Андрей Максимов: «Родители должны защищать ребенка от школы…»
Андрей Максимов: «Родители должны защищать ребенка от школы…»
Понятно, что обучение и призвание тесно связаны. Как именно?
На этот вопрос отвечает журналист, писатель, телеведущий Андрей Максимов.
В России нет школы, равно как у нас нет, например, системы здравоохранения. Мы же знаем: если мы заболели, нет смысла идти в больницу или поликлинику. Нам там не помогут, скорее всего.… Мы прекрасно знаем, что у нас нет такой структуры, которая занимается организацией движения на улице. Есть только структура, которая штрафует за нарушения. То же самое происходит в школах. Все это только видимость. Тем не менее, нам почему-то кажется, что школа решает какие-то проблемы.
У нас нет школы, потому что школа – это такое учреждение, которое решает 2 самых главных задачи. Первая задача – научить учиться, показать, что знание – это интересно. Вторая – дать человеку возможность получить призвание, найти его, распознать. И с этой точки зрения, любое альтернативное образование сейчас – не альтернативное, а просто образование, поскольку в госшколе образования нет.
Альберт Эйнштейн говорил, что знание – это то, что остается в нашей голове после того, как нас закончили учить. А у учеников школ не остается в голове почти ничего. Есть одно единственное исключение, это если ребенок нашел свое призвание. Вот тогда он сам понимает, какие предметы ему надо учить, а какие не надо.
О Песталоцци
В истории педагогики есть такой персонаж – дедушка Песталоцци. Он был сельским священником. И маленький Песталоцци, будущий великий педагог, проводил у него по 4-5 месяцев в году, ему ужасно нравилось, как дедушка его учил. А потом Песталоцци попал в школу как ученик и был совершенно потрясен, что там все так скучно. Потому что наша школа строится по принципу: всех надо учить всему. В 20 лет Песталоцци начал создавать свою систему. Он создавал одну школу – ее закрывали. Он создавал другую школу – ее закрывали. От тоски, от безденежья этот человек начал писать прозу, и в результате он дописался до того, что его сделали почетным гражданином Франции вместе, по-моему, с Джорджем Вашингтоном, как выдающего писателя. В 55 лет, будучи выдающимся писателем, он стал заместителем директора школы.
В 56 лет он организовал свою школу и до 80-ти лет он работал в ней. Все, что делал Песталоцци, потом было, интеллигентно говоря, позаимствовано Макаренко. Метод, который открыл Песталоцци, называется метод природосоответствия. То есть, ребенка надо учить тому, чему соответствует его природа. А чему его природа не соответствует, его научить невозможно. Сама история про то, что ребенок должен сдавать обязательный русский и обязательную математику, противоречит сути человека, потому что люди разные, есть технари и есть гуманитарии (вы знаете по себе). Педагоги у Песталоцци ориентировались на интерес ребенка, развивали его. Учить человека тому, что ему неинтересно, противоестественно. Я могу сейчас сказать: давайте поговорим о том, как заливают бетон. Я вам буду рассказать потрясающе, но вам это неинтересно, вы не будете слушать.
В наших школах заставляют детей учить то, что им неинтересно с помощью оценок. В школе Песталоцци не случайно не было оценок. Оценивание, на котором построены наши школы – это способ унизить человека. Оценка не оценивает знания. Оценка в лучшем случае оценивает умение ребенка выстроить отношения с учителем. Если бы оценка была сущностна, она бы попала во взрослую жизнь. Во взрослой жизни оценок нет. У нас есть зарплата, она постоянная, у нас бывают премии к праздникам. Попробуй нам к праздникам премию не дать, если мы ее ждем. Если бы за каждый мой эфир мне бы начальник говорил: «Сегодня три, а сегодня четверочка», я бы через три эфира уволился бы. А наши дети так живут.
О призвании
В альтернативном образовании задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы постараться понять, что ребенку интересно делать. Это всегда видно.
Мне звонит мама: «Срочно нужна консультация. У меня горе, помогите. У меня ребенок хочет быть путешественником».
Я говорю: «И…?».
«А я хочу, чтобы он был юристом, потому что юрист – понятная профессия, а путешественник – непонятная профессия». Ребеночек в десятом классе учится. Он знает столицы всех государств мира, знает, про такие место, куда не ступала нога человека, и он туда хочет попасть. Я говорю: «Мама, у вас классный ребенок, увлеченный. В чем проблема?».
