Александр Ездов: “Комфортные условия на аттестациях мы обеспечим”
Запись в школы на следующий учебный год идет полным ходом. Пора нести документы и на семейное обучение! Искренне рекомендую вам для этой цели Центр образования “Технологии обучения” (i-Школу). Подробности здесь, в интервью с директором Центра, кандидатом педагогических наук, лауреатом премии Президента РФ в области образования Александром Ездовым.
– Как попасть к Вам на СО? У вас идет набор на следующий год?
– В принципе, попасть к нам на обучение можно практически в любое время, но лучше всего приходить в апреле, потому что нам нужно понимать, сколько у нас будет аттестовываться человек, чтобы правильно и удобно организовать аттестацию.
– Обычно возникает масса нестандартных ситуаций. Вот, например, мне пишет мама, у которой дочь сейчас во втором классе и она хочет сдать в этом году математику за всю начальную школу. А другие предметы вообще в этом учебном году не сдавать.
– Да, это возможно. У меня есть общий ответ для подобных случаев. В нашей школе всегда было много нестандартных детей и ситуаций. Скажу больше: у нас стандартные случаи являются нестандартными. Все, что разрешено законодательством, сделать можно. Во всяком случае, мы стараемся сделать по максиму все, что можем.
– То есть, действительно может второклассница прийти и у вас сдать математику за всю начальную школу?
– Это зависит от ее знаний. Пусть приходит, приносит документы. Наши специалисты готовы разбираться с каждой ситуацией.
– А если к вам приходит сразу группа родителей детей, которая обучает их, например, в т.н. семейной школе или клубе, вы можете ее принять?
– Нет, законодательство нам это запрещает делать. На семейное обучение может прийти только представитель ребенка, со всеми необходимыми документами.
– Хорошо, родители сами принесут документы, а сдавать вместе, в одном классе, эти дети смогут?
– Да, комфортные условия для сдачи мы им обеспечить можем.
– Сколько у вас сейчас семейников?
– Около 160 человек. Мы первый год этим занимаемся, раньше у нас аттестовывались буквально единицы, которые пришли сами, мы ничего не предпринимали, чтобы их позвать. За этот год мы отработали все схемы работы с приемом и аттестацией детей и сейчас приглашаем всех желающих москвичей к нам на СО.
– На Конференции вы говорили об отличиях детей, которые обучаются дома от детей, которых обучают в школе.
– Если говорить в целом и только о позитиве, то у ребенка на семейной форме обучения меньше разных шаблонов и социальных обязательств. Он более раскован, его мышление более свободно.
– Многие родители, забирая ребенка из школы, стремятся уйти от школьной программы, насколько это возможно. Интересно Ваше мнение, как директора государственной школы по поводу…
– По поводу содержания образования? Я сам учитель физики, кандидат наук и т.д. Мы учим в школе физику 16,17, 18, 19 века. От 20 века очень немного есть физики. Считать, что это правильно я не могу. Есть, например, книга Стивена Хокинга «Кратчайшая история времени». Там за сто с лишним страниц рассказывается вся школьная и немножко институтская физика – без единой формулы. То есть, считать, что нет современной физики или она очень сложная – тоже не получается. Это первый аспект содержания образования, который мне кажется странным. Вторая вещь касается знаний. Большую часть времени в школе мы стараемся сделать так, чтобы ребенок запомнил что-то очень важное. По каждому предмету – огромные объемы информации и все очень-очень важно. Все это забывается через месяц – точно. Зачем мы это делаем, я не понимаю. Все это есть в Интернете, и даже больше. Продолжать заниматься запоминанием в школе – преступно. Нужно делать так, чтобы ребенок умел что-то делать, а не помнил что-то. Соотношение между «помнить» и «уметь» должно меняться в сторону «уметь».
– А семейное образование дает возможность избежать вот этого запоминания?
– Не думаю. Чтобы поменять парадигму школьную, нужно в ней хорошо разбираться. Моя точка зрения, может быть, обидная, но тем не менее: заниматься образованием должен профессионал. Родители, на мой взгляд, профессионалами не являются. Они компенсируют отсутствие профессионализма любовью к своему ребенку, но думаю, что этого недостаточно. Родитель, который решил сам учить своего ребенка должен быть менеджером. Он должен быть директором школы своего ребенка. Он должен заниматься поиском людей, которые его будут учить. Если родитель выбрал этот путь и может его финансово потянуть, это очень перспективный путь.
– Это можно финансово потянуть, если объединиться. В одиночку скучно учиться.
– В одиночку учиться не просто скучно. Учиться в одиночку нельзя, потому что коммуникация — это очень важная часть обучения. Без общения учение неполноценно.
– А вот можно же сдавать только ЕГЭ в 9 классе? Это разве не способ уйти от лишних знаний? Ведь если к вам придет ученик и у него не будет оценок за все предыдущие годы, вы же примете у него аттестацию за 9 класс?
– Безусловно, примем.
– Тогда ученики могут игнорировать то, что не нужно и учить физику по Хокингу и успешно сдать.
– Я думаю, это невозможно. В этой самой книге кратко изложено содержание самого предмета физики, но не курса школьной физики.
