенства, берутся исправить эту ситуацию. Настолько, насколько смогут. Настолько, насколько успеют.
– Но, даже вступив на этот путь, забрав ребенка из школы, многие родители очень тревожатся и спрашивают, а как же мы теперь его будем контролировать? А вдруг ребенок чего-то не усвоит, а мы этого не заметим.
– Тревожный родитель ничего не контролирует вообще. Он как будто-то держит в руках хрупкую вещь и от страха ее уронить, он начинает сжимать ее, пока она не сломается.. Не хотелось бы этого для наших детей, не для этого стоит выбирать семейное обучение.
Именно поэтому родители избегают свободы от атестаций, не только из страха не соответствовать нормам – но и из-за желания использовать аттестацию как кнут.
Любой результат, полученный на страхе, будет неблагоприятным. У «хороших» девочек и мальчиков уничтожается воля к жизни, а бунт ребенка в попытке защитить себя приведет к потере связи с семьей, привычке жить в противостоянии с миром.
– Мне кажется, нужно, наоборот, доверять своему ребенку и учитывать его желания. И использовать школу в своих интересах. Вот, скажем, мне бы хотелось добиться свободного посещения уроков. Можем ли мы сделать это с помощью ИУПа?
Время от времени до меня доходит информация о примерах свободного посещения. Варианты оформления – самые разные, бывает даже, что ребенок числится очно и без ИУПа, то есть на чистой договоренности. Раньше мне казалось, что это возможно только в отдалении от больших городов, но практика показала, что это не так. Они есть везде, просто их пока не так много – это главное, а во-вторых, часть из них не оформлены, как полагается, ну а впрочем, все не особо стремятся заявлять о себе – ни те, кто по негласной договоренности, ни те, кто оформил как очно-заочную, как смешение форм, как ИУП на очном.
Давайте разделим понятия:
ИУП – это индивидуальный план, его содержание как правового термина определено во 2 статье Закона об образовании.
Как видно даже из названия – это план. В нем может быть прописано, какие предметы, в каком объеме, в какое время ребенок будет изучать, а также формы аттестации. Сам процесс обучения на семейной форме не контролируется ни государством, ни школой, поэтому, как именно Вы выполните свой план на СО, никто не будет проверять, школу интересует только результат – промежуточная аттестация (она, конечно, должна соответствовать ИУПу).
Однако школу – проверяют. И когда речь идет о ИУПе на очном и на очно-заочном обучении, а именно о них мы будем говорить, когда речь пойдет о свободном посещении, – все будет зависеть от того, насколько администрация школы чувствует себя зависимой от своего руководства.
Свободное посещение уроков может быть в школе разрешено. В законе ничего не сказано о том, разрешено или нет пропускать занятия. Поэтому школа сама имеет право регулировать этот момент. Вопрос в том, захочет ли она воспользоваться таким правом.
– Я таких школ не знаю. Для всех это аксиома: пропускать школу нельзя.
Нужно сказать, что в стране были и есть школы, которые не обязывают учащихся посещать уроки. Это ГБОУ ЦО № 734 г. Москва, ФГБОУ “Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков”, Вы наверняка слышали о нем как о школе Щетинина, а также были и есть школы, где используется блочный метод и предметы изучают последовательно. В прошлом году я с удивлением узнала, что о последовательном изучении предметов в одной из школ соседнего городка. Так что, возможно, по соседству с Вами практикуется то, что администрацией Вашей школы представляется как невозможное. Невозможно это только в их головах. Я сама работала в школе с необязательным посещением уроков для очников.
Школе давно даны права автономии, она может делать все что угодно в рамках закона, закрепив это локальным актом. В 734 школе нет и обязательной ежегодной ПА, дети сразу сдают ГИА – и успешно.
Итак, ИУП и свободное посещение не одно и то же, но сама возможность свободного посещения может быть осуществлена с точки зрения соблюдения формальностей именно на ИУПе. Это будет необязательно, если в школе локальными актами закреплено положение, когда ребенок не обязан посещать уроки.
– А если школа утверждает, что у них нет в локальных актах никакого ИУПа?
Несоответствие устава школы законодательству не может влиять на Ваши права. Если у них документация в школе не в порядке – пусть сами ее ликвидируют, а Вам нужно требовать лишь реализации Вашего права на ИУП, данного всем обучающимся, вне зависимости от формы, статьей 34 ч. 1 п. 3 Закона об образовании 273-ФЗ.
Вот если закон не прописывает какую-то норму, то школа может делать так, как считают нужным. Например, не написано в законе, что ежегодно дети должны аттестовываться. И не написано, что нельзя их ежегодно аттестовать. Поэтому школа может выбрать и тот, и другой вариант. И то, и другое будет в рамках закона.
– А если они не хотят менять свои локальные акты?
– Вам не нужно заставлять их менять локальные акты, пусть это будет заботой проверяющих органов.
– Например, директор боится, что его накажут. И тогда, влияя на него, мы испортим отношения с ним. Многие родители боятся этого.
