57-я школа, если кто не знает, это номер один в официальных рейтингах лучших школ Москвы. Там максимальное количество детей всяких влиятельных и известных лиц. По крайней мере, так было ДО знаменитого скандала.
Я много описаний школ читала. Но это, конечно, было самым “скромным”: “Обучение в Нашей школе отвечает самым высоким академическим стандартам. Важно, чтобы все наши ученики были готовы к обучению на определённом уровне”.
Читай: отобранные дети. Вот в этой пафосной фразе сконцентрирована суть публичного успеха 57-й школы. Там точно не будет никаких гиперактивных детей, или детей с особенностями развития. Или тех, кто не вписался в классно-урочную систему. Зачем портить статистику?
У меня был собственный опыт общения с 57-й, на родительском собрании в этой школе, когда там набирали два 5-х класса – по конкурсу. То, что школа престижная, мы почувствовали сразу. На платный кружок, где обучали основным школьным предметам, за 4 дня записались более ста человек. И это, поверьте, были дети, посещающие школу каждый день, а не как моя дочь с подругами – время от времени. Приехав на место, мы еще раз оценили популярность оной школы: вереница родителей и детей начиналась задолго до входа. На входе нас разделили. Дети разошлись по классам, а мы отправились на родительское собрание.
Нам было сказано, что здание школы досталось недавно и с обременением в виде некоего количества учеников и учителей. И чтобы заполнить его и набрать дополнительные классы, администрация три года подряд проводит этот самый кружок. Чтобы попасть в 5 класс, кружок посещать необязательно. Его создание преследует другие цели.
Я спросила, какие именно это цели. «Ну, во-первых, заработать. А во-вторых, дать ребятам возможность узнать что-то новое и интересное».
Ну, что сказать, во-первых, честно. Во-вторых, по поводу нового и интересного – как-то не сложилось. Дети сказали, что так скучно, как на словесности им еще никогда не было. На математике их тестировали, давая всем простые задачки и ограничивая время выполнения. Биология им, правда, понравилась. Но не настолько, сказали они, чтобы терпеть ради нее три остальных урока.
И еще мне запомнилось, что родители на собрании вели себя как дети:
– А можно спросить у учителей про успехи ребенка?
Мне об этой удивительной метаморфозе родителей говорил И.М.Чапковский: «Когда мама заходит в школу, на ней как будто появляется школьный фартучек и она начинает вести себя как ученица». Ну в самом деле, кто может тебе запретить узнать у учителя про успехи ребенка? Пойди да и узнай! Но нет, надо сначала спросить разрешения. И услышать в ответ: «Да знаю я все эти ваши вопросы: а на каком месте мой Васенька? Я вам сразу отвечу, у нас тут не ипподром и мы мест детям не присваиваем».
И вроде бы правильный ответ, пренебрежение в нем явно спровоцировано самим спрашивающим… О, это уже забытое мной ощущение – когда тебе демонстрируют, что тобой не особо тут дорожат. Нет, даже приятно, что все предельно честно. Желающих ведь так много, а отсеивать кого-то надо. Некоторые родители (видимо, такие, как я) отсеиваются сразу – им становится как-то не по себе. Наверное, я все-таки уже слишком избалована домашними и семейными школами. Которые не могут похвастать стопроцентным поступлением в вузы и не имеют столько победителей всевозможных олимпиад.
Еще один «детский» вопрос:
– А чем ваша школа отличается от других?
Человек, явно знал, чем. Иначе бы не привел сюда своего полусонного ребенка в выходной в 10 часов утра.
Внимание, ответ:
– В нашей школе престижно учиться, в ней престижно преподавать.
Нет, мне правда нравится игра в открытую! Просто у меня такое ощущение, что народ не слышит ответов.
А я задала неприличный вопрос. Прекрасно знаю, что госшколы – это место, где взрослым наплевать на потребности детей, включая самые базовые, физиологические. Конечно, в знаменитой 57-й этот вопрос наверняка решен, но.. четыре часа занятий – это все-таки долго:
– Здесь-то детям скажут, где туалет и где попить водички?
Да, конечно, ответили мне.
Первое, что я услышала от детей, когда пришла их забрать, от троих сразу – вопросы про туалет и про воду.
В общем, детям не понравилось.
Кстати, на собрании был родитель, который так и спросил:
– А что делать, если ребенку не понравится?
Читай: а как все-таки заставить его жрать ваш кактус?!

Прилагаю документ – это переписка в тетради по так называемой словесности. Вот что ощущали дети во время уроков. Не очень разборчиво, поэтому расшифрую: “Спать хочется. Угу. Смыться бы отсюда. Я голодная. Мы умрем здесь. Скорее бы уехать. А у нас еще 4 урока. Это ужОс. Не так, вот так его рисуют. Короче, ужасно. Скучно. Голодно. Я заказываю такси: “Алло, скорее заберите нас отсюда”. Я скоро взорвусь.”
у нас тоже такое же ощущение – ужас-ужас.ребенок не мог дождаться, когда же это закончится……..естественно ни о каком поступлении туда вопрос даже не рассматривался…..уж не знаю…может это только на кружке такое отношение?… ведь не могут же быть такие хорошие результаты при таком скучном обучении…..(