– Ну вот есть фонетика в русском языке, ее учат в началке 4 года как минимум, а ее в ЕГЭ нет. Так и не учи ее, а приходи сразу в 9-м сдавать русский язык.
– Я отвечу тоже примером и это будет не фонетика, и не физика. Есть ЕГЭ в 11 классе по математике. И есть стандарт по математике за 10-11 класс. Учебная программа составляется учебной организацией, так прописано в законе об образовании. В стандарте должны быть определенные темы. А дальше сама школа (в вашем случае, допустим, родители, или тот, кто обучает) определяет, в каком объеме содержание этого блока будет дано. Например, можно сказать, что производная – это быстрота изменения функции. Точка. И больше про производную не говорить ничего. А освободившееся время посвятить чему-то другому: процентами, которые нужно считать все время, сложением дробей, потому что это есть в экзаменах, порешать задачи, которые ближе к жизни, рассчитать квартплату или сколько нужно обоев, чтобы комнату поклеить. И это направление, позволяющее убрать то, что ребенок понять не может (не все дети, а какой-то конкретный ребенок) сейчас проработано некоторыми математиками. В частности, есть даже методические рекомендации, что и в каком объеме изучать, чтобы сдавать только базу, только то, что есть в ЕГЭ.
– Для москвичей обучение у вас бесплатно, а сколько стоит обучение для иногородних?
– Иногородних именно на СО мы не берем. Для учеников, проживающих не в Москве, мы готовы оказывать платные образовательные услуги только по курсам дополнительного образования.
Мы учимся в Образовательном центре “Радуга знаний” в 5 или 8 классе, по обстоятельствам на семейном обучении. Обязательные предметы это математика и русский. Стоимость 4400, все остальные предметы проставляют автоматом и бесплатно. Присутствие ребенка только в 9 классе, а до этого все контрольные и аттестации проходим дома.
Здравствуйте.
Грустно от мысли, что ,по-вашемумнению ,не надо запоминать информацию. Таких детей в наших школах уже много, которые ничего не могут запомнить, и я не вижу ничего преступного в том, что в старой школе дети заучивали какой то материал наизусть, не понимаю как можно и Вашу физику изучать не запоминая формулы, свойства и т.д Обучаться так, как предлагаете Вы,могут только очень мотивированные дети с очень мотивированными родителями. А что делать остальным детям? Тем,у которых нет мотива не только учиться, у них нет мотива трудиться вообще, их родителям глубоко наплевать, что делает их ребенок и чем он занимается. Послушаешь вот таких очень умных преподавателей и понимаешь откуда дует ветер не всегда понятных перемен в образовании.А потом понятно и все остальное. Грустно.
А откуда, как Вы думаете, берутся мотивированные дети? Как вы думаете, почему мотивированных детей больше всего там, где их учат думать, а не просто запоминать. Дети не просто что-то заучивают в государственных школах, там вообще нет ничего, кроме заучивания и муштры (мне жаль использовать хорошее слово дисциплина). Вот поэтому и нет у них мотива трудиться. И вот это действительно очень грустно.
Поверьте, именно в школе у А. Ездова дети максимально мотивированы и обучение там как раз очень серьезно и глубокое.
Образован не тот, кто отягощен большим количеством знаний, нужных и не очень. А тот, кто умеет думать, анализировать, взаимодействовать, достигать…
У Селинджера есть рассказ «Тедди», где главного героя спрашивают, что бы он изменил в системе образования. И Тедди, отвечает, что сначала помог бы детям избавиться от того, что им внушили родители и все вокруг. Сделал бы так, чтобы их стошнило каждым кусочком этого яблока (познания) которое они ели по настоянию взрослых.
Каждый раз, когда я вижу перед собой УЧЕБНИК по какому-нибудь природоведению, я всегда вспоминаю этот рассказ. И думаю, а стоит ли моему ребенку его вообще открывать? Или пусть он познает мир САМ? И составит СВОЕ представление об окружающем мире. А не будет тупо повторять и не дай бог заучивать слова Плешакова (например), которые – не более, чем его личная интепретация.
А также очень важен эмоциональный интеллект, важно умеет ли человек использовать свои эмоции, как ресурс, есть у него эмпатия, умеет ли он слушать. Способен ли он изменить свою личную картину мира, узнав что-то новое о нем? Когда его что-то беспокоит или тревожит, способен ли он менять свое мировоззрение, а не свою диету и свое окружение? Способен ли он заниматься собой, а не мучиться в бессмысленных попытках изменить (воспитать, научить) чужих детей, мужа, соседей, друзей, а также педагогов и директоров школ.
Г-жа Марзеева, грешно не знать фамилию учёного.
Вы написали:
Сти́вен Уи́льям Хо́кинг (англ. Stephen William Hawking, род. 8 января 1942, Оксфорд, Великобритания) – вряд ли фамилия автора “Кратчайшей истории времени” звучит как “Хопкинс”.
Да, Хокинг. Не знать чего-то нисколько не грешно. Не в этом смысл образования – заменить собой компьютер. Когда я писала для “РБК” или “Известий” каждую статью мою проверяли несколько корректоров и редакторов. Здесь я одна, помощников нет, так что делать поправки вполне можно и без белого пальто.