Аттестация по одному предмету
Как оформить СО, чтобы уйти из школы, сегодня знают многие. Но это можно сделать, и оставаясь в школе, например, чтобы не ходить на уроки к неприятному учителю. В этом случае, аттестация по одному предмету – реальный выход.
Да, формы получения образования можно совмещать. Например, семейное и очное образование.
Даже в рейтинговых учебных заведениях, даже в тех, где детям в целом неплохо, есть педагоги, с которыми не хочется никак взаимодействовать, прежде всего из-за их некорректных высказываний. У учеников нет возможности защитить себя, чаще всего им предлагают терпеть. Такой детский опыт даже кажется многим нормой, чем-то вроде прививки против «тепличности». Учителям просто хочется, чтобы дети учились лучше, а насмешки и грубые нотации – это всего лишь такое «стимулирование».
Однако буллинг учителей много десятилетий существует – и пока что он неистребим. Эту проблему признают даже сами руководители госшкол и часто идут навстречу семьям, которые просят вынести на семейное обучение один или два предмета с тем, чтобы сдавать их не в своей школе.
Наша семья пользовалась этой возможностью: был год, когда дочь, обучаясь в госшколе, по нескольким предметам сдавала аттестации в двух частных школах.
Однако недавно, подыскивая подобный вариант для девятиклассницы одной из престижных школ, мы с ее мамой обнаружили, что найти школу, готовую принять аттестацию только по конкретному предмету, не так-то просто. И это понятно, такая услуга зависит от желания самой школы, она требует много хлопот по ее оформлению, отнимает много времени. Но проблема в том, что такая аттестация по закону — бесплатная, на это государство не выделяет деньги. Какой интерес у второй, неосновной, школы тратить время, из каких денег платить за это сотрудникам?
Что думают об этом сами руководители частных школ?
Я поговорила с руководством нескольких, наиболее известных и популярных среди «альтернативных родителей» частных школ.
Татьяна Есина, директор НОЧУ СОШ «Феникс».
«В «Фениксе» такой практики нет. Почему? Важно, чтобы любое нововведение было хорошо организовано и продумано. Надо проштудировать законодательную базу, в рамках дополнительного образования, наверное, можно сделать кружки по разным предметам, предусматривающие аттестации. Мы пока заняты теми заочниками, которые почти ежедневно к нам приходят. Возможно, на следующий год сделаем что-нибудь подобное».
А вот в Международной школе завтрашнего дня (МШЗД) такая практика существует уже много лет: в рамках дистанционной школы Ольги Соболевой все дети получают оценки по русскому языку и литературе, которые могут быть зачтены им в их основной школе. Однако по другим предметам аттестоваться можно, только прикрепившись к школе в обычном порядке.
Не планирует ли школа распространить эту практику на другие предметы?
Ольга Столярчук, заместитель директора Международной школы завтрашнего дня.
«Мы готовы заключать договоры о сетевом взаимодействии со школами и с центрами дополнительного образования для того, чтобы принимать к зачету отдельные предметы, такой опыт есть. По закону об образовании РФ образовательные организации могут объединяться для решения таких вопросов, и мы готовы через такую совместную деятельность образовательных организаций помогать семье обучать своих детей по интересным образовательным маршрутам.»
Когда-то моя дочь сдала аттестацию по испанскому языку, отсутствующему в программе ее основной школы, в ЧОУ «СОШ «Наши Пенаты». Что здесь думают о такой услуге?
«Когда ребёнок реализует возможность совмещать разные формы обучения в рамках одной школы, родитель пишет заявление, составляется индивидуальный план, мы вносим изменения в АИС (автоматизированную информационную систему), ЭЖ (электронный журнал), даем возможность подготовиться и проводим саму аттестацию с выдачей аттестационной справки, – сказала мне Анжелика Токаренко, заместитель руководителя по заочному обучению ЧОУ СОШ «Наши Пенаты», – но сложнее это сделать когда ребенок обращается в стороннюю школу, не отчисляясь от основной. По законодательству школы, имеющие основную общеобразовательную лицензию, могут зачесть оценку от другой школы. Но если ученик уже есть в АИС в одной школе, то система не даст его внести без отчисления в другую школу. Данный запрос мы реализуем при условии оформления ребенка на семейную форму обучения через дистанционную платформу МШСО (IBLS), на которой размещён контент школы «Наши Пенаты»
Бывают случаи, когда родители приходили, чтобы сдать в нашей школе один предмет, а потом уходили из своей основной школы и переходили к нам окончательно. Всегда радостно видеть, как расцветают дети и родители, исчезает испуг в их глазах…
Но не всем родителям подходит такой формат, так как он у нас проходит через семейную форму обучения — и доступ на платформу с использованием контента являемся платным».
На практике школ и платформ, которые готовы заморочиться и помочь родителям, достаточно. Среди посредников, это, например, ЦОДИВ – (3 тыс. руб за предмет), “Школа Муратовой” ( 1 тыс. руб), “СО-аттестация” 2 тыс. руб).
Однако, как было упомянуто выше, эта услуга платная.
Помочь могла бы система образовательных сертификатов, подобно той, которая введена сейчас для программ дополнительного образования за счет средств госбюджета. Если распространить эту систему на общеобразовательные учреждения, как предлагает «Лига образования» в лице Михаила Кушнира, то в семейное образование вернулись бы компенсации. Государство в этом случае предоставляет некий набор возможностей, а конвертировать его в конкретные услуги должен сам ученик с помощью своих родителей.
Ну а пока, вместе с заинтересованными родителями мы нашли разные школы, которые помогают родителям и берут на себя лишние хлопоты без всякого вознаграждения, просто ради идеи, но… не готовы заявить об этом.
Дело в том, что ставить это на поток, как уже было сказано выше, никому не хочется. Почему? Потому что родители бывают разные. Бывают, как загадочно, выразились в одной из школ, «очень и очень странные». Более конкретно об этом рассказала мне Карина Чернякова, директор НЧУ ОО СОШ «Карьера».
«Последнее время я наблюдаю за ситуациями, когда людям неинтересны объективные результаты уровня знаний своего ребенка, они просто хотят получить нужную оценку. Если нужно оценить знания по каким-либо предметам, то для москвичей есть замечательный вариант: московский центр качества образования. Город предоставляет возможность абсолютно независимой оценки знаний ребенка. Недавно было письмо об этом от Департамента образования ко всем руководителям московских школ.
Но в МЦКО школьник будет сдавать все честно, точно так же, как сдают все дети, прикрепленные на заочную форму к нашей школе. И он не сможет получить заранее тест и вписать туда нужные ответы, как это кое-где сейчас практикуется. А большинство родителей не хотят видеть, что объективно способен заработать их ребенок. И, на мой взгляд, проблема именно в этом, в возможном мошенничестве со стороны родителей. Поэтому в нашей школе мы такое оценивание не практикуем».
Давайте честно, маргиналы и обманщики в среде СО есть, точно так же, как и в среде тех, кто выбирает очное обучение – в тех же самых пропорциях. Но и злоупотребления полномочиями среди педагогов встречаются. Справедливо ли на основании факта родительской нечестности лишать возможности защитить своих детей всех остальных?
В каких еще школах можно сдавать аттестации?