– Да, хотят сохранить статус-кво. А нужен он вообще? Испортить можно хорошие отношения. А когда Вам отказывают в элементарных правах – в праве на образование в выбранной форме, в праве на уважение личности и интересов ребенка и семьи – это не есть хорошие отношения. Даже когда все это делается с улыбкой, за ней прячется угроза – если не будете делать, как мы хотим, Вашему ребенку не поздоровится. Я вообще не хочу вступать в такие отношения, не то, что их сохранять.
Но важнее другой аспект: для администрации Вашей школы важнее не противодействовать СО, а какой будет реакция руководства.
Так и решайте вопросы с руководством! Распоряжение сверху – это как раз то, в чем нуждается любой чиновник.
Не нужно требовать от руководителя то, что решает вышестоящая инстанция, это действительно может испортить отношения. Родители, напротив, бояться пойти «наверх». Это ошибка. Опыт показывает, что хорошие отношения складываются с чиновниками как раз тогда, когда они четко понимают, что Вы не позволите ущемлять права Ваших детей и сделаете для этого все, что необходимо – в рамках закона.
Естественно все это нужно делать с умением вести переговоры, уважая людей, с которыми Вы взаимодействуете, понимая их интересы, их реальность. Этому тоже можно научиться, с большой пользой и для всех других областей Вашей жизни.
– Алина, ваши слова очень вдохновляют. А возможно ли по закону сдавать аттестации сразу в двух школах?
Да, право на «зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность», закреплено Законом об образовании (ст 34 ч 1 п 7).
Но почему этого почти никто не делает на практике?
Будут делать. Когда первые родители покажут пример реализации своих законных прав, опыт распространится.
А пока – родители, чиновники, учителя – все они просто граждане нашей страны, такая, как она есть. В отсутствии правовой культуры, неумении общаться конструктивно, в умении быть партнерами они одинаковы – к сожалению, все эти умения не часто встречаются. Тем более силен стимул научить будущее поколение действовать по-другому. Например, знать, где расходятся Ваши интересы, интересы Вашей семьи, с тем, что Вам предлагается – в школе или в подворотне, банке или больнице, незнакомцами на улице или родственниками – и быть способным отстоять свои интересы.
Например, часто спрашивают – неужели возможно аттестоваться только в 9 классе? А я знакома со случаями, когда сами власти сказали своим первым Сошникам – мы Вам ничего не должны, отчисляйтесь и приходите в 9 классе. Догадываетесь, что ответили родители?
Это связано с тем, что родители не верят в собственные силы. Однако если мы готовы взяться за организацию процесса самостоятельно, пора освободиться от «школьных» привычек: когда требуется дядька с палкой, проверка и оценка.
– То есть, с точки зрения закона, нет никаких препятствий, чтобы комбинировать обучение в разных образовательных организациях с учетом интересов ребенка?
– Да, мало того, государство само заинтересовано в этом. В новом законе об образовании целая статья посвящена сетевым формам реализации образовательных программ, где обсуждается, как еще можно обеспечить возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций.
– Как Вы думаете, что будет происходить в стране с СО в ближайшее время?
Есть две тенденции. С одной стороны, закон предоставляет действительно большую свободу в получении образования, государство в новом законе подтвердило свою поддержку семейной формы и предписывает действовать в интересах ребенка и семьи, семья является приоритетом.
Опыт семейного образования в нашей стране насчитывает уже 29 лет, отношение к СО улучшается. С другой стороны, есть противоположная тенденция, часть общества выступает за то, чтобы сократить права родителей.
– Какую цель вы сейчас ставите перед собой в своей деятельности?
– Конкретные задачи – просветительские, которые я сейчас выполняю, ориентированы на общую цель – создание правильной картины семейного образования.
Когда родитель сам решает, где, когда и как будет учиться его ребенок, а государство обеспечивает для этого условия, в том числе, финансовые.
Это уже сейчас можно осуществить, уже в данный момент законодательство это позволяет. Уверена, что настанет время, когда родители станут свободно осуществлять образовательные задачи своего ребенка, в частности, в семье. У многих современных родителей есть такой потенциал.
– То что мы сегодня обсуждали, касается не только СО, это касается альтернативного образования в целом и даже больше, это касается каждого школьника.
– Семейное образование все-таки принципиально отличается от школьного. Образовательные задачи сегодня существенно отличаются от задач столетней давности, в которых сформировалась школьная система, такой, как она есть. Я работала с детьми в качестве тьютора по постановке образовательных целей, построению собственного пути в образовании, и могу сказать, что нельзя научить ребенка, не научив его родителя. Нельзя в обоих значениях этого слова: это невозможно, потому что он все равно будет следовать за своим родителем, и нельзя в том смысле, что это грех – нельзя чтобы даже такое замечательное и благое дело, как помощь ребенку в выборе своего пути, совершалось с отрывом от семьи. Поэтому я выбрала работать с родителями.
Именно родители – лучшие учителя для своего ребенка.