Попасть в американскую школу? Проще, чем вы думали!
Михаил и Светлана Овчаренко уже много лет представляют американские программы обмена в России и странах СНГ. Они знают, как школьнику из РФ получить аттестат в Америке, как попасть в желаемый университет США с максимальной скидкой на обучение, получить стипендию или грант, какие учебные заведения предоставляют льготы иностранным студентам и многое другое о жизни и учебе за границей.
Главный редактор сайтов «Альтернативное образование — А-бразование» и «Навигатор семейного образования» Светлана Марзеева расспросила представителей обменных программ в России и СНГ о том, как попасть на учебу в США и чем российское СО отличается от американского хоумскулинга.
С.М.: Сейчас много говорят о субъектности в образовании. И, я думаю, что для многих удивительно, что рассказывая о Exchange Program на своих информационных ресурсах, Вы обращаетесь, не к родителям, а к детям. Ведь, поскольку программа обмена платная, без родителей тут никак не обойтись.
Михаил Овчаренко: Нам важно, чтобы инициатива исходила не от родителей. Уехать в другую страну – достаточно непростое решение. Другой язык, другая семья, другая школа, другие правила… Если у ребенка недостаточно внутренней мотивации для погружения во все это, если он сам не понимает зачем ему это нужно, то не сможет адаптироваться, не воспользуется новыми шансами, не получит пользы. Мы сталкивались с этим, бывало, что отказывали в оформлении, если видели, что настойчивость родителей никак не подкреплена желанием самого ребенка.
К нашему удивлению, оказалось, что детей которые сами ищут варианты для своего обучения и развития, очень много и становится все больше…
С.М.: А что больше всего их интересует?
Светлана Овчаренко: К нам обращаются в основном те, кто мечтает учиться в США, и уже поставил под сомнение миф о недоступности американского образования. А успешный школьный опыт в США, во много раз увеличивает возможность получения финансовой поддержки для обучения в американском ВУЗе. Кроме того, ребята, прошедшие с нами опыт американских обменных программ получают высшее образование на английском (и не только) языке и в Европе, в частности Чехии, Германии, Словакии, и часто совершенно бесплатно.
С.М.: Многие считают, что обучение именно в Америке актуально только для детей очень богатых родителей… Но читала, что для стран СНГ существуют бесплатные (кроме визы и билетов) Exchange Program (программы обмена). И только Россия в одностороннем порядке отказалась от участия в такой программе.
Михаил Овчаренко: Не только Россия, еще Белоруссия и Узбекистан. Однако частично бесплатный (около 10 тыс долларов) вариант возможен и для наших ребят. Это вполне сопоставимо с расходами родителей на подростка, который живет дома, ведь в эту сумму включены практически все расходы на учёбу, проживание и питание. Можно сказать, это один из самых бюджетных способов обучения в Америке.
С.М.: А что больше всего тревожит родителей, отправляющих детей за океан?
Светлана Овчаренко: Родителей чаще всего волнует, в какую семью попадет их ребенок. В этой связи мы рассказываем, каким образом принимающая семья попадает в программу. В первую очередь они должны подать заявку, заполнив аппликационную форму не многим меньше, чем заполняет участник. Затем члены семьи предоставляет подтверждение из полиции о том, что не были замечены в каких-либо противоправных действиях, предоставляют характеристики от соседей и коллег, доказывают финансовую возможность содержать еще одного члена семьи. И после личного осмотра будущего принимающего дома координатором и проведения интервью – семья может получить одобрение для участия в программе!
Однако, как правило, однажды поучаствовав в программе, семьям сложно остановиться, и они продолжают принимать участников из разных стран из года в год.
Часто у наших студентов с их принимающими семьями складываются поистине родственные отношения, семьи приезжают в гости в Россию, а общение и взаимные поездки уже не прекращаются.
С.М.: Моя дочь, которой я рассказала о программе, первым делом поинтересовалась, есть ли буллинг в американских школах?
Михаил Овчаренко: Никто из тех, кто ездил в США по нашей программе обмена, с этим никогда не сталкивался. Кстати, можно спросить у самих ребят в Инстаграме. Об этом и о многом другом. Мы предлагаем детям, которые учатся в США, делится своим опытом. Там можно почитать посты самих студентов о том, что с ними происходит в Америке и о их чувствах по этому поводу.
С.М.: Ребятам приходится усваивать программу на иностранном языке. Все ли справляются?