А в 10-ом классе надо выбирать те ЕГЭ, которые сдавать. На юридическом – одни экзамены, на географическом – другие.
«Ну как же он будет зарабатывать?».
Я спрашиваю эту маму: «Вы хотите, чтоб Ваш ребенок нашел себе любимую женщину по любви или по расчету?».
«По любви».
«А почему работу нужно искать по расчету? Какая разница?».
Я когда-то спросил у Армена Борисовича Джигарханяна: «А как отличить, есть у человека талант актера или нет?». И он сказал мне очень интересную вещь: «Если ты может одно и то же делать, не уставая – значит, артист». Я 25 лет играл «Кошку на раскаленной крыше», четверть века. Когда этот спектакль закрыли, я рыдал».
И еще очень важный момент – призвание надо искать вместе с ребенком. Если перед ребенком поставлена творческая задача, а ему лень ее делать – значит, это не его дело. Нет такого человека, которого в школе не упрекали в том, что он ленивый. Но лень – это отсутствие смысла и больше ничего. Человек никогда не ленится делать то, что ему хочется делать. Значит, если человек не хочет что-то делать, значит, он не видит в этом смысла. Иногда этот смысл надо ему объяснить, а иногда этого смысла нет. Мой сын спросил у учительницы: «Зачем учить таблицу умножения, когда у всех есть мобильные телефоны, а там есть калькулятор?». Она сказала: «А вдруг ты попадешь на необитаемый остров?». Ребенок сказал: «А вдруг не попаду? Нет смысла».
Дети вообще более логичные существа, чем взрослые. Поэтому говорить ребенку: «Ты обязан, ты должен» – бессмысленно. Говорить ребенку: «Учи уроки – ты получишь пятерку» – бессмысленно. Он понимает: пятерку ставят не за выученный урок, а за много чего другого, в том числе, за установление отношений с преподавателем.
Дети – очень естественные существа. Мама говорит: «Меня никто не любит», а ребенок ее спрашивает: «А ты у всех узнала?». Все дети очень естественны и логичны.
Задача родителей и педагогов – дать ребенку возможности, а потом смотреть, что ему нравится, что не нравится. К сожалению, это требует очень часто денег, потому что, как писал величайший, на мой взгляд, педагог всех времен и народов Януш Корчак, ребенок имеет право на ошибку. Говорить ребенку: «Какого рожна весь прошлый год я платила деньги, чтоб ты играл в футбол? А теперь ты, видишь ли, хочешь танцевать», – бессмысленно. Потому что ему нравилось играть в футбол, а потом стало неинтересно. Почему-то тянет на танцевать – значит, надо попробовать. Другого метода, кроме «метода тыка», нет.
Я всегда, когда обращаюсь к родителям, говорю: если мы помогаем ребенку в поисках призвания, мы должны защищать его от школы, а не наоборот. Вот я прихожу в школу, мне говорят: «Ваш сын бегал в коридоре». «То есть, вы мне сообщаете, что у меня нормальный ребенок? Спасибо большое. А что он должен делать в 8 лет?».
Я еще раз повторю: главным ориентиром в поисках призвания является желание, то есть не то, что ребенок умеет, а то, что он хочет. Если мы хотим помочь ему найти призвание, мы ориентируемся на желание, а не на дар.
Мой младший сын в 4 года захотел стать артистом. Сейчас ему 18. Он прожил 14 счастливых лет. Дальше, возможно, у него ничего не получится. Это серьезная профессия, и это профессия, в которой много зависит от удачи. Но у него уже есть эти 14 лет счастья. Мне кажется, что если есть возможность у родителей помочь ребенку обрести свое призвание, стать счастливым, это надо делать.
Люди созданы разными. Александр Сергеевич Пушкин учился в лицее, где прекрасные педагоги увлекали его всеми предметами. Из 29 выпускников он был на 27 месте, потому что он совсем не умел считать. Вот у него так была утроена голова, что ему было трудно считать. Нам это важно?
Не надо всех учить всему. Вы же сами прекрасно знаете, как мучительно делать то, что не интересно.
Вам, взрослым людям мучительно.
Почему же вы хотите, чтобы ваши дети этим занимались?
Из выступления на конференции «Альтернативное образование в России» в январе 2017 года.
Для справки: Конференции «Альтернативное образование в России» проходили в Москве с 2015 по 2018 год. Первая из них положила начало множеству альтернативных образовательных проектов.