Семейное образование – forever!
Выбираем форму обучения: если не госшкола, то что?
Возможно ли вообще найти хорошую школу? Даже самые распиаренные школы, занимающие первые места во всевозможных рейтингах – выходцы государственной системы образования, у которой, как известно, нет цели воспитывать счастливых и уверенных в своих силах творцов собственной жизни. Там учат подчиняться, а не управлять собой – а ведь именно последнее и наделяет человека истинным могуществом. Чиновники от образования советуют родителям в первую очередь обращаться в окружное управление образования: дескать, только там им расскажут, какие же учебные заведения есть в округе и чем они хороши. На самом же деле в управлениях образования числятся лишь гос.школы и частные школы, имеющие лицензию на образовательную деятельность. Причем наличие лицензии, согласно общепринятому мнению, считается признаком чего-то качественного. Между тем, никакой принципиальной разницы между частными и государственными школами нет. Да, и там, и там дети, в принципе, тоже могут получать глубокие знания (какой ценой или за какую цену – это другой вопрос), но вряд ли они будут учиться с удовольствием.
Семейное обучение, образовательный клуб или частная школа – что лучше?
И все-таки, они есть — школы, где учат учиться. Где дети получают радость от самого процесса познания. Именно там и не будет парт, оценок, нравоучений, пресловутой дисциплины и диких методических требований, (вроде необходимости ставить точку после заголовка в начальной школе и не ставить – в старших классах). И, значит, по определению такая школа не получит лицензии. Таким образом, наше государство делает действительно качественное образование полуподпольным.
К сожалению, в нашей стране на официальном уровне не поддерживают альтернативные формы обучения. И гос.школы, осмелившиеся сотрудничать с педагогами-новаторами, использующими нестандартные авторские методики для освоения стандартных федеральных программ, не могут делать это открыто. Такие классы уже работают сегодня в разных уголках Москвы и всей России за счет энтузиазма и креативности отдельных учителей. Но самостоятельно такие варианты вы сможете отыскать, пользуясь разве что “сарафанным радио”. Номера этих школ нигде не фигурируют, а в Департаментах образования отвечают, что таких классов не существует, а если и существуют, то лишь до тех пор, пока о них не узнают в этих самых департаментах. В нашей информационной базе (она сейчас находится в стадии формирования) уже аккумулируется информация о таких особенных классах в обычных школах и в негосударственных учреждениях. В последнее время становится все больше семейных клубов, где работают с детьми, официально получающими семейное образование.
Есть и удивительные частные школы. Лицензированные нарушители правил. «Урок – это убийство времени» – цитата, принадлежащая Рустаму Курбатову, директору и учителю Лицея “Ковчег-XXI” в Красногорске. Там ученики могут на уроках «говорить, читать, писать, пользоваться компьютером, ходить по классу, выполнять задания на карточках, рисовать – работать, одним словом… Потому что любой человек (и ребенок в том числе) хорошо работает при двух условиях: когда он делает то, что ему интересно, и когда он делает что-либо сам, а не наблюдает за работой другого» – говорит Курбатов. В начальных классах дети особенно устают от вынужденного безделья: сидеть, молчать, ждать, пока другие отвечают у доски…
Есть уникальные государственные школы – например, школа “Самоопределение» (А. Тубельского), школы Амонашвили, есть начальные школы Монтессори, в Новосибирске есть школа с несколькими классами, работающими по методике Валентины Степановой и другие школы, вопреки Системе, обучающие, как думать, а не что думать.
Но иногда желаемое проще создать, чем найти. Тем более, что альтернативные методы обучения только начинают завоевывать свое место под солнцем. Мы готовы поделиться нашим опытом и информацией. Конечно, многие родители, выбравшие семейное обучение, способны справиться с обучением своих чад и в одиночку. Но стоит ли ограничиваться федеральными программами и стандартами, необходимыми для аттестаций: в чем-то сомнительными, в чем-то спорными, в чем-то откровенно убогими. Гораздо интереснее найти в ближайшем окружении единомышленников и вместе с ними, помогая и обучая друг друга, стать сознательным творцом собственной (школы) жизни. Ведь дети учатся только на нашем примере.