Михаил Овчаренко: Дело в том, что в американских школах дети сами себе набирают предметы и уровень их сложности. Не обязательно выбирать математику. Обязательно учить только английский и историю Америки. Ребятам наоборот, рекомендуют не ставить себе высоких планок на период адаптации. Зато потом, освоившись, старшеклассник может взять себе уровень колледжа и начать заранее изучать те предметы, которые у него потом будут в университете, сокращая себе время обучения таким образом. Это особенности их системы образования, она – инструмент, который позволяет школьнику создавать себе самому условия для эффективного обучения. В Америке необходимость в специализированных школах не стоит так остро, как в России, потому что любая школа предоставляет такие возможности.
Детям очень нравится, как организовано обучение в США, а еще там много интересных предметов, которые в России не изучают. Но школьная жизнь не ограничивается только учебой. Она включает в себя спорт, кружки, клубы, мероприятия, соревнования, праздники, творчество. Кроме успехов в учебе там важно, а что еще происходит в жизни ученика, чем еще он занимается, какие у него интересы.
С.М.: Эх, а в России личные достижения абитуриента никому не нужны… Чем больше узнаю о школах в Америке, тем больше понимаю, что даже государственные школы в Америке явно намного лучше российских. В России семейное обучение выбирают, чтобы дать ребенку больше возможностей. Непонятно, зачем некоторые американцы выбирают хоумскулинг?
Светлана Овчаренко: В США, в отличие от Германии, есть возможность семейного обучения. Однако, по своему опыту, мы чаще замечали в родителях и детях вектор на вовлеченность и открытость. Мы много общаемся с представителями разных школ, с принимающими семьями и ни разу не сталкивались с семейным образованием. Возможно, это делается по причинам здоровья, религии или из-за исключительных обстоятельств. Но там нет ничего похожего на ситуацию в России, где сейчас многие знают о семейном образовании и активно им интересуются. Там, наоборот, все стараются принимать участие в жизни местного комьюнити, часто центром которого как раз и является школа. Редко кому захочется добровольно исключить себя из этой атмосферы общих спортивных праздников, театральных постановок, благотворительных мероприятий и т.д.
С.М.: По официальной статистике всего три процента американцев выбирают обучение дома, но в России американский хоумскулинг среди приверженцев СО считается чуть ли не эталоном.
Светлана Овчаренко: Наверное, кто-то из американцев, какая-то яркая личность сумела преподнести всему миру его позитивные стороны… Но, кроме обучения в семье, государство предоставляет и другие возможности, например, там есть чартерные школы – нечто среднее между государственными и частными.
С.М.: Да, это, на мой взгляд, аналог наших семейных школ, только в отличие от них, чартерные школы государство поддерживает финансово и организационно… А какие еще принципиальные отличия существуют в американском образовании?
Светлана Овчаренко: Американские школы принципиально отличаются тем, что там уважается любой выбор ученика. То есть, даже если ученик выбирает не учиться и получает только неудовлетворительные оценки, это не отразится на отношении к нему учителей и одноклассников, в их глазах это не делает человека хуже. Кроме того, оценки являются тайной, и окружающие смогут узнать о них только, только если сам ученик о них расскажет.
Коллектив в старших классах образуется на спортивных секциях, а не на уроках. А в секциях имеют право принимать участие все ребята, независимо от их физических способностей, и даже ученики с ограниченными возможностями – они, как правило, становятся менеджерами команд. Тренировки у детей в американских школах очень интенсивные, а межшкольные соревнования – захватывающие, однако главное, что «тренируется» на этих секциях – это чувство коллектива, взаимовыручки и личной успешности.
С.М.: На мой взгляд, информации о вариантах получения высшего образования за границей очень мало. Вы помогаете тем ребятам, которые учатся в Америке по программе обмена, определиться с выбором дальнейшего пути?
Михаил Овчаренко: Мы постоянно ищем новые возможности и общаемся с родителями, которые тоже их ищут. В школах Америки есть консультанты, которые помогают это делать. Но дети, которые там заканчивают школу, уже не нуждаются в такой помощи. Они разбираются в этом лучше нас.
С.М.: Многие ли потом поступают в университеты Америки?
Михаил Овчаренко: Да, из тех, кто выбирает второй год обучения и получение американского аттестата, поступают практически все, кому это было интересно. Среди наших выпускников есть те, кто получил 100% стипендию в университете, 75% стипендию, а вот 50% стипендии получают практически все, кто успешно заканчивает школу в США.