«Мы приучили детей ко лжи…»
«Мы приучили детей ко лжи — потому что сама система построена на фальши…»
Так и есть, очень точные слова про массовую школу.
Это цитата из открытого письма педагогов к президенту РФ, которое проигнорировали все государственные СМИ. Ну, почти все: «Комсомольская правда» что-то вроде публиковала, но статью сняли через два часа. Кстати, зря испугались: учителя уже писали аналогичные открытые письма в 2010 году и в 2012 году. Что-то изменилось? Вопрос риторический, реакции как не было, так и нет. Само письмо ну, кроме пафоса, как-то ни о чем. Хотя бы повышения зарплат требовали, но требуют: «выразить недоверие министру… признать провал попыток восстановить доверие… провести встречу… создать группу… дать прямой ответ…»
При всём сочувствии к учителям – чего они хотят-то?
Далее цитата:
Чего мы хотим добиться? Чтобы общество увидело реальное положение дел в школах, без приукрашивания и отчётов. Чтобы состояние системы образования стало темой открытого общественного обсуждения. Чтобы начался реальный диалог между учителями, родителями и властью. Чтобы чиновники признали существование проблем и начали действовать, а не отчитываться.
Одним словом, хотят, чтобы их услышали.
Ведь хороший царь почему-то так до сих и не в курсе, что его плохая челядь вытворяет.
Если почитать комменты под письмом – так там каждый о своем. Кто-то против цифровизации, кто-то требует вернуть уважение к учителям, кто-то учеников ругает за лень и дерзость, кто-то надеется вернуть оценки за поведение. И вишенка на торте: заставьте детей учиться!
Масса претензий не только к системе, но и к друг другу. Договорились уже до того, что и дети плохие, и родители виноваты. В ответ и родители в долгу не остались.
Но рефреном звучит призыв: надо объединяться!
Мысль вообще-то правильная, но как им объединяться-то, когда все их хотелки противоречат друг другу? И опять же: для чего объединяться? Какой план действий? Никакого…
А на мой взгляд, путь простой и очевидный: если учителя и родители госшкол хотят привлечь внимание к своим проблемам, то им надо уходить из школ самим и забирать оттуда своих детей. Вот ради чего им надо объединяться!
Игнорировать этот процесс, если он станет массовым, будет категорически невозможно! И вот тогда те, кто принимает решения, будут вынуждены и зарплаты повышать, и нагрузку снижать, чтобы вернуть в школы хотя бы учителей.
Коллеги, правда, выражают опасение, что тогда слишком много учителей захотят создавать свои проекты и сами эти проекты, которые будут объединять детей на заочной и семейной форме будут не очень хорошими. Но мы – Ассоциация семейных школ – готовы помочь и научить, подсказать и направить! Абсолютно безвозмездно. Для того и существуем.
Другое опасение, что слишком много родителей тогда заберут детей на заочное обучение и не справятся. Пока что все справляются, даже те, кого школы выпихивают на СО из-за плохой успеваемости, наоборот, очень жалеют, что не сделали этого раньше: “а что, там можно было? Да мы же не понимали!”
Впрочем, это напрасные опасения. Не уйдут они из школ, так и будут жаловаться… И причина тут та же, о которой мы говорили в нашем недавнем эфире про эмоциональный интеллект. Принимать решения – удел взрослой части личности, а в школьной системе мало людей, психологически взрослых. Массовая школа так устроена, что взросления там не происходит, восприятие реальности у большинства остается на уровне детского или подросткового. Как в чате у нас написали: «согласно исследованиям, средний психологический возраст в России – 12 лет». И эти взрослые дети, видимо, находятся на всех уровнях системы образования…
Они хотят перемен, но каких – они не знают. Им просто плохо и они делают ровно то, что делают в таких случаях дети: привлекают внимание…
Мы им, конечно, очень сочувствуем, но помочь им извне невозможно. Они могут это делать сами, если начнут что-то менять для себя, для своей единственной и уникальной жизни.
А не для будущего всей страны…